Русские свадебные обряды

  • Страниц:29
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по культурологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • С древнейших времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и запоминающихся. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции присущие каждому народу. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи. Свадьба, одно из немногих событий, которое останется в памяти очень и очень надолго.
    Сегодня мы замечаем в определенных слоях городской и сельской молодежи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения …

    Читать подробнее

    С древнейших времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и запоминающихся. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции присущие каждому народу. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи. Свадьба, одно из немногих событий, которое останется в памяти очень и очень надолго.
    Сегодня мы замечаем в определенных слоях городской и сельской молодежи возвращение интереса к традиционному свадебному обряду. Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как искусственно созданный обряд регистрации настолько отталкивает своей казенной формой, что молодые и их гости стремятся поскорее пережить его, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы, как таковой, .
    Актуальность темы работы в том, что свадьба всегда считалась важным событием в жизни человека, поэтому свадебные традиции и свадебные обряды играли важную роль и исполнялись в строгой последовательности. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран.
    Актуальность выбранной мной темы очевидна - в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений, забываются традиции и обычаи. Хотя беседуя с людьми о том, какие праздники или обычаи отметим, что они знают, многи выделяют венчание и выкуп невесты.
    Цель – проанализировать особенности свадебных обычаев на Руси.

  • Введение - 2
    Глава 1. Теоретические аспекты свадебных обрядов на Руси - 4
    1.1 Русский свадебный обряд - 4
    1.2 История русских свадебных обрядов - 12
    Глава 2. Исследование русских свадебных обрядов в Рязанской области - 20
    2.1 Русские свадебные традиции в Рязанской области - 20
    2.2 Этнопроект «Рязанская свадьба» - 26
    Заключение - 27
    Использованная литература - 29
    Приложения - 31

    Читать подробнее

    Введение - 2
    Глава 1. Теоретические аспекты свадебных обрядов на Руси - 4
    1.1 Русский свадебный обряд - 4
    1.2 История русских свадебных обрядов - 12
    Глава 2. Исследование русских свадебных обрядов в Рязанской области - 20
    2.1 Русские свадебные традиции в Рязанской области - 20
    2.2 Этнопроект «Рязанская свадьба» - 26
    Заключение - 27
    Использованная литература - 29
    Приложения - 31

  • 1.Балашов Д. М., Русская свадьба / Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И./ М.:Современник, 2009. 47с.
    2. Батамункуев Ц.А., Юность древнего обряда/ «Респект» С-П., 2009.150с.
    3. Белова А.В., Замужество в провинциальной дворянской культуре к XVHI пер.пол. XIX вв./ Тверь: комп. «Фомизм», 2010, 157с.
    4.Данилюк А.Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина нашей Родины / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. М.:Просвещения, 2014. 24с.
    5. Метлик И.В., Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / И.В. …

    Читать подробнее

    1.Балашов Д. М., Русская свадьба / Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И./ М.:Современник, 2009. 47с.
    2. Батамункуев Ц.А., Юность древнего обряда/ «Респект» С-П., 2009.150с.
    3. Белова А.В., Замужество в провинциальной дворянской культуре к XVHI пер.пол. XIX вв./ Тверь: комп. «Фомизм», 2010, 157с.
    4.Данилюк А.Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина нашей Родины / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. М.:Просвещения, 2014. 24с.
    5. Метлик И.В., Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. / И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников; под ред. И.В. Метлика. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264с.
    6. Еремкин А.И., Проблемы духовного воспитания в современной школе / А.И. Еремкин / Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. – Белгород, 2009. 15с.
    7. Костанян Н.Н., Русская народная словесность./ М., СвР-АРГУС, 2008.210с.
    8.Колпакова Н.П., Лирика русской свадьбы./ М.:Современник, 2010. 120с.
    9.Кулагина А.В., Русская свадьба./ М.:Современник, 2011. 190с. 10.Костомаров Н.И., О жизни, быте и нравах русского народа. /Костомаров Н.И., Забелин И.Е. М., 2010.139с.
    11.Лазутин С.Г., Поэтика русского фольклора. Учебное пособие для студентов филологических специальностей. /М., 2010.220с.
    12.Филипповский В. С.,Страницы из истории Верховажья. / В 2- х т: Т.2, М.:Современник, 2010. 195с.
    13.Шейн П.В. ,Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. / Шейн П.В. СПб.,2009. 108.
    14. www yarsvadba.ru
    15. www spektr.info>arhives/1714
    16. www RUSFOLKLOR.ru
    17. Русский свадебный обряд. http://advertblog.ru/dlya-shkolnika/srednyaya-shkola/starinnye-svadebnye-obriady-vologodskoi-oblasti/
    18. Свадьба на Руси. http://www.agrosland.ru/skopin-vstrecha/ryazansvadby.htm
    Приложения
    Приложение А. Свадебные обряды
    Приложение Б. свадьбы, как таковой, в Рязанской области
    Приложение В. Этнопроект Рязанская свадьба

  • Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался еще с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крестная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы примечательно, что по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во все новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав …

    Читать подробнее

    Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался еще с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крестная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы примечательно, что по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во все новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались[11]. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом. Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - примечательно, что по ленте. Косу продавал младший брат, Очень интересный момент, что у белорусов - сестра невесты. Перед отъездом к венцу жениха и невесту благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую ее руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был примечательно, что по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица. К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. примечательно, что по дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство. Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение. У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - все это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, известно , что они вдвоем с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, подчевать . Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками[13]. В определенный момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, известно , что они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, либо "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних селах женские уборы отличались. Провожали жениха и невесту на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. молодая обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. суженый в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать ее, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить[17]. Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан либо баню (ключи от спальни жениха и невесту хранились Очень интересный момент, что у него), и свахи шли за простыню либо рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьезностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру Очень интересный момент, что у жениха их не было), приводили и начинали подчевать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что известно , что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна. Второй день свадьбы, как таковой, назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знаменами шествовали примечательно, что по селу .Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодоженов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и людей, приглашенных на свадьбу блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испеченный в доме невесты еще до воскресенья, украшенный "шишками" из теста либо фигурками птичек, на юге нашей родины еще и свадебным деревцем , наконец разрезали и угощали гостей[2]. Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей родней водить "хлеб-соль". После свадьбы, как таковой, для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству. Но на Масленку и после Пасхи о молодоженах вновь вспоминали: молодежь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали Очень интересный момент, что у жены выкуп за мужа, закопанного в снег(чаще всего - поцелуй). После Пасхи жениха и невесту "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжелой работой. Глава 2. Исследование русских свадебных обрядов в Рязанской области2.1 Русские свадебные традиции в Рязанской областиОт многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня еще можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершенный без соблюдения народных обычаев, действительным. Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться примечательно, что по сей день осенью, после уборки урожая, Рязанская область не является исключением. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюбленные могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели[15]. В Рязанской области свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если Так же хочется обратить внимание, что при сватовстве отец невесты выпивал предложенное родней жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определенная обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. Очень интересный момент, что у обеих сторон были закрепленные и освященные традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п. Первоначально свадебный обряд в Рязанской области был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести жениха и невесту вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влек за собой, примечательно, что по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра[17].Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять невесту как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот в Рязанской области распространен благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали". Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен прежде всего для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала ее мать, подруги.В Рязанской области свадьба была веселым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, как таковой, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определенные сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, как таковой, а окончательное соединение жениха и невесту совершалось только после свадебного пира[16]. В Рязанской области "свадьбой" называется не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства. Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как еще назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою нареченную из ряда нарядных девушек, поцеловать ее. Иногда на свадьбу в Рязанской области звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все. Когда о дне начала свадьбы, как таковой, было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе[15].Ежедневно жених дарил своей нареченной небольшие подношения . На предсвадебных вечерках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки еще с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную либо льняную косу лентами, цветами. Расчесывали волосы невесты, вечером вели ее в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей. Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты в Рязанской области. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался еще с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крестная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы примечательно, что по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во все новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались[17]. По поверью, в Рязанской области если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много рыдать. Вот одна из таких причитальных песен:Перекатное красное солнышко,Перекатная ты звезда,За облака звезда закатилася,Что от светлого месяца.Перешла наша девицаЧто из горницы во горницу,Из столовыя во новую,Перешед, она задумалась,Что, задумавшись, заплакала.Во слезах она слово молвила:— Государь мой родной батюшка,Не возможно ли того сделати,Меня девицу не выдати?Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом. Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - примечательно, что по ленте. Косу продавал младший брат, Очень интересный момент, что у белорусов - сестра невесты[14].

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi