Развитие межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры

  • Страниц:55
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по педагогике. Преподаватель оценил работу на 5
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
    В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, …

    Читать подробнее

    Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
    В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
    На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В.Бондаревская, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова).
    В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
    Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность.


  • Введение……………………………………………………………………… - 3
    Глава 1. Теоретический анализ межличностных взаимоотношений дошкольников и их развитие в подвижных играх………………………… - 6
    1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста ……………….…. - 6
    1.2. Межличностные взаимоотношения дошкольников…………….…… - 12
    1.3. Подвижные игры в развитии межличностных отношений у дошкольников………………………………………………………………. - 18
    Глава 2. Особенности межличностных взаимоотношений в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста………………………… - 26
    2.1. Общая характеристика исследуемой группы. Методы …

    Читать подробнее


    Введение……………………………………………………………………… - 3
    Глава 1. Теоретический анализ межличностных взаимоотношений дошкольников и их развитие в подвижных играх………………………… - 6
    1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста ……………….…. - 6
    1.2. Межличностные взаимоотношения дошкольников…………….…… - 12
    1.3. Подвижные игры в развитии межличностных отношений у дошкольников………………………………………………………………. - 18
    Глава 2. Особенности межличностных взаимоотношений в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста………………………… - 26
    2.1. Общая характеристика исследуемой группы. Методы исследования……………………………………………………………… - 26
    2.2. Результаты исследования коммуникативных умений и межличностных взаимоотношений у старших дошкольников………… - 33
    2.3. Психолого-педагогические рекомендации развития межличностных взаимоотношений у дошкольников……………………………………… - 37
    Заключение…………………………………………………………………. - 40
    Список литературы………………………………………………………… - 42
    Приложения………………………………………………………………… - 44







  • Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. -М., 2005.- 180 с.
    Жуков Н.М. Подвижные игры. – М.: Академия, 2010.- 291с.
    Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск; Харвест, 2001.- 218с.
    Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 2007. – 110 с.
    Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А.Н. Леонтьев,-М.: Просвещение, 2003.-231с.
    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/М.И. Лисина;под.ред. А.Г. Рузской.- 2-е изд.-М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-384с.
    Лютова …

    Читать подробнее

    Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. -М., 2005.- 180 с.
    Жуков Н.М. Подвижные игры. – М.: Академия, 2010.- 291с.
    Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск; Харвест, 2001.- 218с.
    Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: НПЦ, 2007. – 110 с.
    Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А.Н. Леонтьев,-М.: Просвещение, 2003.-231с.
    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/М.И. Лисина;под.ред. А.Г. Рузской.- 2-е изд.-М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-384с.
    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь, 2012.–190с.
    Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2011.–320с.
    Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2005.–400с.
    Писаренко В.И. Педагогическая этика/ Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998.- 800с.
    Репина Т. А. Социально - психологическая характеристика группы детского сада. М.: Академия, - 2009. – 170 с.
    Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. –М.:АСТ, 2006.–148с.
    Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2006. - № 3.
    Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Владос, 2007. – 290 с.
    Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998.- 800с.
    Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. – М.: Педагогика, 2007.–120с.
    Шаграева О.А. Детская психология. – М.: Владос, 2011. – 316 с.
    Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. – 480 с.

  • Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности,  а также инициатива играющих в рамках правил игры.Классификация подвижных игр.Различают три основных класса игр: некомандные, …

    Читать подробнее

    Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности,  а также инициатива играющих в рамках правил игры.Классификация подвижных игр.Различают три основных класса игр: некомандные, переходные, командные. В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо, только правилам игры. В переходных к командным играм появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. В начале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных задач приходится действовать согласованно. В командных играх соревнования происходят между игровыми командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.Возрастные степени согласованности действий требуют от участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более сложных движений, необходимых в командной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от командных действий к командным играм. Чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержание игры. Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где, наряду с отличным владением двигательными навыками, необходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива.Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих.На две группы подразделяются и командные игры: с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием – эстафеты. В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мелкие – по такому, например, признаку, как форма организации. Так эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые. Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий. Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховому и зрительному), с предметами. Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действие под музыку (танцы, пение). Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки. Они довольно сложны для проведения. В наше время популярность приобрели разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное содержание которых позволяет рано знакомить детей с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей и другие. Подвижные игры ? игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего ? скоростных.По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);– сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.)В старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.Требования, предъявляемые к подвижным играм.Все многообразие игровых средств, используемых на уроках и тренировках, можно представить в виде подвижных игр для воспитания быстроты, выносливости и тактической подготовки. При выборе игры нельзя не учитывать возрастных особенностей физической и технико-тактической подготовленности, количестве занятий, организации и дисциплинированности, условия проведения данного занятия, наличие инвентаря. Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любую из уже основных игр постепенно усложняют за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменяя способы перемещения. Проведение игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и водящих. Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали учителя. Лучше всего, чтобы играющие были расставлены в исходное положение для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся в круг, то учитель располагается не в середине круга, а в цепи играющих. Если класс разделен на две команды, и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды, а затем развести на исходные позиции.В ходе игры надо приучать дошкольников точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины. В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п. Кроме контроля за соблюдением правил, нужно следить и за тем, чтобы дошкольников правильно выполняли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (удачный) можно начислять дополнительные очки. Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещё увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются вялость в движениях, невнимательность, нарушение правил, увеличение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и т. д.Окончание игры не должно быть для дошкольников неожиданным, можно предупредить играющих: «Играем ещё 3 минуты» и т. д.Глава 2. Особенности межличностных отношений в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста. 2.1 Общая характеристика исследуемой группы. Методы исследованияСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношений людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.  В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени,  но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.).   В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование его отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).Группа исследования состояла из 20 детей (11 мальчиков и 9 девочек) 5-6 лет.Для определения уровня развития межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста были применены следующие методы: - Анализ литературных источников.- Педагогическое наблюдение.- Тестирование.- Педагогическое исследование (диагностика межличностных взаимоотношений Коломенского Я.Л. «У кого больше?» и изучение коммуникативных умений детей.).- Беседа.Анализ научно – методической литературы.Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Для того что бы определить особенности методики развития межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры, нами было проанализировано 50 литературных источников, 45 из которых вошли в список литературы. Педагогическое наблюдение.Педагогическое наблюдение осуществлялось с целью изучения воспитательной работы в детском образовательном учреждении, так как она имеет свои существенные особенности. Так же в течение педагогического наблюдения были уточнены методические вопросы определения уровня развития межличностных взаимоотношений детей.Педагогическое исследование.Сфера межличностных отношений сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?». Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок – тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.Следующий этап работы в социометрическом эксперименте – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (KB); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: I – «звезды» (5 и более выборов); II – «предпочитаемые» (3-4 выбора); III – «принятые» (1 -2 выбора); IV – «не принятые» (0 выборов). Если в эксперименте использовался отрицательный критерий («Кому бы ты не стал давать картинку?» («Секрет»), появляется статусная категория «отверженных». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный, отчуждающий. Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий УБВ – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. В. Коэффициент взаимности (KB) КВ вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - KB = 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (средний). III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше (сверхвысокий). Г. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ =33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, III - КУ = 50-65 %, IV - КУ = 66 %выше. Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: I - высшая – входят дети, КУ которых равен 5-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %. Такое условное распределение детей на группы имеет реальный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится. Д. Индекс изолированности (ИИ). Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса – прямой показатель успешности воспитательных усилий. Изучение коммуникативных умений детей.Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей.Проведение исследования. Первая серияДвум детям одного возраста дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.Вторая серияАналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придется делиться.Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.Обработка данных.Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. п.2. Как контролируют друг друга во время работы (замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют).3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.4. Помогают ли друг другу и как.5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).6. Изучение критериев выбора партнера для общения.Беседа Вопросы для беседы с ребенком, в которых моделируются ситуации выбора партнера в разных видах деятельности. С кем бы ты хотел играть? Почему? С кем бы ты хотел сидеть на занятии?С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда?Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости?Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой?С кем бы ты хотел поделиться конфетой?Проведение исследования. С ребенком беседуют о выборе партнеров и причинах этого выбора. Обработка данных. Определяют, какие черты (нравственные качества, умения, внешние особенности и пр.) чаще выделяют дети. Анализируют, как выбор и его критерии зависят от предполагаемой ситуации общения или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и т. д.).Детские ответы классифицируют, учитывая при этом, что сильнее всего влияет на выбор дошкольника:- общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);- внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.) или оценка взрослых («Его воспитательница хвалит»);- умения сверстника или его знания;- нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения и деятельности («Трудится аккуратно»);- дружеские отношения («Я с ним дружу»);- не могут объяснить.2.2 Результаты исследования коммуникативных умений и межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возрастаПосле проведения исследования по выше изложенным методикам, были получены следующие результаты. По результатам методики Я. Л. Коломинского были получены следующие результаты:По пункту «Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений» «звезды» составили 15%, «предпочитаемые» 35%, «принятые» 35% и «не принятые» 15%. Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы:Рис. 1. Данные по пункту «Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений» (%).

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi