Тележурналистика

  • Страниц:18
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по журналистике
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Журналистика как социальный институт призвана служить обществу, быть на стороне граждан. Не зря ее называют «четвертой властью», так как слово, напечатанное или сказанное в эфире, имеет огромную силу. Удовлетворяя интересы самых разных слоев населения, журналистика выполняет различные функции: она может развлекать, может побуждать человека к каким-то действиям, может формировать общественное мнение. Именно поэтому мы говорим о социальной журналистике, аналитической, детской и потребительской. В системе российских СМИ последняя становится все более популярной, ведь появились и пользуются …

    Читать подробнее

    Журналистика как социальный институт призвана служить обществу, быть на стороне граждан. Не зря ее называют «четвертой властью», так как слово, напечатанное или сказанное в эфире, имеет огромную силу. Удовлетворяя интересы самых разных слоев населения, журналистика выполняет различные функции: она может развлекать, может побуждать человека к каким-то действиям, может формировать общественное мнение. Именно поэтому мы говорим о социальной журналистике, аналитической, детской и потребительской. В системе российских СМИ последняя становится все более популярной, ведь появились и пользуются большой популярностью такие телепередачи, как «Контрольная закупка», «Среда обитания», в интернете можно найти огромное количество сайтов, которые помогают покупателям правильно выбрать фотоаппарат или холодильник. В причинах такой ситуации мы постараемся разобраться в рамках этой работы.
    Актуальность данного исследования заключается в том, что приемы адаптации потребительской информации играют большую роль в поддержании имиджа телевизионных компаний. Однако механизмы превращения «потребительской журналистики» в субъект потребительского рынка не изучены, нет письменно зафиксированных правил, по которым должны работать журналисты в этой тематике.
    Степень изученности темы. Потребительская журналистика – явление относительно молодое в России, она только формирует свою понятийную базу, методы и формы отражения действительности. Основной вектор исследований сводится либо к рекламным возможностям СМИ, либо к исследованию этических норм журналистов, работающих по этой теме. Отметим таких авторов, как Я.Н. Засурский («К мобильному обществу: утопии и реальность».) , Е.Л. Вартанова («Основы медиабизнеса»), С.М. Гуревич («Экономика отечественных СМИ»), Е.П. Прохоров («Эффективность деятельности СМИ»), М.В. Шкондин («Система средств массовой информации России»), A.A. Тертычный («На грани истины и лжи//Реклама: культурный контекст»), в работах которых можно найти интересные исследования .
    Объектом исследования является телевизионная программа «Город живет», которая выходила в эфир телеканала ГТРК «Кострома».
    Цели данного научного исследования заключаются в том, чтобы определить особенности потребительской журналистики, выявить специфические методы работы журналистов в телепрограмме «Город живет».


  • Введение - 3
    ГЛАВА 1.Потребительская журналистика в системе СМИ - 5
    1.1.Проблема трактовки понятия «потребительская журналистика» - 5
    1.2. Потребительская журналистика и скрытая реклама: опыт взаимодействия - 7
    1.3. Потребительская тема на современном российском телевидении - 12
    Глава 2. Исследование приемов актуализации потребительской информации на примере телевизионной программы «Город живет» - 16
    2.1. Телевизионная программа «Город живет» - 16
    2.2. Приемы актуализации потребительской информации в программе «Город живет» - 18
    Заключение - 22
    Список использованной литературы: - …

    Читать подробнее


    Введение - 3
    ГЛАВА 1.Потребительская журналистика в системе СМИ - 5
    1.1.Проблема трактовки понятия «потребительская журналистика» - 5
    1.2. Потребительская журналистика и скрытая реклама: опыт взаимодействия - 7
    1.3. Потребительская тема на современном российском телевидении - 12
    Глава 2. Исследование приемов актуализации потребительской информации на примере телевизионной программы «Город живет» - 16
    2.1. Телевизионная программа «Город живет» - 16
    2.2. Приемы актуализации потребительской информации в программе «Город живет» - 18
    Заключение - 22
    Список использованной литературы: - 23

  • Введение
    Журналистика как социальный институт призвана служить обществу, быть на стороне граждан. Не зря ее называют «четвертой властью», так как слово, напечатанное или сказанное в эфире, имеет огромную силу. Удовлетворяя интересы самых разных слоев населения, журналистика выполняет различные функции: она может развлекать, может побуждать человека к каким-то действиям, может формировать общественное мнение. Именно поэтому мы говорим о социальной журналистике, аналитической, детской и потребительской. В системе российских СМИ последняя становится все более популярной, в причинах чего мы …

    Читать подробнее

    Введение
    Журналистика как социальный институт призвана служить обществу, быть на стороне граждан. Не зря ее называют «четвертой властью», так как слово, напечатанное или сказанное в эфире, имеет огромную силу. Удовлетворяя интересы самых разных слоев населения, журналистика выполняет различные функции: она может развлекать, может побуждать человека к каким-то действиям, может формировать общественное мнение. Именно поэтому мы говорим о социальной журналистике, аналитической, детской и потребительской. В системе российских СМИ последняя становится все более популярной, в причинах чего мы постараемся разобраться в рамках этой работы.
    Актуальность данного исследования заключается в том, что СМИ являются мощным средством воздействия на сознание человека. В условиях рынка этот институт имеет неограниченные возможности по формированию определённого отношения к товару или услуге. Однако механизмы превращения «потребительской журналистики» в субъект потребительского рынка не изучены, нет правил, по которым должны работать журналисты, чтобы оставаться на страже общественных интересов.
    Степень изученности темы. Потребительская журналистика – явление относительно молодое в России, она только формирует свою понятийную базу, методы и формы отражения действительности.Основной вектор исследований сводится либо к рекламным возможностям СМИ, либо к исследованию этических норм журналистов, работающих по этой теме. Отметим таких авторов, как Я.Н. Засурский(«К мобильному обществу: утопии и реальность».) , Е.Л. Вартанова(«Основы медиабизнеса»), С.М. Гуревич ( «Экономика отечественных СМИ»), Е.П. Прохоров («Эффективность деятельности СМИ»), М.В. Шкондин («Система средств массовой информации России»), A.A. Тертычный («На грани истины и лжи//Реклама: культурный контекст»), в работах которых можно найти интересные исследования .
    Объектом исследования является телевизионная программа «Город живет», которая выходила в эфир телеканала…... я не знаю, ваш канал!
    Цели данного научного исследования заключаются в том, чтобы определить особенности потребительской журналистики, выявить специфические методы работы журналистов.
    Задачи:
    Дать определение «потребительской журналистике»;
    Выявить сходства и различия данного типа СМИ c рекламой;
    Проанализировать специфические методы подачи потребительской информации на телевидении.
    ГЛАВА 1.Потребительская журналистика в системе СМИ
    Проблема трактовки понятия «потребительская журналистика»
    Потребительская журналистика как особый вид СМИ возникла в России сравнительно недавно. Она пришла в нашу страну с Запада, где активно развивалась с 1960-х годов. Теоретики журналистики предлагают относить к этой группе все СМИ, которые связаны с потребительским рынком, находятся в прямой зависимости от его состояния, мобильно реагируют на все тенденции развития. В России такой тип СМИ возник в результате активного развития деловых СМИ и высоких темпов потребительского рынка. По утверждению некоторых исследователей, российские СМИ активно входят в процесс консъюмеризации, когда медиа, выполняя функции эксперта, становятся участником потребительского рынка, с одной стороны, и являются рыночным продуктом, с другой стороны. Это свидетельствует о возникновении нового типа СМИ – потребительские медиа.
    В теории журналистики данное явление практически не изучено. Не существует терминов, характеризующих как сам потребительский рынок, так и потребительские масс-медиа. Однако в некоторых работах мы можем обнаружить попытки вычленить эту область знания из всей системы СМИ. Например, одна из крупнейших современных личностей в вопросе изучения современной журналистики И.М. Дзялошинский в своей работе «Культура, журналистика, толерантность» предлагает разделить всю современную журналистику на три группы:
    1. Журналистика управления. Люди, работающие в данной сфере, в качестве основной задачи ставят себе управление сознанием и поведением людей.
    2. Журналистика информации. Ученый называет ее «журналистикой успеха». Издания, работающие в этом направлении, в качестве приоритетов ставят для себя успешную реализацию, объемы продаж и рейтинги. Это журналистика информационных услуг, она ориентирована исключительно на то , что нужно определенному типу аудитории. Негласный лозунг таких журналистов - «чем больше покупают издание, тем правильнее я поступаю».
    3. Журналистика соучастия, которая ставит перед собой цель оказать помощь реальным людям. Для таких журналистов не важны тиражи, степень воздействия на аудиторию. Главное для них – взаимопонимание с читателями и зрителями.
    Из этой классификации мы можем сделать вывод, что потребительская журналистика относится ко второму виду. Ведь, с одной стороны, она сродни деловой журналистике, а с другой – социальной.
    Интересной с точки зрения научного определения «потребительской журналистики» можно считать трактовку понятия современным исследователем Рябовым С.Д. Он пишет, что суть потребительской журналистики можно свети к следующему: «специализированное качественное издание, которое претендует на роль общероссийского, ставит себе цель экспертно освещать потребительский рынок и участвовать в нем на правах субъекта».
    Вообще сам феномен потребительской журналистики воспринимается обществом и научным сообществом неоднозначно. Некоторые вообще не считают эту область творчества журналистикой. Так, в 2005 году в Дагомысе прошел фестиваль телевизионных программ «Вся Россия-2005». На нем прозвучала мысль, что в сегодняшних СМИ всего 4% приходится на настоящую, профессиональную журналистику. Эти данные озвучил председатель Союза Журналистов России Всеволод Богданов.В книге «Как стать знаменитым журналистом» указывается, что «сегодня журналистика вычеркивается из контекста общественной-политической жизни, благодаря батыйскому нашествию пиара, политической рекламы и различных технологий воздействия на сознание публики».
    Другая группа исследователей и большинство практикующих журналистов отмечает, что потребительская журналистика имеет право на существование. Определена даже система жанров, которая характерна для этого вида журналистики. К ним относятся короткие новости, новостные заметки, аналитические обзоры и тематическое интервью. Существуют также специфические приемы работы СМИ с потребительской аудиторией. К ним относятся репрезентация, интерпретация, конвенция и коммуникация.
    Репрезентация – это представление какого-то явления с помощью моделей, символов или языковых систем.
    Интерпретация – это метод перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.
    Конвенция проявляется в журналистике как аргументация, обоснование, объяснение и опровержение фактов
    Итак, любое средство массовой информации работает по известной схеме, предложенной еще Лассуэлом : «цель – средство – результат». Если соотнести данную цепочку с потребительской сферой, то мы можем предложить сущность потребительской журналистики как сообщение результатов экспертизы товара, сформирование к нему определенное отношение.
    1.2. Потребительская журналистика и скрытая реклама: опыт взаимодействия
    Очень часто потребительскую журналистику обвиняют в использовании методов рекламы. Отметим, что реклама как вид коммуникации существует в строго определенных формах, распространяется по определенным законам. Реклама – это часть маркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится оплаченное известным спонсором распространение информации. Реклама в России регулируется федеральным законом, она ограничена по объему , по месту распространения и имеет свои критерии эффективности. Теоретики рекламы относят к ним количественные ( сколько должны быть рекламы) и качественные( какой она должна быть, чтобы не нарушать законы восприятия) показатели. Реклама бывает информативная, когда товар выводится на рынок, увещевательная, когда у товара в условиях конкурентной борьбы выделяется какое-то преимущество, сравнительная, когда товар сравнивается с аналогами, и напоминающая, когда товар уже имеет рынок сбыта, но нуждается в напоминании о себе.
    Сами журналисты отмечают, что очень зависят от рекламодателей. Например, главный редактор интернет-издания «Школа Лучникова» Александр Наковальня пишет, что «журналистика – не искусство, а бизнес. Да, это общественно-значимый и общественно-полезный бизнес, поскольку общество объективно заинтересовано в свободном распространении разнообразной информации, но журналисты – люди, которые хотят кушать, а общество устроено так, что за объективный интерес никого не кормит».
    Однако расценки на рекламные компании достаточно велики практически для любых видов СМИ. И , к сожалению, заказчики часто прибегают к скрытой рекламе.
    Вообще само понятие «скрытая реклама» не имеет однозначной трактовки. Так , например, Э.Шиллингер предлагает следующее определение: «Термином «скрытая реклама» обозначают общепринятую практику получать деньги за публикацию или трансляцию материалов, которые выглядят как обычные новости или комментарии, но на самом деле являются оплаченной рекламой».
    Однако по Федеральному закону «О рекламе» мы знаем, что использование или распространение скрытой рекламы в СМИ запрещено, так как «она оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание». Но по данным большинства руководителей теле-радио компаний именно такая реклама является основным источником финансирования. Вице-президент Гильдии Василий гатов указывает, что рынок «джинсы» в федеральных изданиях составляет 130 млн долларов в год, что составляет 1/10 всего рекламного рынка. Более того, в странах Евросоюза сейчас обсуждают закон, по которому разрешается такая реклама – ее максимально допустимое количество — 12 минут в час.
    Сама технология скрытой рекламы имеет чисто американское происхождение. Она появилась в Голливуде в начале 20 века и использовалась в киноиндустрии, где в художественное произведение органично вплетался бренд. Это психологический метод основан на том, что зритель увлечен сюжетом или игрой актера, и его подсознание открыто для различного рода манипуляций. И если зрителю нравится герой, который по утрам пьет , к примеру, бульон «Галина Бланка», то механизм внедрения этого продукта в сознание очень прост. Этот метод очень действенен, но идет в разрез с законом. Практики рекламы и PR в последнее время стали активно использовать такой вид скрытой рекламы, как product placement, что в переводе с английского означает «размещение продукта». Эта технология предполагает демонстрацию «естественных» ситуаций потребления продвигаемого продукта. Это может быть использование, например, муки определенной марки в программе для кулинаров, или кружка с кофе с узнаваемым дизайном или часы на руке ведущего ток-шоу.этой темой сейчас активно занимаются законодатели и ученые, чтобы определить степень законности таких маркетинговых ходов.
    Однако часто журналисты работают именно «по заказу», рекламируя в своих материалах товар или услуг, получая за это вознаграждение. Среди журналистов чаще используется термин «джинса». Он имеет чисто российское происхождение и появился в начале 90-х годов. На Первом канале существовала передача «ТСН», которую вели Александр Гурнов, Татьяна Миткова и Юрий Ростов. Одна из зарубежных компаний, производящих джинсовую ткань, заказала снять сюжет об открытии первого магазина в Москве. Журналисты получили в качестве вознаграждения не деньги, а джинсы. С тех пор все заказные материалы журналисты называют «джинсой».
    Использование «джинсы» в СМИ идет в полном противоречии с Кодексом профессиональной этики российского журналиста . В статье 7 этого документа говорится о том, что журналист считает недостойным использовать свою репутацию для распространения таких материалов. «Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым». Известные журналисты открыто заявляют о своем отношении к данному явлению. Известный журналист Анатолий Борсюк отмечает, что «джинса – это красивое название, но в действительности это криминальное преступление».
    Однако с другой стороны в статье 36 Закона « О СМИ» отмечается, что «редакция не вправе взимать плату за помещение рекламы под видом информационного редакционного или авторского материала». И многие журналисты работают в жанре «скрытой рекламы», отмечают, что не всем нравится работать по таким правилам, но приходится. Так один региональный тележурналист в своем блоге пишет, что ему часто приходится снимать «джинсу». Но работая над такими материалами, необходимо овладеть приемами намеков. Он пишет: « Я просто пытался хоть как-то эти сюжеты превратить из "заказных" в информационные и интересные зрителю. А главное - в честные. Я в совершенстве освоил иносказательный язык. Потому как в заказном сюжете нельзя показать неудобную правду. Но можно намекнуть».
    Проблемой «заказных материалов» в России стали заниматься и на правительственном уровне. Заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк предложил на законодательном уровне защитить журналистов от публикации заказных материалов в СМИ, ввести закон, который снимет с журналистов ответственность за публикацию таких материалов, если они согласованы с руководством редакции. Поводом послужили серия скандалов, в которых журналистов уличали в «джинсе». Например, публикация в «Московском комсомольце» статьи «Политическая проституция сменила пол», судебные тяжбы руководителя информагентства «Ура.ру» Аксаны Пановой и так далее. Железняк указывает, что все вопросы с размещением заказных статей определяются именно собственником СМИ, а не журналистом.
    Обобщая все вышесказанное о скрытой рекламе , отметим, что каждый журналист сам определяет для себя – работать ему с заказными материалами или нет, подчиниться законам рынка или сохранить свое честное имя. Однако следует отметить, что часто журналист становится заложником ситуации, когда «заказной» материал ему поручает выполнить редакция. Например, вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов рассказал, что в 2006 году газета «Труд» публиковала «джинсу». Он указывает, что «в основном статьи заказывали губернаторы, которым надо было в федеральных СМИ правильно засветиться, или мелкие ОАО, отчитывающиеся унылыми заметками в московской газете перед тщеславными хозяевами».
    И в таких ситуациях сотрудникам СМИ важно правильно расставить акценты, чтобы из «джинсы» материал превратился в журналистское произведение.
    1.3. Потребительская тема на современном российском телевидении
    На телевидении сегодня существует несколько программ, которые позиционируют себя как потребительские СМИ. Это программы «Контрольная закупка», «Среда обитания», «Порядок действия» и некоторые другие. Часто потребительские темы поднимаются в информационно-развлекательных передачах, чаще всего это утренние каналы, такие как «Доброе утро» или «Утро России». Потребительская тематика всегда актуальна для аудитории, однако зритель или читатель предпочитает получить объективную информацию о том или ином продукте. В 2006 году Фонд «общественное мнение» провел исследование «Реклама на телевидении». Было выяснено, что 91% телезрителей считает, что на телевидении слишком много рекламы, всего 11% людей смотрят рекламу по телевидению, а 89% предпочитают избегать ее просмотра. Однако очень часто, особенно на региональных телестудиях, в эфир выходят именно «спонсорские» передачи, когда заказчик оплачивает их содержание. Необходимо выяснить, что же заставляет и рекламодателей, и самих журналистов нарушать закон.
    Традиционно реклама на телевидении означает покупку эфирного времени, когда ролик о товаре или услуге выходят в назначенное время. По закону «О рекламе» объем такой информации на телевидении не должен превышать 9 минут в час, а в детских и образовательных передачах реклама допускается только в начале и в конце передачи по одной минуте.
    Сотрудники рекламных агентств и PR-компаний высоко ценят телевизионный формат для продвижения услуг. Они отмечают, что именно телевидение имеет и визуальное и звуковое воздействие, сильное психологическое воздействие и самый большой охват аудитории по сравнению с другими СМИ. Однако традиционные рекламные блоки не всегда эффективны, чему есть ряд объяснений:
    Блоки рекламы, которые прерывают фильмы или передачи, очень раздражают зрителя.
    Концентрация внимания на одном ролике в общем объеме рекламного блока невысока.
    Часто во время рекламы телезритель переключает канал.
    Существуют специальные методики, по которым подсчитывается эффективность рекламы. Обычно она предлагается в виде графиков.
    Теоретики рекламы доказали, что эффективность (запоминаемость) 15-секундного ролика составляет всего лишь 30% от эффективности 30-секундного. Более того, 15-секундный ролик обладает 2,8% эффекта 45-секундного ролика (при исследовании 15-секундные ролики демонстрировались в течение 6 недель, а 45-секундные – 2 недель). По некоторым данным, эффективность рекламных роликов короче 20 секунд не выявлена вообще.
    Именно поэтому маркетологи используют скрытую рекламу. На телевидении она существует в двух формах: визуальная и звуковая. В первом случае это демонстрация товара, которая органично вписывается в сценарий, во втором случае – упоминание бренда в общей канве обсуждения. К «нечистым» технологиям можно отнести методику «25 кадра», эффективность которой не доказана, ее использование запрещено законом.
    Обычно журналистов упрекают в «джинсе», однако стоит отметить, что не всегда эта информация носит явно рыночный характер. Например, новостные выпуски тоже содержат скрытую рекламу. Это различные анонсы фестивалей, концертов, запусках линий производств. На практике такие сюжеты либо полностью оплачиваются заказчиком, что остается неизвестным для зрителя, либо маркетологи телекомпании тщательно разрабатывают информационный повод. В этом случае журналист не преступает этический кодекс своей профессии, выполняя задание. Примером скрытой рекламы может стать ток-шоу и особенно реалити-шоу. Здесь информацию о товаре можно разместить как элемент оформления, можно в подводках ведущих или речи героев использовать название бренда. Так, многолетний проект канала ТНТ «Дом2» может послужить отличным примером таких методик. Очень часто герои пьют молочные напитки, название которых замаскировано, но фирменное оформление само за себя говорит о том, какой именно кефир или молоко пьют участники. В шоу «Последний герой» герои неоднократно и неслучайно мечтали помыть голову не просто шампунем, а именно определенной марки. Особый эффект будет иметь такое ток-шоу, в котором информацию о бренде произносит звезде шоу-бизнеса или политик.
    В рамках данного исследования необходимо выяснить, как же журналист может минимизировать эффект скрытой рекламы в своем произведении.
    Ученые предлагают следующие критерии рекламных материалов:

  • Это журналистика информационных услуг, она ориентирована исключительно на то , что нужно определенному типу аудитории. Негласный лозунг таких журналистов - «чем больше покупают издание, тем правильнее я поступаю».3. Журналистика соучастия, которая ставит перед собой цель оказать помощь реальным людям. Для таких журналистов не важны тиражи, степень воздействия на аудиторию. Главное для них – взаимопонимание с читателями и зрителями.Из этой классификации мы можем сделать вывод, что потребительская журналистика относится ко второму виду. Ведь, с одной стороны, она сродни деловой журналистике, а …

    Читать подробнее

    Это журналистика информационных услуг, она ориентирована исключительно на то , что нужно определенному типу аудитории. Негласный лозунг таких журналистов - «чем больше покупают издание, тем правильнее я поступаю».3. Журналистика соучастия, которая ставит перед собой цель оказать помощь реальным людям. Для таких журналистов не важны тиражи, степень воздействия на аудиторию. Главное для них – взаимопонимание с читателями и зрителями.Из этой классификации мы можем сделать вывод, что потребительская журналистика относится ко второму виду. Ведь, с одной стороны, она сродни деловой журналистике, а с другой – социальной. Интересной с точки зрения научного определения «потребительской журналистики» можно считать трактовку понятия современным исследователем Рябовым. Он пишет, что суть потребительской журналистики можно свети к следующему: «специализированное качественное издание, которое претендует на роль общероссийского, ставит себе цель экспертно освещать потребительский рынок и участвовать в нем на правах субъекта». Вообще сам феномен потребительской журналистики воспринимается обществом и научным сообществом неоднозначно. Некоторые вообще не считают эту область творчества журналистикой. Так, в 2005 году в Дагомысе прошел фестиваль телевизионных программ «Вся Россия-2005». На нем прозвучала мысль, что в сегодняшних СМИ всего 4% приходится на настоящую, профессиональную журналистику. В книге «Как стать знаменитым журналистом» указывается, что «сегодня журналистика вычеркивается из контекста общественной-политической жизни, благодаря батыйскому нашествию пиара, политической рекламы и различных технологий воздействия на сознание публики».Другая группа исследователей и большинство практикующих журналистов отмечает, что потребительская журналистика имеет право на существование. Определена даже система жанров, которая характерна для этого вида журналистики. К ним относятся короткие новости, новостные заметки, аналитические обзоры и тематическое интервью. Существуют также специфические приемы работы СМИ с потребительской аудиторией. К ним относятся репрезентация, интерпретация, конвенция и коммуникация. Итак, любое средство массовой информации работает по известной схеме, предложенной еще Лассуэлом : «цель – средство – результат». Если соотнести данную цепочку с потребительской сферой, то мы можем предложить сущность потребительской журналистики как сообщение результатов экспертизы товара, сформирование к нему определенное отношение.1.2. Потребительская журналистика и скрытая реклама: опыт взаимодействияОчень часто потребительскую журналистику обвиняют в использовании скрытой рекламы. Сами журналисты отмечают, что очень зависят от рекламодателей. Например, главный редактор интернет-издания «Школа Лучникова» Александр Наковальня пишет, что «журналистика – не искусство, а бизнес. Да, это общественно-значимый и общественно-полезный бизнес, поскольку общество объективно заинтересовано в свободном распространении разнообразной информации, но журналисты – люди, которые хотят кушать, а общество устроено так, что за объективный интерес никого не кормит».Вообще само понятие «скрытая реклама» не имеет однозначной трактовки. Так , например, Э.Шиллингер предлагает следующее определение: «Термином «скрытая реклама» обозначают общепринятую практику получать деньги за публикацию или трансляцию материалов, которые выглядят как обычные новости или комментарии, но на самом деле являются оплаченной рекламой».Однако по Федеральному закону «О рекламе» мы знаем, что использование или распространение скрытой рекламы в СМИ запрещено, так как «она оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание». Но по данным большинства руководителей теле-радио компаний именно такая реклама является основным источником финансирования и приносит до 70% дохода. Более того, в странах Евросоюза скрытая реклама сейчас разрешена по закону - максимально допустимое количество скрытой рекламы — 12 минут в час.Сама технология скрытой рекламы имеет чисто американское происхождение. Она появилась в Голливуде в начале 20 века и использовалась в киноиндустрии, где в художественное произведение органично вплетался бренд. Это психологический метод основан на том, что зритель увлечен сюжетом или игрой актера, и его подсознание открыто для различного рода манипуляций. И если зрителю нравится герой, который по утрам пьет , к примеру, бульон «Галина Бланка», то механизм внедрения этого продукта в сознание очень прост. Этот метод очень действенен, но идет в разрез с законом. Практики рекламы и PR в последнее время стали активно использовать такой вид скрытой рекламы, как product placement, что в переводе с английского означает «размещение продукта». Среди практиков чаще используется термин «джинса». Он имеет чисто российское происхождение и появился в начале 90-х годов. На Первом канале существовала передача «ТСН», которую вели Александр Гурнов, Татьяна Миткова и Юрий Ростов. Одна из зарубежных компаний, производящих джинсовую ткань, заказала снять сюжет об открытии первого магазина в Москве. Журналисты получили в качестве вознаграждения не деньги, а джинсы. С тех пор все заказные материалы журналисты называют «джинсой».Использование «джинсы» в СМИ идет в полном противоречии с Кодексом профессиональной этики российского журналиста . В статье 7 этого документа говорится о том, что журналист считает недостойным использовать свою репутацию для распространения таких материалов. «Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым». Известные журналисты открыто заявляют о своем отношении к данному явлению. Известный журналист Анатолий Борсюк отмечает, что «джинса – это красивое название, но в действительности это криминальное преступление». Однако с другой стороны в статье 36 Закона « О СМИ» отмечается, что «редакция не вправе взимать плату за помещение рекламы под видом информационного редакционного или авторского материала». И многие журналисты работают в жанре «скрытой рекламы», отмечают, что не всем нравится работать по таким правилам, но приходится. Так один региональный тележурналист в своем блоге пишет, что ему часто приходится снимать «джинсу». Но работая над такими материалами, необходимо овладеть приемами намеков. Он пишет: « Я просто пытался хоть как-то эти сюжеты превратить из "заказных" в информационные и интересные зрителю. А главное - в честные. Я в совершенстве освоил иносказательный язык. Потому как в заказном сюжете нельзя показать неудобную правду. Но можно намекнуть».Проблемой «заказных материалов» в России стали заниматься и на правительственном уровне. Заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк предложил на законодательном уровне защитить журналистов от публикации заказных материалов в СМИ. Поводом послужили серия скандалов, в которых журналистов уличали в «джинсе». Например, публикация в «Московском комсомольце» статьи «политическая проституция сменила пол», судебные тяжбы руководителя информагентства «ура.ру» Аксаны Пановой и так далее. Железняк указывает, что все вопросы с размещением заказных статей определяются именно собственником СМИ, а не журналистом.Обобщая все вышесказанное о скрытой рекламе , отметим, что каждый журналист сам определяет для себя – работать ему с заказными материалами или нет, подчиниться законам рынка или сохранить свое честное имя. Однако следует отметить, что часто журналист становится заложником ситуации, когда «заказной» материал ему поручает выполнить редакция. И здесь важно правильно расставить акценты, чтобы из «джинсы» материал превратился в журналистское произведение.1.3. Потребительская тема на современном российском телевидении На телевидении сегодня существует несколько программ, которые позиционируют себя как потребительские СМИ. Это программы «Контрольная закупка», «Среда обитания», «Порядок действия» и некоторые другие. Потребительская тематика всегда актуальна для аудитории, однако зритель или читатель предпочитает получить объективную информацию о том или ином продукте. Однако очень часто, особенно на региональных телестудиях, в эфир выходят именно «спонсорские» передачи, когда заказчик оплачивает их содержание. Необходимо выяснить, что же заставляет и рекламодателей, и самих журналистов нарушать закон. Традиционно реклама на телевидении означает покупку эфирного времени, когда ролик о товаре или услуге выходят в назначенное время. По закону «О рекламе» объем такой информации на тв не должен превышать 9 минут в час, а в детских и образовательных передачах реклама допускается только в начале и в конце передачи по одной минуте.Сотрудники рекламных агентств и PR-компаний высоко ценят телевизионный формат для продвижения услуг.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi