Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте почти полностью овладевает системой родного языка: умеет говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова и др.
Иная картина наблюдается у дошкольников при фонетико-фонематическом расстройстве речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие определяется в логопедии как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами …
Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте почти полностью овладевает системой родного языка: умеет говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова и др.
Иная картина наблюдается у дошкольников при фонетико-фонематическом расстройстве речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие определяется в логопедии как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствии дефектов воприятия и произношения фонем. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Благодаря фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, Е. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, ГФ. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и другие).
Недоразвитие фонематического слуха приводит к дефектам звукопроизношения. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками ( детьми с нарушениями чтения и письма). Именно поэтому весьма актуальным является своевременное устранение недостатков произношения и фонематических процессов у детей в старшем дошкольном возрасте.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи апробирована временом. Эта система включает не только коррекцию речевого дефекта, но и подготовку дошкольников к полноценному усвоению грамоты (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.). Тем не менеее, на современном этапе развития логопедической науки, по-прежнему, актуальным остается вопрос о повышении эффективности работы логопеда с группой дошкольников с ФФН, поиск новых путей, связанных с преодолением речевого дефекта и профилактикой нарушений письменной речи.
Введение ……………………………………………………………………………. - 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ1.1. Речевой онтогенез детей дошкольного возраста……………51.2. Нарушение фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников………………………………………………………………………111.3. Анализ системы логопедической работы по подготовке дошкольников с ФФН к школьному обучению……………………………………………………. - 14
Выводы по первой главе…………………………………………………………. - 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ГРУППЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН 2.1 Цель, задачи, методика …
Введение ……………………………………………………………………………. - 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ1.1. Речевой онтогенез детей дошкольного возраста……………51.2. Нарушение фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников………………………………………………………………………111.3. Анализ системы логопедической работы по подготовке дошкольников с ФФН к школьному обучению……………………………………………………. - 14
Выводы по первой главе…………………………………………………………. - 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ГРУППЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН 2.1 Цель, задачи, методика организации логопедического изучения…….262.2 Логопедическая характеристика группы………………………………….292.3 Организация коррекционно - логопедической работы по формированию речевой готовности группы дошкольников к усвоению грамоты…………312.4 Результаты эксперимента……………………………………………………. - 36
Выводы по второй главе…………………………………………………………Заключение……………………………………………………………………………Список используемой литературы……………………………………………….Приложение…………………………………………………………………………
Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети с ФФН речи не могут самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Опыт обучения и воспитания дошкольников с данной речевой патологией показывает, что дети с ФФН обладают довольно большим потенциалом развития, который может быть реализован в результате правильно организованного логопедического воздействия.
Целью констатирующего эксперимента явилось изучение особенностей фонетико-фонематических процессов у детей и выявление у них предпосылок …
Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети с ФФН речи не могут самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Опыт обучения и воспитания дошкольников с данной речевой патологией показывает, что дети с ФФН обладают довольно большим потенциалом развития, который может быть реализован в результате правильно организованного логопедического воздействия.
Целью констатирующего эксперимента явилось изучение особенностей фонетико-фонематических процессов у детей и выявление у них предпосылок готовности к овладению грамотой. Было отобрано 10 человек, в возрасте 6-6,5 лет — экспериментальная группа.
Достижение цели экспериментального изучения потребовало решения следующих задач:
1.Отобрать комплекс заданий для исследования речевых функций и процессов, являющихся предпосылками обучения грамоте;
2.Изучить предпосылки готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
В исследовании применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- эмпирических: анализ медицинской и педагогической документации; беседы с воспитателями, логопедами, родителями и детьми; наблюдение, педагогический эксперимент в констатирующем варианте с последующим анализом, обработкой и обобщением полученных результатов;
Для обоснования диагностической работы с детьми важными методологическими принципами являются системность, комплексность, деятельностный подход, принцип динамического изучения.
Нами была взята за основу модифицированная методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи, разработанная Е.Н. Российской, Г.В. Чиркиной «Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной речью». Модификация была проведена по линии упрощения содержания анкеты и балльной шкалы уровневой оценки мотивации письменно — речевой деятельности.
Она направлена на выявление:
1. резервных возможностей учащихся при овладении навыками изложения собственных мыслей;
2. симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие речи.
Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе логопедического обследования и составления перспективного плана коррекционной работы, а также при оценке динамики формирования навыков самостоятельной речи.
Обобщая результаты констатирующего эксперимента, мы получили следующую картину: 80% старших дошкольников с ФФН (8 чел.) имеют недостаточную готовность к обучению грамоте, 20% - имеют среднюю степень готовности к обучению грамоте.
По уровню сформированности устно-речевых предпосылок обучения грамоте у детей с ФФН были выделены три подгруппы.
В первую вошли 3 человека. У двоих из них имелись нарушения произносительной стороны речи. Отклонения в слуховой дифференциации фонем носили нестойкий характер.
У детей, отнесенных к этой подгруппе, уровень ориентировки в звуковой действительности речи был относительно высоким. Дети принимали задачу анализа звуковой действительности, у них не наблюдалось соскальзывания на предметную сторону слова. Они правильно называли звук, встречающийся во всех предложенных словах, выделяли слово с заданным звуком в предложении. Им были доступны элементарные формы звукового анализа слова: выделение гласных и согласных звуков. Однако действия их не были автоматизированы, носили развернутый характер: дети проговаривали все слова вслух или шепотом.
Детям данной подгруппы требовалась помощь со стороны взрослого в виде наводящих вопросов, повторного произнесения слов, иногда с интонационным выделением звуков.
Ко второй подгруппе были отнесены четыре ребенка. У всех детей отмечались нарушения фонетической стороны речи. Всем детям были свойственны отклонения в слуховой дифференциации отдельных групп звуков: твердых - мягких, свистящих - шипящих, трудности удержания последовательности слогового ряда.
У испытуемых данной подгруппы имелась направленность на звуковую сторону речи, они правильно принимали поставленную задачу. Однако их представления о речевой действительности и ее элементах отличались неустойчивостью. Дети узнавали звук, встречающийся во всех предложенных словах, но затруднялись выделить слово с заданным звуком в предложении. Одни из них пытались повторить за взрослым все предложение, другие растерянно замолкали. Необходимо было, чтобы экспериментатор сам повторил слово, предложение несколько раз, так как однократного предъявления было недостаточно.
В третью подгруппу вошли двое детей, у которых отсутствовала направленность на звуковую сторону речи. Никто из них не справился с предложенными заданиями. У 1 человека этой подгруппы наблюдалось отсутствие многих звуков. У 1 человека обнаружилась стойкая замена звуков. У 1 человека обнаружился сигматизм и ротацизм. При обследовании фонематического слуха выявились трудности различения свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких звуков. У всех детей отмечались затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда: имели место перестановки слогов, увеличение и сокращение их числа.
Из исследования можно сделать вывод, что у всех детей с ФФН страдают неречевые функции, сильно страдают устно-речевые предпосылки. Из этого можно сделать вывод, что с детьми должны проводиться дополнительные занятия.
Так, в результате собеседования с родителями, педагогами, изучения документации, логопедического обследования было выявлено, что 90% обследуемых детей имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 10% имеют низкий уровень.
Основные направления по формированию речевой готовности группы дошкольников к усвоению грамоты включали следующие составляющие.
Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза велось в следующей последовательности:
1.Развитие слухового внимания и памяти;
2.Знакомство детей с терминами «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук»;
3.Уточнение артикуляции гласных звуков (А, У, И, О, Э, Ы). Выделение ударного гласного из начала слова;
4.Обучение выполнению звукового анализа из 2-3 гласных звуков. Анализ звукового ряда (иа, иу, ау, иау, эау, аэы);
5.Обучение анализу и синтезу обратного слога (АП, УТ, ОК);
6.Выделение конечного согласного звука из слов типа МАК, СУП;
7.Обучение выполнению звукового анализа и синтеза прямого слога;
8.Выделение начального согласного из начала слова;
9.Полный звуковой анализ 3-х звукового слова (МАК, КОТ, СУП);
10. Определение наличия звука в слове;
11. Определение места звука в слове (начало, середина, конец);
12. Привитие умения определять количество звуков в слове;
13. Анализ слов типа СОДА, СИМА, САДЫ. Выкладывание схем слова из раздаточного материала;
14. Обучение детей делению слова на слоги.
Одновременно велась работа над развитием высших неречевых психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти, оптико-пространственных представлений, мышления).
Все логопедические занятия были построены на сюжетно-ролевом содержании. На каждом занятии дети попадали в новую сказку, где, помогая сказочным героям, выполняли различные задания.
Все занятия имели определённую структуру.
1.Подготовительный этап: активизация внимания детей, повторение материала предыдущих занятий.
2.Рассказ воспитателя об очередных приключениях сказочных героев. В ходе этих событий происходило знакомство с новым звуком, развитие зрительного восприятия, внимания, пространственно-временной ориентировки, мышления.
3.Работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, зрительной и слуховой памяти, физкультминутка, знакомство с буквой и развитие графических навыков.
4.Подведение итогов.
После окончания логопедической работы, которая длилась с декабря по апрель было проведено повторное обследование детей с ФФНР.
Данные свидетельствуют, что все показатели к концу обучения детей существенно улучшились. 80% детей имеют допустимый уровень развития речи.
Существенно снизились отклонения произносительной стороны речи.
Все дети обогатили свой словарный запас, стали более грамматически правильно строить предложения. В своей речи стали пользоваться структурой сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. Без дополнительных вопросов составляли рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении монологической речи. Речь детей стала более точной в структурном отношении, логически последовательной, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
У детей стало более правильное звукопроизношение. Дети более четко произносили звуки и пользовались интонацией.