Значение фонологии в пражской, питерской, московской школах

  • Страниц:15
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по языкам (переводам)
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Появление и развитие фонологии как начало первого, структурного этапа в истории новейшего языкознания, за которым последовали этапы синтаксический и семантический является очень важным событием в области языкознания. Невозможно переоценить также влияние принципов и методов фонологии, которое она произвела на морфологию, лексикологию, синтаксис, а также на антропологию, семиотику и другие науки.
    Исходя из вышесказанного, нами была выбрана работа на тему «Значение фонологии Пражской, Ленинградской (С.-Петербургской) и Московской школ».
    В нашей работе мы постарались рассмотреть важные аспекты …

    Читать подробнее

    Появление и развитие фонологии как начало первого, структурного этапа в истории новейшего языкознания, за которым последовали этапы синтаксический и семантический является очень важным событием в области языкознания. Невозможно переоценить также влияние принципов и методов фонологии, которое она произвела на морфологию, лексикологию, синтаксис, а также на антропологию, семиотику и другие науки.
    Исходя из вышесказанного, нами была выбрана работа на тему «Значение фонологии Пражской, Ленинградской (С.-Петербургской) и Московской школ».
    В нашей работе мы постарались рассмотреть важные аспекты области фонологии, а также важнейших представителей, занимавшихся вопросами об основных положениях учения о фонеме и фонологии, таких как Бодуэн де Куртенэ И. А., Трубецкой Н. С., Щерба Л. В., Аванесов Р. И. и другие. В нашей работе мы постарались проанализировать теоретические взгляды представителей таких фонологических школ как: Пражская фонологическая школа (ПФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) и Ленинградская, или Санкт-Петербургская фонологическая школа (ЛФШ).
    Рассматривая важность области изучения фонологии в языкознании, в нашей работе мы выбрали за объект исследования проблему изучения и трактовки фонологии в различных фонологических школах.
    Предметом исследования стали подходы различных фонологических школ к явлению фонологии и ее важному элементу – фонеме.





  • ВВЕДЕНИЕ - 3

    ФОНОЛОГИЯ И ЕЕ БАЗИСНАЯ ЕДИНИЦА «ФОНЕМА»……………………………………………………… - 5
    Понятия «фонология» и «фонема»…………………………………………………………………………… - 5
    Понятие «фонетика» и ее отличие от фонологии…………………………………………………………… - 6


    II. ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………… - 7
    2.1 Пражский лингвистический кружок, его идеи…………………………………………………………………. - 7
    2.2 Пражская фонологическая школа и ее основатели……………………………………………………………. - 8


    III.МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ЕЕ ОСНОВАТЕЛИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………… - 9

    3.1 Основные представители Московской …

    Читать подробнее





    ВВЕДЕНИЕ - 3

    ФОНОЛОГИЯ И ЕЕ БАЗИСНАЯ ЕДИНИЦА «ФОНЕМА»……………………………………………………… - 5
    Понятия «фонология» и «фонема»…………………………………………………………………………… - 5
    Понятие «фонетика» и ее отличие от фонологии…………………………………………………………… - 6


    II. ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………… - 7
    2.1 Пражский лингвистический кружок, его идеи…………………………………………………………………. - 7
    2.2 Пражская фонологическая школа и ее основатели……………………………………………………………. - 8


    III.МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ЕЕ ОСНОВАТЕЛИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………… - 9

    3.1 Основные представители Московской фонологической школы.…………………………………………… - 9
    3.2 Основные идеи Московской фонологической школы. Ее отличия от Ленинградской фонологической школы……………………………………………………………………………………………………………… - 10


    IV. ЛЕНИНГРАДСКАЯ (С.-ПЕТЕРБУРГСКАЯ) ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ………………………………………………………………………………………………………………. - 10

    4.1 Основатели Ленинградской, или Петербургской фонологической школы. Личность и главные заслуги Щербы Л.В…………………………………………………………………………………………………………………… - 10
    4.2 Основные идеи Ленинградской, или Петербургской фонологической школы…………………………… - 11


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… - 14

    БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………………………………………. - 15
























  • Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. - М., 1956.
    Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. - Л., 1981.
    Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. Основы обшей фонетики. - СПб., 1991.
    Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1987.
    Зиндер Л.Р., Бондарко Л. В., Гордина М.В. Развитие фонологических идей Л. В. Щербы. - Л., 1980.
    Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. - М., 1983.
    Реформатский А.А. Введение в языковедение. -М., 1987.
    Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. - М., 1970.
    Сусов И.П. …

    Читать подробнее

    Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. - М., 1956.
    Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. - Л., 1981.
    Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. Основы обшей фонетики. - СПб., 1991.
    Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1987.
    Зиндер Л.Р., Бондарко Л. В., Гордина М.В. Развитие фонологических идей Л. В. Щербы. - Л., 1980.
    Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. - М., 1983.
    Реформатский А.А. Введение в языковедение. -М., 1987.
    Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. - М., 1970.
    Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. - Тверь, 1999.
    Трубецкой Н.С. Основы фонологии. - М., 2000.
    Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды, т.1. – М., 1965.
    Шаумян С.К. Проблемы теоретической фонологии. - М., 1962.
    Щерба Н.С. Языковая система, речевая деятельность. – М., 2001.
    Якобсон Р.О. Избранные работы, т.1. – М., 1985.
    Якобсон Р.О., Халле М. Фонология и её отношение к фонетике. Новое в лингвистике. - М., 1962.

  • II. ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.Вначале стоит упомянуть о такой известной личности как Бодуэн де Куртенэ И.А. (1845 - 1929), российском и польском языковеде. Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки. Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал их фонетические особенности. Эти исследования позволили Бодуэну де Куртенэ создать теорию фонем и фонетических чередований. Таким образом, была выработано понятие фонемы, который определял фонему как психический образ звука [10].Начала фонологии, заложенные трудами …

    Читать подробнее

    II. ПРАЖСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.Вначале стоит упомянуть о такой известной личности как Бодуэн де Куртенэ И.А. (1845 - 1929), российском и польском языковеде. Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки. Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал их фонетические особенности. Эти исследования позволили Бодуэну де Куртенэ создать теорию фонем и фонетических чередований. Таким образом, была выработано понятие фонемы, который определял фонему как психический образ звука [10].Начала фонологии, заложенные трудами Бодуэн де Куртенэ были детально разработаны уже Трубецким Н.С. (1890 - 1938). Некоторые важные теории были им пересмотрены и создана целостная фонологическая теория, оказавшая огромное влияние на развитие всей лингвистической мысли XX века.Трубецкой Н. С. был одним из идеологов и основателей Пражской фонологической школы (ПФШ), его труд "Основы фонологии" считается классическим. В нем более полно и детально были представлены идеи ПФШ.Пражская фонологическая школа возникла во второй половине 20-х гг. ХХ в. Среди соратников Трубецкого, участвовавших в создании фонологической теории был Якобсон Р. О. - (1896 - 1982) - российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук. Новизной его подхода к изучаемому предмету, к звукам языка было то, что исследовались звуки не сами по себе, а с точки зрения их функций. Якобсон и другие фонологи стремились объяснить как звуковые единицы – фонемы – служат для различения единиц высших уровней [13]. Основным предметом фонологии для Трубецкого явилось понятие оппозиции, посредством которой и определялась фонема. Он считал, что «любая фонема обладает определенным фонологическим содержанием лишь постольку, поскольку система фонологических оппозиций обнаруживает определенный порядок или структуру». Трубецким была также представлена классификация различных типов оппозиций, а также систему фонем с ее внутренними связями. Важнейшим понятием одного из видов оппозиции является корреляция. Фонемы, образующие одновременно пропорциональные, одномерные и привативные оппозиции, связаны наиболее тесно, представляли собой явлении корреляции [14,15].Фундаментальным понятием ПФШ являлось также понятие нейтрализации фонем. В позиции нейтрализации, с точки зрения ПФШ, выступают архифонемы – особые фонологические единицы, отличные от фонем, обладающие иным набором дифференциальных признаков.Стоит заметить, что в этот период Трубецкой и Якобсон принадлежали так называемому Пражскому лингвистическому кружку (Pra?sky Linguisticky krou?ek) который был создан в 1926 году. Основателем этого кружка был чешский лингвист Вилеш Матезиус (1880-1945). «Пражцы» первыми пришли к пониманию языка как системы отношений, точнее оппозиций. Они также стремились создать целевую модель языка», которую принято называть также телетологической (телетология - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом). Возвращаясь к вопросу о пражской фонологической школе, следует добавить, что важнейшие понятия и явления в фонологии, такие как анализ дифференциальных признаков (маркированные и немаркированные), делимитативные функции звука и другие, были отражены в главном труде ПФШ – в «Основах фонологии» [15]. Именно эти и другие понятия, рассмотренные в названной работе, лежат в основе многих современных фонологических школ.III. МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ЕЕ ОСНОВАТЕЛИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.Московская фонологическая школа (МФШ)  является одним из известных направлений в современной фонологии, возникших на основе учения Бодуэна де Куртенэ о фонеме. МФШ была организована в 1930-е годы. Основателями МФШ стали советские лингвисты: Аванесов Р. И. (1902–1982), Реформатский А. А. (1900 - 1978), Сидоров В. Н. (1899–1968). В конце 1940-х годов от МФШ отошел Аванесов, предложивший особую концепцию, сформулированную им в своей работе «Фонетика современного русского литературного языка» (1956). Идеи МФШ нашли продолжение в работах фонологов следующего поколения, в основном учеников основателей школы: Панова М.В., Иванова В.В., Журавлева В.К.На формирование МФШ повлияли фонологические идеи лингвистов Пражского лингвистического кружка, в особенности идеи Трубецкого и Якобсона. В МФШ также как и ПФШ отвергали психологический подход к фонеме и трактовали фонему как минимальную смыслоразличительную единицу, позволяющую различать значимые единицы языка – морфемы и слова. Фонема, согласно МФШ, являлась основной единицей фонологического яруса языка, линейно не членимой, но сложной по своей структуре [8]. Важнейшей характеристикой фонемы, согласно МФШ, является позиция, т.е. условия употребления и реализации фонем в речи. В зависимости от позиции фонемы могут варьироваться, причем пределы позиционного варьирования фонем в МФШ, в отличие от ряда других фонологических школ, не ограничиваются. Согласно МФШ, звуки, занимающие одно и то же место в морфемах и словах, являются вариантами одной фонемы независимо от того, насколько сильно они различаются фонетически.В рамках МФШ было выработано понятие «гиперфонема». Первоначально под гиперфонемой понималась единица, выступающая в позициях нейтрализации, а также группа нейтрализующихся в данной позиции фонем. Позднее термин стал обозначать случай реализации в рамках той или иной морфемы звука или ряда позиционно чередующихся звуков [7]. Они представляли собой общую часть нейтрализованных в данной позиции фонем, не приводимые в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем.Как мы указали выше, в 1950-х годах обозначилась особая позиция Р. И. Аванесова и ряда его учеников по вопросам фонологии, которую не разделяли большинство сторонников МФШ. Аванесов считал, что, сохраняя опору на морфологию при определении фонем, необходимо было уметь разграничивать сильные и слабые фонемы. Так, к примеру, у [с'] в русском слове «сядь» признак мягкости не обусловлен позицией, а в слове «снять» обусловлен позицией перед [н']. В позициях такой обусловленности вследствие нейтрализации может противопоставляться меньшее число звуковых единиц, чем в других позициях, поэтому их способность к различению звуковых оболочек слов снижается. В таких позициях выступают слабые фонемы, в позициях максимальной дифференциации сильные позиционно чередуются; сильная и слабые фонемы составляют фонемный ряд [1].МФШ понимала фонему как звукотип, совокупность фонетически сходных звуков. В этом было одно из некоторых отличий трактовки фонемы Ленинградской фонологической школой.Говоря о русском языке, сторонники МФШ выделяют пять гласных фонем (и, э, а, о, у); 34 согласных фонемы. В число последних включаются: губные, губно-губные, губно-зубные, язычные, зубные, нёбно-зубные, средненёбный и задненёбные [2].К числу расхождений между МФШ и ЛФШ в трактовке языковых фактов относятся точки зрения школ по вопросу о моно- и бифонемных явлениях: московские фонологи допускают трактовку выделенных элементов в русских словах «тёщи», «вожжи» как монофонем или бифонемных сочетаний в зависимости от произносительной традиции, в то время как представители ЛФШ склонны усматривать в приведённых примерах бифонемные сочетания [3].Обобщение идей Московской фонологической школы (нашедших многочисленных последователей среди языковедов также и за рубежом) в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60—80-х гг., было осуществлено Пановым М. В. (1920 - 2001). Впоследствии идеи Московской фонологической школы нашли применение в теории письма, создании алфавитов, практической транскрипции, диалектологии, лингвистической географии, в преподавании неродного языка.IV. ЛЕНИНГРАДСКАЯ (ПЕТЕРБУРГСКАЯ) ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ.Ленинградская, или Петербургская фонологическая школа (ЛФШ) возникло в 20-30-е гг. XX века. ЛФШ представляло понимание фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. В качестве критерия отождествления фонем использует критерий фонетического сходства (тождества). Основателями школы явились Щерба Л. В. (1880 – 1944), Зиндер Л. Р. (1903 - 1995)., Матусевич М. И (1895 - 1979).Стоит немного остановиться на работах главного основателя ЛФШ Щерба Л.В. Щерба явился одним из создателей теории фонемы. Он был непосредственно одним из учеников Бодуэна де Куртенэ, у которого учился в С.-Петербургском университете. Щербе принадлежит первый в истории науки специальный анализ понятия фонемы как словоразличительной и морфеморазличительной единицы, противопоставленной оттенку (варианту) как единице, не обладающей такой дистинктивной функцией. Именно смыслоразличительная функция обусловливает выделение фонем в потоке речи; таким образом, конкретные звуки вычленяются в речевом потоке благодаря соотнесению с обобщёнными единицами — фонемами [5]. Теперь обратимся непосредственно к основным идеям ЛФШ. Для представителей этой школы звук речи является фоном, а звук языка – аллофоном. Они формируются на базе потенциальной связи звуковых вариантов со значимыми единицами. Фонема, согласно ЛФШ, это относительно самостоятельная автономная материальная единица, «целостный артикуляционно-слуховой образ», не имеющая прямой связи с морфемами, в состав которых она входит.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi