Субкультура как способ межличностной и межкультурной комуникации

  • Страниц:1
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по культурологии. Преподаватель оценил работу на 5
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Процесс глобализации приводит к расширению взаимодействия различных народов и их культур посредством прямых контактов и культурных обменов между государственными институтами, общественными движениями, социальными группами и отдельными личностями. Процесс самоидентификации вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению, выражающемуся как в пассивном неприятии ценностей других культур, так и в активном противодействии их распространению и утверждению. Межкультурная коммуникация выступает важным фактором регуляции не только взаимоотношений между странами, но и внутренней …

    Читать подробнее

    Процесс глобализации приводит к расширению взаимодействия различных народов и их культур посредством прямых контактов и культурных обменов между государственными институтами, общественными движениями, социальными группами и отдельными личностями. Процесс самоидентификации вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению, выражающемуся как в пассивном неприятии ценностей других культур, так и в активном противодействии их распространению и утверждению. Межкультурная коммуникация выступает важным фактором регуляции не только взаимоотношений между странами, но и внутренней жизни.
    Содержание и результаты межкультурной коммуникации во многом зависят от способности ее участников адекватно понимать друг друга и достигать согласия, в противном случае локальный национализм становится причиной конфликтов и трений, ведущих к дезориентации государственного единства. Следовательно, для такой многонациональной страны, как Россия, проблемы взаимодействия представителей различных культур являются не менее важными, чем политические и экономические.
    Рассмотрение взаимодействий молодежной субкультуры с доминирующей культурой через призму теории межкультурной коммуникации способствует определению новых путей к пониманию сущности молодежных субкультур. Такая возможность обусловлена, во-первых, тем, что, согласно постмодернистской точке зрения на структуру культуры, все ее элементы равнозначны и равноценны, а потому понятие «субкультура» имеет значение в силу того, что фиксирует наличие разных культур в рамках одного общества. Во-вторых, если в начале становления кросс-культурных исследований под межкультурной коммуникацией предполагалось взаимодействие представителей разных стран, к тому же говорящих на разных языках, то на современном этапе развития науки в нее включают и взаимодействие представителей одной страны, принадлежащих к разным культурам или субкультурам. Причем обязательность использования иностранного языка в подобных коммуникациях была поставлена под сомнение, потому что один и тот же язык может использоваться в разных культурах (например, немецкий - в немецкоговорящих странах) или, напротив, разные языки - в одной культуре (например, коммуникация на уроках английского языка в русскоговорящих школах).
    Особый интерес сегодня представляют исследования локальных особенностей межкультурных взаимодействий, обусловленных относительной самостоятельностью и обособленностью региональной культуры, с одной стороны, и ее включенностью в глобальные потоки - с другой. Кроме того, многие молодежные субкультуры в нашей стране формируются на основании уже существующих элементов зарубежных культур (например, скинхеды - Великобритания, хип-хоп - Америка, аниме - Япония), а значит, они заимствуют и некоторые ценности этих культур. В таком случае мы можем говорить о транскультурности молодежной субкультуры, т.е. о ее способности осваивать культурный опыт разных стран и быть одновременно представителем нескольких культур. В этих условиях взаимодействие молодежных субкультур региона с его базовой культурой становится одним из важнейших элементов развития современной цивилизации и одновременно гарантом сохранения действительной, а не номинальной целостности России.
    Анализ отечественной и зарубежной научной литературы свидетельствует о том, что степень разработанности затрагиваемых в данной работе вопросов неравнозначна. Достаточно основательно исследованы теоретико-методологические основания изучения культур и молодежных субкультур. Малоизученными остаются молодежные субкультуры различных краев и областей России в целом, их место и роль в региональной культуре частности. Хотя имеется небольшое количество работ, рассматривающих взаимодействие молодежных субкультур с базовой культурой общества, а вот исследований взаимодействия молодежных субкультур между собой нами не найдено.

  • Введение - 2
    1. Молодежная субкультура: понятийный аппарат, типология - 5
    1.1 Понятийный аппарат - 5
    1.2. Факторы, способствующие формированию субкультур - 8
    2.Межкультурная коммуникация субкультуры. - 16
    3.Субкультура моделистов работы органов ООН: средства коммуникации - 22
    Заключение - 28
    Список литературы - 29

    Читать подробнее

    Введение - 2
    1. Молодежная субкультура: понятийный аппарат, типология - 5
    1.1 Понятийный аппарат - 5
    1.2. Факторы, способствующие формированию субкультур - 8
    2.Межкультурная коммуникация субкультуры. - 16
    3.Субкультура моделистов работы органов ООН: средства коммуникации - 22
    Заключение - 28
    Список литературы - 29

  • Дёмина Л.Д., Табурова Т. С. Отношения со значимым другим как ресурс совладания личности с трудной жизненной ситуацией // Известия Алт. гос. ун-та. - 2010. - №2.- С. 5-14.
    Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности
    Костюрина Н.Ю. Толерантность в культуре провинциального города // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» : программа, тезисы докладов и сообщений. - СПб., 2008..
    Нагайцев В.В. Современные технологии …

    Читать подробнее

    Дёмина Л.Д., Табурова Т. С. Отношения со значимым другим как ресурс совладания личности с трудной жизненной ситуацией // Известия Алт. гос. ун-та. - 2010. - №2.- С. 5-14.
    Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности
    Костюрина Н.Ю. Толерантность в культуре провинциального города // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» : программа, тезисы докладов и сообщений. - СПб., 2008..
    Нагайцев В.В. Современные технологии альтернативного разрешения социальных конфликтов // Известия Алт. гос. ун-та. - 2008. - №2.
    Гаранович М.В. О социолингвистическом изучении субкультур // Глобальный научный потенциал -СПб., 2013. № 9(30). -С. 144-147.
    Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь: в 2-х т. -М.: Вече: АСТ, 1999.- Т. 2.- 308 с.
    Кирилина А.В., Гриценко Е. С., Лалетина А.О. Глобализация в аспекте лингвистики // Вопросы психолингвистики. -М., 2012. -№ 1(15). -С. 18-37.
    Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л. Пушкарева; Ин-т этнологии и антропологии РАН. -М., 2009. -340 с.
    Павлова С. Субкультура моделистов работы органов ООН: вербальные и невербальные средства коммуникации/Социо и психолингвистические исследования. Вып. 1.-2013.- С.86-89.

  • Это открыло возможности для плюрализма в искусстве, научной методологии, а также в сфере социальных процессов, где, начиная с 70-х годов начинается «бум» появления молодежных субкультурных движений.Информационная эпоха, породившая виртуальные миры, сообщества, всевозрастную увлеченность Игрой. Особенностью нового мира стал «человек играющий», который одновременно выступает и автором и исполнителем и зрителем виртуальной жизни. Это находит свое отражение и в молодежных движениях, где фактор интерактивности оказывается чрезвычайно важным. Как пишет автор одного сайта, посвященного молодежным …

    Читать подробнее

    Это открыло возможности для плюрализма в искусстве, научной методологии, а также в сфере социальных процессов, где, начиная с 70-х годов начинается «бум» появления молодежных субкультурных движений.Информационная эпоха, породившая виртуальные миры, сообщества, всевозрастную увлеченность Игрой. Особенностью нового мира стал «человек играющий», который одновременно выступает и автором и исполнителем и зрителем виртуальной жизни. Это находит свое отражение и в молодежных движениях, где фактор интерактивности оказывается чрезвычайно важным. Как пишет автор одного сайта, посвященного молодежным субкультурам «Ни рок-концерт, ни живая ролевая игра, ни рэйв-пати не будут считаться удачными и состоявшимися, если публика не примет участия в процессе. «Сцена» и «зал» сливаются, образуя единое целое. И успешность культурного события, как и успешность ритуала, зависят от успешности их взаимодействия ».Другим важным аспектом информационной эпохи является развитие власти СМИ, что усиливает информированность о возникающих объединениях, движениях и порождает «цепную реакцию». Подавляющая часть современных субкультур молодежи, существующих в России, является результатом копирования, заимствования их западных образцов, перенесенных в среду, где также имелись подходящие условия для «роста».Кризис социально-политических программ (тоталитаризм, нацизм, капитализм, социализм) и как - результат недоверие к политической жизни, власти, отчуждение от социума, стремление ухода от социальной активности или бунта «против системы». Значительная часть молодежных движений возникает в знак протеста против проведения той или иной государственной политики (войны во Вьетнаме, расизма, поощрения миграции, жесткой цензуры, отсутствии свободы слова и т.д.)Индустрия моды, развитие бизнес-корпораций, зарабатывающих деньги на товарах для молодежного андеграунда. Бизнес не только отвечает на потребности, но и с помощью рекламы активно формирует их. В конце XX века одним из активных направлений индустрии моды становится производство товаров, открытие специальных магазинов для представителей различных суб-движений. В Интернет размещены сайты, предлагающие атрибуты, одежду, парики, разнообразные «фенечки» для готов, эмо, ролевиков, толкиенистов, растаманов и т.д. Этот бизнес требует поддержания имиджа субкультур и способствует его активной рекламе (в основном в Сети).Развитие массовой культуры, в которой поиски индивидуальности также подчинены стереотипу, образцу для подражания. Индивидуальность в массовом обществе в условиях СМИ-культуры носит, скорее, не личностный, а групповой характер.В России расцвет субкультурных движений молодежи сопутствовал крушению советской системы власти, что обусловило прозападные настроения большинства молодых людей. Возникшие в Великобритании и США стили стали копироваться и быстро распространятся в российских мегаполисах. Молодежные движения 60-80 (стиляги, хиппи, битники и др.) также в свое время были результатом «экспорта культур» (точнее, субкультур) и выступали выражением свободы, неподчинения социалистическим идеалам аскетизма, трудолюбия, социальной активности.Рассмотрим и те причины формирования молодежных субкультур, которые имеют, по нашему мнению, вневременный характер и связаны не столько с конкретно-историческими, но и психологическими, экзистенциальными, духовными то есть внутренними источниками:Стремление к коммуникации с «себе подобными», создание собственной среды обитания, в противовес той, которая воспринимается негативно, критически. Причинами этого могут стать насилие, деспотизм в семье, школе.Стремление к участию в «тайных обществах», обладанию знанием для «посвященных» (что отличает определенного типа субъекта, имеющих повышенный интерес к мистическому) или собственной тайной жизни, со «своим языком», «своей музыкой», «своей модой» и т.д.Дух протеста, всегда присущий молодежи, но особенно проявляющийся в периоды кризиса социальных ценностей. В периоды стремления к унификации всех сторон жизни он проявлялся в эпатажных формах хиппи, панк-культры, яркости стиляг, модов и др. В периоды развитой индустрии шоу-бизнеса, «гламура» и глянцевой моды, он выражается в движениях «антигламура», ухода к «естественной простоте жизни» или виртуальные игровые пространства.Стремление к свободе «личной жизни», независимости в самоопределении, самоидентификации. Даже если свобода невозможна в повседневной реальной жизни, молодой человек может ощущать себя независимым в виртуальном сообществе.Поиски смысла, противостояние абсурдности повседневного существования, посвященного служению внешним для самого человека целям. Одним из частых мотивов ухода подростков «в подполье», из дома, из реальности становится стремление найти смысл и цель жизни, которые видятся в общении, свободе, творчестве, любви, удовольствии, игре и т.д.Выплеск естественной в подростковом возрасте энергии, которая не находит выхода ни в физическом труде, ни в спорте, но находит выражение или в творчестве (музыка, граффити и др.), или в насилии, уличных драках.Разрушение семьи как среды, питающей развитие личности, создающую Дом в экзистенциальном смысле этого понятия. Изменение в институте семьи, вызванное эпохой свободы и плюрализма, гедонизма и культа карьеры, привели к тому, что более 80% из заключенных браков распадаются, а, следовательно, большее число детей воспитываются одним из родителей (как правило, полностью занятым работой). Одиночество и пустота вместо общения, воспитания, обучения все чаще характеризуют сегодня жизнь ребенка в семье. Отсюда - стремление к обретению своих «братьев и сестер», наставника и покровителя в тех или иных сообществах и общинах.Стремление не к созиданию, а к потреблению благ и наколенных обществом достижений. Высокий уровень развития материальной сферы общества позволяет значительной части молодежи вести паразитический образ жизни. «Ничегонеделание», постоянная игра, бесконечный досуг, смена видов развлечения - становятся способом жизнедеятельности не единиц, а большого количества молодых людей, что позволяет называть их объединения «субкультурами», «молодежными движениями» и т.д. Пассивно-безразличный образ жизни, эгоцентризм, сосредоточенность исключительно на собственных интересах - одно из следствий развития высокотехнологичнойцивилизации,породившейпроблему «перепотребления».От выявления источников формирования феномена молодежных движений перейдем к рассмотрению его характерных черт.Отметим еще раз, что молодежные движения понимаются нами как включающие и молодежные субкультуры, а также помимо них - политизированные объединения и образования.Молодежные движения (породившие и молодежные субкультуры) при всем их многообразии имеют типичные признаки:наличие собственной идейно-теоретической программы (в развитом виде - философии, в примитивном - идеи, - изложенных в ясной форме);наличие идеологического ядра, группы лидеров, авторов стиля и лозунгов (политических объединениях - явных, в субкультурных сообществах - чаще всего неявных);наличие внешних атрибутов (у неформалов, имеющих гипертрофированное значение, у политизированных движений - дополнительное);ритуализированные действия (посвящения, демонстрации и марши, клятвы и присяги и т.д.);«символ веры»: заповеди и нормы, табуированные и идеализируемые поступки, собственный «кодекс чести»;наличие сленга (как правило, отличает субкультурные движения, в политизированных движениях чаще отсутствует);виртуальная или реальная территория (обозначенность в СМИ, Интернет, нередко в конкретных районах «обитания» или «сбора»).Общим, что позволяет нам рассматривать субкультурные сообщества и политизированные объединения является свободное самоопределение личности, включения в то или иное движение на основе собственного идейного выбора.Современные движения это во многом группы единомышленников, стремящихся к консолидации ради определенных идейно-философских целей. Их мир ценностей может противостоять официальной культуре, философия - быть поверхностной или примитивной, образ поведения - асоциальным, но при всем этом, они - своеобразные индикаторы развития духовно-интеллектуальной жизни общества, творческие силы, не нашедшие себе место в реальности, будущее поколение, которое нельзя не брать во внимание, изучая многообразие современного мира.2.Межкультурная коммуникация субкультуры.Иная концепция коммуникации формируется в рамках семиотического направления понимания культуры. Ю.М. Лотман считает, что «развитие культуры, как и акт творческого сознания, есть акт обмена и постоянно подразумевает «другого» - партнера в осуществлении этого акта», а смысл культурного контакта заключается в том, чтобы «восполнить недостающее звено и ускорить эволюцию культуры». Процесс этот диалектически противоречив, являясь одновременно «поиском своего» и «поиском чужого». С одной стороны, нуждаясь в партнере, культура постоянно создает собственными усилиями этого «чужого», эксте- риоризирует его вовне и проецирует на вне нее лежащие культурные миры. С другой стороны, для того чтобы общаться с внешней культурой, культура должна интериоризировать ее образ внутрь своего мира, причем этот образ должен быть переводим на внутренний язык культуры (т.е. не был бы «чужим») и был «чужим» (т.е. не был бы переводим на внутренний язык культуры). Существенную сторону культурного контакта, по Ю.М. Лотману, имеет наименование партнера, которое равнозначно включению его в «мой» культурный мир, кодирование «моим» кодом и определение его места в моей картине мира или переименование себя в соответствии с наименованием, которое мне дает внешний партнёр по коммуникации.Несмотря на разность данных подходов к определению понятия «культура» и «коммуникация» в культуре, можно констатировать, что в научных кругах сложилось определённое мнение относительно ведущего смысла, вкладываемого в понятие «межкультурная коммуникация». Во-первых, это принадлежность отправителя и получателя информации к разным культурам; во-вторых, это осознание участниками коммуникации «чужеродности» партнера; в-третьих, это символичность процесса взаимодействия (код).Отсюда следует, что для конкретизации понятия «межкультурная коммуникация» нам очень важно рассмотреть вопрос соотношения понятий «культура» и «субкультура». Можно представить культурный ансамбль человечества в форме ступенчатой пирамиды, на вершине которой располагается общечеловеческая культура, ступенью ниже находятся национальные и этнические культуры, затем многочисленные субкультуры и на последней ступеньке - индивидуальные культуры. Но происходящий в настоящее время глобальный процесс перехода от моностилической культуры к полистилической ведет к разрушению культурной иерархии, то есть налицо «ситуация расслоения единой советской культуры на конгломерат субкультур». Кроме того, в ряде случаев субкультуры могут развиваться вне базовой культуры, правда в упрощенных формах, заменяющих нормальные, естественные формы культуры, если группы поставлены в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишены свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития. Вдобавок, некогда маргинальные субкультуры могут выйти на передний план, в результате чего возникает парадоксальная ситуация - меньшинства (будь то национальные, сексуальные, религиозные и др.) в своей совокупности оказываются в большинстве. Невозможно обойти вниманием и тот факт, что формирование и развитие некоторых субкультур основывается на заимствовании элементов не своей, а чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты.Следующий, не менее важный вопрос - обязательность/необязательность использования в межкультурной коммуникации иностранного языка. Действительно, под углом зрения изучения и использования иностранного языка на факультетах языковой коммуникации интерес для теории МКК представляет главным образом национальный уровень коммуникации культур. Тогда задача обучения видится в контрастивном сопоставлении, как правило, двух конкретных культур с целью выявления и преодоления как культурных, так и языковых факторов, способствующих и сдерживающих МКК, а также поиску путей нейтрализации последних с целью оптимизации МКК. Но языковой критерий едва ли можно признать обоснованным, так как в соответствии с ним из типологии межкультурной коммуникации следует исключить случаи, когда один и тот же язык используется в разных культурах (например, немецкий - в немецко-говорящих странах), и добавить в нее учебные разговоры лиц, изучающих иностранный язык (например, коммуникация на уроках английского языка в русскоговорящих школах), что является неверным. Кроме того, даже если в коммуникации представителей разных культур используется иностранный язык, то таковым он является, как правило, только для одного из участников общения.Следовательно, наиболее оптимальным, на наш взгляд, следует считать определение межкультурной коммуникации, данное Ю.П. Тен: «Межкультурная коммуникация - совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» или в данном случае к разным субкультурам.Для нашего исследования определенный интерес представляет также типология МКК, созданная П.Н. Донец:межкультурная трансференция, при котором культурах заимствует из культурыу определенное явление;межкультурное сосуществование, когда носитель культуры живет и действует в условиях культуры;межкультурная деятельность, когда носитель культуры и носитель культуры сотрудничают в процессе осуществления производства, коммерции, обучения и т.д.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi