Место оружейной палаты в художественной культуре руси

  • Страниц:1
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по культурологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Тема курсовой работы: «место Оружейной палаты в художественной культуре Руси». Изучая историю Руси мы затронули тему оружейной палаты. Ее живопись показалось для меня очень увлекательной и мне захотелось наиболее тщательно выяснить об этом, изучить индивидуальности творчества иконописцев, также выяснить о таких предметах, как шапка Мономаха, драгоценные скипетр и держава, государственный щит и меч, хранящихся в Кремле. Однако больше всего меня интересует иконопись оружейной палаты.
    Искусство Руси X - XVII вв. любопытно тем, что оно создавалось в течении огромного временного промежутка и …

    Читать подробнее

    Тема курсовой работы: «место Оружейной палаты в художественной культуре Руси». Изучая историю Руси мы затронули тему оружейной палаты. Ее живопись показалось для меня очень увлекательной и мне захотелось наиболее тщательно выяснить об этом, изучить индивидуальности творчества иконописцев, также выяснить о таких предметах, как шапка Мономаха, драгоценные скипетр и держава, государственный щит и меч, хранящихся в Кремле. Однако больше всего меня интересует иконопись оружейной палаты.
    Искусство Руси X - XVII вв. любопытно тем, что оно создавалось в течении огромного временного промежутка и событий происходивших в то время. Ведь развитие Российского государства и нашествие татаро-монгол на Русь, феодальная раздробленность и возвеличивание Столицы, смутное время и смена царской династии никак не могли пройти даром для духовных ценностей российского народа. Лишения, войны и сражение за то, чтобы быть самим собой и именоваться русским — это все наложило след и сформировало душу российского человека. И, как результат, нашло выражение в культуре Руси.
    В рамках курсовой работы я тщательно изучу биографию иконописцев, их технику и приемы. В оружейной палате собраны образцы целой военной эпохи, а ведь тема религии и ратного дела шли рука об руку в течении всей летописи Русского государства, ведь не напрасно перед боем на Куликовом поле произошло богослужение и после, все войско двинулась, как единое целое. Поэтому, я считаю, что иконы в оружейной палате писались более близкими по духу обычному люду, который дрался за собственную независимость.
    Для начала я изучу цели создания и историю Оружейной палаты. Потом я попробую изучить индивидуальности творчества самых ярких адептов (в каком жанре они работали, какие главные средства художественной выразительности использовали), а еще изучить происходившие изменения в иконописи.
    Данная тема в особенности актуальна в наше время, так как Оружейная палата хранит принципиальные реликвии нашей истории. В ней собраны как военные, так и духовные ценности. Сегодня есть тенденция переписывания истории и только эти вещи и их история помогают нам помнить всю значимость исторических событий.

  • Введение - 3
    Оружейная палата - 5
    Живописцы Оружейной палаты - 9
    Симон Ушаков - 14
    Иконопись 17 века - 17
    Парсуна - 21
    Заключение - 24
    Список литературы - 26
    Приложение - 128
    Приложение - 229

    Читать подробнее

    Введение - 3
    Оружейная палата - 5
    Живописцы Оружейной палаты - 9
    Симон Ушаков - 14
    Иконопись 17 века - 17
    Парсуна - 21
    Заключение - 24
    Список литературы - 26
    Приложение - 128
    Приложение - 229

  • Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др.; под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 743 с.
    О. И. Победова;Московская школа живописи при Иване Грозном;Наука, Москва, 1972 г.
    Борзова, Е. П. История мировой культуры : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. – Санкт-Петербург. : Лань , 2007. – 669 с.
    И. А. Богатская, Ю. Н. Лубченков, А. Б. Тихомирова;Белый город,Москва, 2007г.
    Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008 . – 280 с.
    История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. …

    Читать подробнее

    Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др.; под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 743 с.
    О. И. Победова;Московская школа живописи при Иване Грозном;Наука, Москва, 1972 г.
    Борзова, Е. П. История мировой культуры : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. – Санкт-Петербург. : Лань , 2007. – 669 с.
    И. А. Богатская, Ю. Н. Лубченков, А. Б. Тихомирова;Белый город,Москва, 2007г.
    Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008 . – 280 с.
    История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс , 2007. – 534 с.
    Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов по дисциплине “Культурология” / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М. : Академия , 2007. – 604 с.
    Калмыкова В.; Предчувствие перемен: Путешествие по Оружейной палате ;Юный художник.- 1998.- №6.
    Лурье Ф. Российская история и культура в таблицах.-СПб,1998. 238 с.
    Малицкий Г.Л. К истории Оружейной палаты Московского Кремля. //Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Сб. научн. трудов. М.,1954 - С.507-560.
    Маркова Г.А. Большой Кремлевский дворец К.А. Тона.-М. ,1994.
    Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988. - 430 с
    Немцова Н. Ремесленники, коих история нарекла художниками: О мастерских Оружейной палаты, и мастерах; Искусство(газета).- 1997.-№42.
    Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в ХУШ -перв.пол. XIX в.//Очерки истории музейного дела в России. М. ,1961. - С. 281.
    О. И. Победова;Московская школа живописи при Иване Грозном;Наука, Москва, 1972 г.
    Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М. ,1997. 526 с.
    Разгон А.М. Охрана исторических памятников в России (ХVIII-первая половина XIX в.)//Очерки истории музейного дела в СССР.- М.,1971. С.292-365
    Чёрный В.; Живописцы оружейной палаты на пороге нового времени; Искусство ( газета)- 1997.- №41.

  • В 1679 году за огромные творческие успехи мастер был удостоен дворянского звания и годового оклада, равного тому, что получал самый высокооплачиваемый живописец 17 века Симон Ушаков.С 1680 года Иван Безмин возглавляет живописную мастерскую Оружейной палаты( живописцы, так же как и иконописцы, имели собственную корпорацию в рамках Оружейной палаты). Такое деление было обусловлено утверждением новейших принципов изображения, живописания, то есть воссоздания с натуры, живства.Кисти Ивана Безмина принадлежали как иконы, так и парсуны. С его именем связывается внедрение новейшей техники …

    Читать подробнее

    В 1679 году за огромные творческие успехи мастер был удостоен дворянского звания и годового оклада, равного тому, что получал самый высокооплачиваемый живописец 17 века Симон Ушаков.С 1680 года Иван Безмин возглавляет живописную мастерскую Оружейной палаты( живописцы, так же как и иконописцы, имели собственную корпорацию в рамках Оружейной палаты). Такое деление было обусловлено утверждением новейших принципов изображения, живописания, то есть воссоздания с натуры, живства.Кисти Ивана Безмина принадлежали как иконы, так и парсуны. С его именем связывается внедрение новейшей техники иконописания - письмо «по трафтам»(«Страшный суд» - в качестве материала живописцы использовали холст, по которому лики и открытые части тела писались маслянными красками, а одежды обозначались кусками шёлка, то есть посредством аппликации).Период совместной работы русских живописцев с заграничными мастерами в стенах Оружейной палаты, пришедшийся на 1660 - 1670-е гг, воплотился в ряде творений, в которых свойства портрета начинают доминировать над иконописными. Ранние парсуны русских живописцев (портрет Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, князя Скопина - Шуйского) еще мало отличались от икон. Все они написаны на иконных дощечках, темперными красками в классической иконописном стиле.Главная часть российских портретов относится к 2 последним десятилетиям 17 века.В 1680 - 1690-е художниками Оружейной палаты формируется много портретов авторитетных людей, некоторые из них дошли до сегодняшних дней.Весьма показательно для конца 17 века и то, что наравне с Оружейной палатой новые мысли в живописи культивируются и в Посольском указе, и в остальных городах России. Но вплоть до начала 17 века Оружейная палата сохраняла за собой смысл специфичной русской академии художеств.Взлет культуры и художества наступает только в середине 17 века, когда вновь укрепившемуся Российскому государству удалось преодолеть результаты польско - шведской интервенции. Главным художественным центром не только Столицы, но и всего Русского государства становится в данные годы Оружейная палата, во главе которой был поставлен один из более образованных людей 17 века боярин Б. М. Хитрово. Тут были сосредоточенны лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали исправлять и расписывать по новой дворцовые палаты и церкви, тут писались иконы и миниатюры. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые творили картины и иконы, полковые знамёна, щиты, ювелирные изделия.Кроме того, Оружейная палата служила чем - то вроде высочайшей художественной школы. Сюда прибывали живописцы для улучшения собственного профессионализма. Все великолепные работы возглавлял «жалованный» царский изограф Симон Ушаков. Кроме Ушакова более значительными из иконописцев Оружейной палаты были Кондратьев, Безмин, Иосиф Владимиров, Зиновьев, Никита Павловцев, Филатов, Фёдор Зубов, Уланов.Кроме российских мастеров работали тут и иностранцы, во многом обогащавшие творческий опыт русских живописцев новейшей техникой, новыми живописными приёмами. Здесь впервые российские мастера овладели техникой масляной живописи по тафте и другими видами художества. Здесь же впервые сначала приглашёнными иностранцами, а позже и российскими мастерами писались портреты царя, патриарха, приближённых к царю бояр. Заграничные профессионалы за многие годы жизни в России так сжились с русской культурой, что творчество их тяжело отделить от истории российской живописи 17 века. Оружейная палата сыграла огромную роль в развитии российской живописи и графики 2-ой половины 17 века.Обширное использование нашёл в Оружейной палате метод совместной работы. Так, композиция во многих иконах сочинялась одним живописцем, «знаменовавшим», то есть рисовавшим иконы; лики иконы или «личное», как наиболее ответственная ее часть, писались другими; «доличное», то есть одежды и фон,- 3, «трава и деревья»- 4. При этом случалось, что в одном труде объединялись мастера разных художественных взоров и вкусов. Зачастую это приводило к неограниченным, эклектичным решениям.Симон УшаковОдной из основных фигур российского художества 17 в был Симон Ушаков (1626-1686). Был человеком многоплановых интересов. Совместно со своим приятелем Иосифом Владимировым он защищал в теоретических сочинениях право живописца рисовать настоящую жизнь. В «Слове к приверженцам иконного писания» он призывал живописцев правильно показывать земную красоту, сопоставляя живопись с зеркалом. Энтузиазм к теории художества, столько показательный для всей деятельности Ушакова, вообще отличителен для данной эпохи.Ушаков был иконописцем и должен был следовать канонам, как того требовала церковь. Но живописец отважно вводил в изображения элементы настоящей жизни, бессчетные бытовые подробности. В иконах он последовательно использовал светотеневую моделировку, придавая практически скульптурную объёмность ликам святых, Христа либо Богоматери.В иконе, выполненной по царскому заказу, «Богоматерь Владимирская»(«Насаждение древа государства Российского») Ушаков в центральном медальоне изобразил Владимирскую Богоматерь, которая считалась покровительницей Руси. Медальон с ее фигурой размещен на стволе дерева, в ветвях которого размещены маленькие медальоны с портретами российских великих князей и царей. В данной иконе живописец показал себя незаурядным портретистом.Сочетание старых и новейших тенденций особенно видно в иконе Ушакова «Троица». Взяв за основу старенькую иконописную схему композиции, живописец, стремясь представить священную сущность собственных персонажей обильно покрыл их одежды золотыми линиями, уделив огромное внимание и золотому фону, на котором разворачивается действие. Лица и руки ангелов переданы, однако, так объёмно как их не изображали до сих времен. В построении композиции живописец использовал некие элементы прямой перспективы, неизвестной старым русским мастерам. В форме здания, помещённого на заднем плане, ясно ощутимы черты зодчества Возрождения, знаменитые, разумеется, Ушакову по тем гравюрам, которые распространялись в это время.Ушаков был одним из основных живописцев Оружейной палаты, которая в 17 в. делается главным художественным центром державы. Она получает исключительный смысл как школа, занимающаяся подготовкой высококвалифицированных мастеров живописи и прикладного художества. Лучшие из них остаются при Оружейной палате, выполняя разные государственные и личные заказы. В особенности расцветает активность Оружейной палаты, когда во главе ее становится боярин Богдан Хитрово, человек тонкого вкуса и незаурядных организаторских способностей. В Оружейной палате работали не только российские живописцы.Для русских живописцев данного времени отличителен энтузиазм к изображениям реального человека, его личных черт. Портрет — 1-ый светский жанр в древнерусской живописи. В портретах, именуемых в это время парсунами, живописцы устремляются к тому, чтоб как можно точнее воспроизвести внешнее сходство.Во 2-ой половине 17 в. в портретах можно отметить 2 направления. В 1 случаях живописцы, изображая царя и бояр, создают торжественные композиции, идеализируют образ, восхваляя портретируемого. В других — ставится задача как можно наиболее точного изображения, практически иллюзорности в передаче фактуры тканей, блеска глаз, мягкости кожи лица.Реальная жизнь начинает всё более интересовать художников. Передача портретных черт персонажей, интерес к действительному пейзажу, к бытовым деталям, к деталям светотеневой моделировки, обращение к непосредственный перспективе — всё это черты новоиспеченного, которые еще соседствуют со старыми классическими формами.Русское художество 10 — 17 веков создала значимые духовные ценности. Без них было бы нереально последующее блестящее формирование отечественной художественной культуры. Принципы древнего зодчества: ее ясную плодотворную логику и идейно-художественную образность, ее связь с окружающей природой, синтез со статуей и живописью. Древние живописцы в собственных станковых и монументальных творениях ставили и решали огромные композиционные и колористические задачи. В известной степени ограниченные иконографическим каноном, они сотворили национально своеобразное художество, которому чужды грозная праздничность и прохладная созерцательность Византии, не свойственна и преувеличенная экспрессия готики. Вместе с тем высочайший моральный идеал русского человека с его нравственной чистотой и искренней стойкость нашёл в нём колоритное выражение.Иконопись 17 векаНачало 17 века ознаменовалось господством 2-ух художественных направлений; одно из них получило наименование годуновской школы, так как большая часть известных творений этого направления сделано по заказу царя Бориса Годунова и его членов семьи. Цветовая гамма произведений сдержанная. В построении формы большая роль отводилась рисунку.Другое направление принято именовать Строгановской школой. Большая часть икон данного стиля связанно с заказами знатного купеческого семейства Строганновых. Строгановская школ - это искусство иконной миниатюры. Не глубочайшее внутренне содержание той либо другой композиции волновали живописцев,а красота формы.Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и утончённый рисунок, мастерская каллиграфия линий, достояние и неповторимость орнаментации, многоцветный спектр, важной составной частью которого стали золото и серебро,- вот составные доли художественного языка мастеров Строгановской школы. Одним из более именитых живописцев - Строгановцев был Протокопий Чирин. К числу его ранних произведений относится иконка «Никита - воин» (1593).Элементы типичного реализма, наблюдавшиеся в живописи Строгановской школы, получили формирование в творчестве наилучших мастеров 2-ой половины 17 века - царских иконописцев и художников Оружейной палаты.Ее иконописцы, работавшие по царским заказам делились соответственно уровню квалификации на жалованных мастеров и кормовых иконописцев 3-х статей. Для исполнения работ большого размера привлекались еще «городовые» иконописцы, работавшие в остальных городах,что обеспечивало повсеместное распределение «стиля Оружейной палаты».

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi