Основные направления экспортного контроля

  • Страниц:36
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по таможенному делу
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • 2.1 Таможенный контроль подконтрольных товаров
    Таможенный контроль - важный элемент национальной системы ЭК. Основные цели таможенного контроля: недопущение несанкционированного вывоза, а также выявление и пресечение нарушений порядка перемещения контролируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза.
    В целом деятельность таможенных органов России регулировалась Таможенным кодексом (ТК) Российской Федерации (Федеральный закон от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ). Но ТК лишь косвенно касался вопросов регулирования перемещения контролируемых товаров. В нем лишь были отсылка к законодательству …

    Читать подробнее

    2.1 Таможенный контроль подконтрольных товаров
    Таможенный контроль - важный элемент национальной системы ЭК. Основные цели таможенного контроля: недопущение несанкционированного вывоза, а также выявление и пресечение нарушений порядка перемещения контролируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза.
    В целом деятельность таможенных органов России регулировалась Таможенным кодексом (ТК) Российской Федерации (Федеральный закон от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ). Но ТК лишь косвенно касался вопросов регулирования перемещения контролируемых товаров. В нем лишь были отсылка к законодательству о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о применении в таможенном деле «таможенно-тарифного регулирования» и «установленных запретов и ограничений», а также требование о «соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ».
    В связи с образованием Таможенного союза, вместо Таможенного Кодекса РФ действует «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010), и практическая деятельность таможенных органов регулируется им, документами «Комиссии Таможенного союза», Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.), приказами руководителя таможенного ведомства (до 2004 года – Государственный Таможенный Комитет (ГТК), с 2004 года – Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации (ФТС РФ)). Контрольные списки доводятся до сотрудников таможенных органов в виде приказов ГТК/ФТС и используются при осуществлении таможенного контроля чувствительных товаров (рисунок 2.1)
    Оборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружияОборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружияХимикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружияХимикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружияТовары и технологии двойного назначения, используемые при создании вооружений и военной техникиТовары и технологии двойного назначения, используемые при создании вооружений и военной техникиПриказ № 402 от 27.06.96Приложение №2Приказ № 402 от 27.06.96Приложение №2Приказ № 315от 23.05.96Приложение №9Приказ № 315от 23.05.96Приложение №9Приказ № 1242 от 10.10.07Приказ № 1242 от 10.10.07Микроорганизмы, токсины, оборудование и технологииМикроорганизмы, токсины, оборудование и технологииПриказ № 315 от 23.05.96Приложение №5Приказ № 315 от 23.05.96Приложение №5Оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целяхОборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целяхПриказ № 315 от 23.05.96Приложение №3Приказ № 315 от 23.05.96Приложение №3Приказ № 796 от 20.07.04Приказ № 796 от 20.07.04Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологииЯдерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологииТаможенныепроцедурыТаможенныепроцедурыВВОЗ И ВЫВОЗВВОЗ И ВЫВОЗВЫВОЗВЫВОЗРОРОБОБОЯОЯОДНДНХОХОИСИС


  • МИД России
    Минобороны
    Минюст России
    Минобрнауки

    КОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮКОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮ
    КОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮ
    КОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮ


    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
    ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
    ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

    Заявление на лицензиюЗаявление на лицензиюЛицензияОтказЛицензияОтказ
    Заявление на лицензию
    Заявление на …

    Читать подробнее


    МИД России
    Минобороны
    Минюст России
    Минобрнауки

    КОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮКОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮ
    КОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮ
    КОМИССИЯ РФ ПО ЭКСПОРТНОМУ КОНТРЛЮ


    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
    ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
    ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

    Заявление на лицензиюЗаявление на лицензиюЛицензияОтказЛицензияОтказ
    Заявление на лицензию
    Заявление на лицензию
    Лицензия
    Отказ
    Лицензия
    Отказ
    ЭКСПОРТЕРЫЭКСПОРТЕРЫ
    ЭКСПОРТЕРЫ
    ЭКСПОРТЕРЫ

    Правоохранительные органы(таможня, МВД, ФСБ)Правоохранительные органы(таможня, МВД, ФСБ)Таможенные органыТаможенные органы
    Правоохранительные органы
    (таможня, МВД, ФСБ)
    Правоохранительные органы
    (таможня, МВД, ФСБ)
    Таможенные органы
    Таможенные органы


    Рисунок 1.1 - Национальная система экспортного контроля России
    Закон определяет также полномочия Президента и федеральных органов исполнительной власти в системе экспортного контроля России.
    Основные направления государственных взглядов и политики в области экспортного контроля определяет Президент Российской Федерации, обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти в данной сфере. Президент Российской Федерации утверждает списки подконтрольных технологий и товаров.
    Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию государственной политики в области экспортного контроля. Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении подконтрольных товаров, так же обеспечивает реализацию международных режимов экспортного контроля, выносит решение о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля.
    Комиссия по экспортному контролю РФ (КЭК России) – Межведомственная координационная организация по экспортному контролю.
    Данный орган выполняет следующие функции:
    – обеспечивает исполнение государственной политики в сфере экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов ЭК;
    – обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля;
    – обеспечивает организационно-методическое руководство работами по экспортному контролю в Российской Федерации.
    Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) в настоящее время является «специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля». ФСТЭК Российской Федерации орган государственной власти, который осуществляет информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии. Так же данный орган осуществляет изучение экспортных контрактов и процедуру получения лицензии на экспортируемую продукцию.
    Закон обязывает создавать внутри фирм программы экспортного контроля (ВПЭК) все организации, «осуществляющие производственную, научную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд, в сфере поддержания безопасности и обороноспособности Российской Федерации и систематически получающие прибыль от внешнеэкономических операций с контролируемыми технологиями и товарами », тем самым включая их в единую национальную систему экспортного контроля. ФСТЭК Российской Федерации должен организовать государственную аккредитацию организаций, создавших ВПЭК, и выдать им свидетельство о государственной аккредитации.
    Таможенные органы выполняют таможенное оформление и осуществляют таможенный контроль подконтрольных товаров и технологий, которые перемещаются через границу государств Таможенного союза, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации. Таможня – это та грань, после которого нарушение законодательства экспортного контроля, которое влечет за собой административное наказание, перетекает в контрабанду. Это влечет за собой уголовную ответственность.
    Нарушения в области экспортного контроля в первую очередь расследуют сотрудники оперативной таможни, а потом уже органами ФСБ.
    Правовую систему экспортного контроля Российской Федерации составляют кодексы и федеральные законы, ряд постановлений и указов. Они отражают обязательства Российской Федерации, как участницы международных договоров экспортного контроля. Правовую систему экспортного контроля также отражают документы, которые регламентируют другие вопросы, которые относятся к области экспортного контроля.
    Основные кодексы и законы Российской Федерации, которые касаются вопросов экспортного контроля, приведены в таблице 1.2.
    Таблица 1. - 2
    Основные федеральные законы, регулирующие вопросы экспортного контроля

    Законы
    «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ

    «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. №164-ФЗ

    «О военно-техническом сотрудничестве» от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ

    «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ

    Кодексы

    Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ

    Таможенный кодекс таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № - 17

    Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ

    Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.)
    Данный закон регулирует отношения, которые возникают при использовании в мирных целях атомной энергии. Поэтому ядерные установки являются объектами его применения, материалы и оборудование сугубо гражданского назначения. Закон включает статьи, имеющие отношение к экспортному контролю.
    В статье 63 дано определение импорта и экспорта, а так же методы их осуществления: «Импорт и экспорт включают в себя продажу, передачу или покупку ядерного оборудования, установок, ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов, радиоактивных веществ в коммерческих целях и их передачу некоммерческого характера (для проведения совместных работ и демонстрации на выставках)».
    В свою очередь, статья 64 устанавливает порядок осуществления импорта и экспорта ядерных технологий и товаров: «Импорт и экспорт оборудования, ядерных установок, ядерных материалов, специальных неядерных материалов, технологий, радиоактивных веществ и услуг в сфере использования атомной энергии выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных лицензий, дающих право проведения работ в сфере использования атомной энергии».
    Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 30 ноября 2013 г.)
    Областью применения этого закона являются отношения, которые связаны со всеми видами товаров и формами внешнеторговой деятельности. В статье 12 закона указаны методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
    ? таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли услугами и товарами, который осуществляется путем применения вывозных и ввозных таможенных пошлин);
    ? нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли услугами и товарами, который осуществляется путем введения количественных ограничений и других запретов и ограничений. Данные ограничения имеют экономический характер);
    ? запреты и ограничения внешней торговли интеллектуальной собственностью и услугами;
    ? меры административного и экономического характера, которые способствуют развитию внешнеторговой деятельности.
    Иные методы регулирования государством внешнеторговой деятельности не допускаются (статья 12, часть 2). Поэтому в статье 1 (часть 3) специально отмечается, что регулирование импорта и экспорта услуг и товаров, продукции военного назначения, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а так же, средств для его доставки. Данные методы устанавливают международные договоры и федеральные законы об экспортном контроле и военно-техническом сотрудничестве. А в статье 24 (часть1) указаны случаи, когда устанавливается лицензирование в области внешней торговли:
    Лицензирование в области внешней торговли товарами устанавливается в определенных случаях:
    – введение временных количественных ограничений импорта или экспорта отдельных категорий товаров;
    – реализация разрешительного порядка импорта и экспорта отдельных категорий товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность страны, здоровье или жизнь граждан, имущество физических юридических или физических лиц, муниципальное или государственное имущество, здоровье или жизнь растений и животных, окружающую среду;
    – предоставление исключительного права на импорт или экспорт отдельных категорий товаров;
    – выполнение Российской Федерацией международных договоров и соглашений.
    Основанием для импорта и экспорта отдельных категорий товаров в случаях, указанных в части 1 статьи закона, являются лицензии, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти. Данные случаи указаны в части 3 статьи 13 закона. Если лицензия отсутствует, то это является серьезным основанием для отказа в выпуске товаров. Таможенные органы Российской Федерации, могут отказать в выпуске данных товаров.
    Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. от 2 апреля 2014 г.)
    Данный закон регулирует процедуру финансовой поддержки осуществления деятельности, которая связана с производством, разработкой, ввозом и вывозом продукции сугубо предназначенного для военных целей. Все вопросы, которые связаны с военно-техническим сотрудничеством (ВТС). Данные вопросы находятся в исключительном ведении органов государственной власти, что представляет собой государственную монополию. Закон также определяет систему лицензирования и экспортного контроля в отношении продукции предназначенного для военных целей, как один из способов осуществления государственного регулирования и реализации монополии в области регулирования экспортного контроля.
    Только государственные посредники могут осуществлять военно-техническое сотрудничество. В статье 12 «Закона о ВТС» определено, что «Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность в отношении продукции для военного назначения, являются: государственные посредники - специализированные организации, которые созданы по решению Президента Российской Федерации. Их организационно правовая форма – федеральные государственные унитарные предприятия. Они основаны на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества. Сто процентов акций, которого находятся в федеральной собственности или переданы некоммерческим организациям, созданным Российской Федерацией в организационно правовой форме государственной корпорации. Распоряжение данными акциями (передача и иные способы отчуждения, продажа или передача в доверительное управление или залог, а также иные обремененности) осуществляется непосредственно на основании федерального закона; Государственная корпорация по содействию производству, экспорту и разработке высокотехнологической промышленной продукции «Ростехнологии», которая создана Российской Федерацией на основании федерального закона; российские организации – производители и разработчики продукции предназначенной для военного назначения, получившие в соответствующем порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции предназначенной для военных целей».
    Поэтому некоторые виды продукции двойного назначения, которые имеют в настоящее время в основном гражданское назначение, но ранее которые использовались в военной технике, могут только экспортироваться через предприятия. Данные предприятия должны быть государственными - посредниками, а торговля должна осуществляться не в рамках прямых контрактов между иностранными партнерами и производителями.
    Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) осуществляет выдачу лицензий на вывоз и ввоз продукции для военного назначения.
    Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 21 декабря 2013 г.) в настоящее время является основой законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. Закон содержит 7 глав и 34 статьи.
    Областью применения данного закона является внешнеэкономическая деятельность, «в отношении информации, товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, других видов военной техники вооружения, или при подготовке совершении или подготовке террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, определенных этим Федеральным законом».
    В данном законе отмечено, что экспортный контроль в отношении военной техники и вооружения, а также продукции предназначенной для военных целей, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере военно-технического сотрудничества.
    В законе произведен акцент, на то что «вопросы осуществления экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации».




  • 1.«Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    2.Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. 21 декабря 2013 г.) «Об экспортном контроле». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    3.Федерального закона …

    Читать подробнее

    1.«Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    2.Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. 21 декабря 2013 г.) «Об экспортном контроле». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    3.Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в ФЗ «Об экспортном контроле» от 21.12.2013 №372 – ФЗ). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    4.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    5.Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. от 2 апреля 2014 г.). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    6.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 30 ноября 2013 г.). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    7.Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.). [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    8.Указ Президента РФ от 17.12.2011 N 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    9.Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1083 (ред. от 08.07.2013) «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    10.Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 (ред. от 21.12.2013) «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».[Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    11.Указ Президента РФ от 08.08.2001 N 1005 (ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    12.Указ Президента РФ от 14.02.1996 N 202 (ред. от 14.10.2008) «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    13.Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 года № 388 – «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.consultant.ru/
    14. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/
    15.Федеральная служба по техническому и экспортному контролю [Электронный ресурс]. URL: http://fstec.ru/

  • Основные законы и кодексы Российской Федерации, касающиеся вопросов экспортного контроля, приведены в таблице 1.2.Таблица 1.2Основные федеральные законы, регулирующие вопросы экспортного контроляЗаконы«Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. №164-ФЗ«О военно-техническом сотрудничестве» от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ«Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗПродолжение таблицы 1.2КодексыКодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗТаможенный …

    Читать подробнее

    Основные законы и кодексы Российской Федерации, касающиеся вопросов экспортного контроля, приведены в таблице 1.2.Таблица 1.2Основные федеральные законы, регулирующие вопросы экспортного контроляЗаконы«Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. №164-ФЗ«О военно-техническом сотрудничестве» от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ«Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗПродолжение таблицы 1.2КодексыКодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗТаможенный кодекс таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. № 63-ФЗФедеральный закон «Об использовании атомной энергии» N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.) Данный закон регулирует отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях. Поэтому объектами его применения являются ядерные установки, оборудование и материалы сугубо гражданского назначения. Закон включает несколько статей, имеющих отношение к экспортному контролю (Глава XIV).В статье 63 дано определение экспорта и импорта и методы их осуществления: «Экспорт и импорт включают в себя передачу, продажу или покупку ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов в коммерческих целях и их передачу некоммерческого характера (для демонстрации на выставках, проведения совместных работ и другого)».В свою очередь, статья 64 определяет порядок осуществления экспорта и импорта ядерных товаров и технологий: «Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии».Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 30 ноября 2013 г.)Сферой применения данного закона являются отношения, связанные со всеми видами товаров и формами внешнеторговой деятельности. В статье 12 закона определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:? таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);? нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);? запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;? меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные настоящим Федеральным законом.Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (статья 12, часть 2). Поэтому в статье 1 (часть 3) специально отмечается, что регулирование экспорта и импорта продукции военного назначения, а также товаров и услуг, которые могут быть использованы при создании ОМП и средств его доставки, устанавливаются международными договорами и федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве и об экспортном контроле. А в статье 24(часть1) определены случаи, когда устанавливается лицензирование в сфере внешней торговли: Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее – лицензирование) устанавливается в следующих случаях:– введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;– реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;– выполнение Российской Федерацией международных обязательств.Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. от 2 апреля 2014 г.)Данный закон направлен на регулирование и финансирование деятельности, связанной с разработкой, производством, вывозом и ввозом продукции сугубо военного назначения. Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством (ВТС), находятся в исключительном ведении органов государственной власти (государственная монополия). Закон также устанавливает систему экспортного контроля и лицензирование в отношении продукции военного назначения как один из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в этой области.Осуществлять военно-техническое сотрудничество могут только государственные посредники. В статье 12 «Закона о ВТС» установлено, что «Организациями, осуществляющими внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются: государственные посредники - специализированные организации, созданные по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Распоряжение указанными акциями (продажа и иные способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона; Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», созданная Российской Федерацией на основании федерального закона; российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения».Поэтому некоторые виды продукции двойного назначения, имеющие в настоящее время в основном гражданское применение, но ранее использовавшиеся в военной технике, могут экспортироваться только черезпредприятия - государственные посредники, а не в рамках прямых контрактов между производителями и их иностранными партнерами.Выдачу лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 21 декабря 2013 г.) является в настоящее время основой законодательства Российской Федерации по экспортному контролю. Закон содержит 34 статьи, распределенных по 7 главам.Сферой применения этого закона (статья 2) является внешнеэкономическая деятельность «в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массовогопоражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом».В этой же статье отмечено, что экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также продукции военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.В законе подчеркнуто, что «вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации».ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ2.1 Таможенный контроль подконтрольных товаров Таможенный контроль - важный элемент национальной системы ЭК. Основные цели таможенного контроля: недопущение несанкционированного вывоза, а также выявление и пресечение нарушений порядка перемещения контролируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза.В целом деятельность таможенных органов России регулировалась Таможенным кодексом (ТК) Российской Федерации (Федеральный закон от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ). Но ТК лишь косвенно касался вопросов регулирования перемещения контролируемых товаров. В нем лишь были отсылка к законодательству о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о применении в таможенном деле «таможенно-тарифного регулирования» и «установленных запретов и ограничений», а также требование о «соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ».В связи с образованием Таможенного союза, вместо Таможенного Кодекса РФ действует «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010), и практическая деятельность таможенных органов регулируется им, документами «Комиссии Таможенного союза», Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.), приказами руководителя таможенного ведомства (до 2004 года – Государственный Таможенный Комитет (ГТК), с 2004 года – Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации (ФТС РФ)). Контрольные списки доводятся до сотрудников таможенных органов в виде приказов ГТК/ФТС и используются при осуществлении таможенного контроля чувствительных товаров (рисунок 2.1)9201152962275Оборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия00Оборудование, материалы и технологии, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия920115533400Химикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия00Химикаты, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия9201151276349Товары и технологии двойного назначения, используемые при создании вооружений и военной техники00Товары и технологии двойного назначения, используемые при создании вооружений и военной техники3406140-28575Приказ № 402 от 27.06.96Приложение №200Приказ № 402 от 27.06.96Приложение №234061402962275Приказ № 315от 23.05.96Приложение №90Приказ № 315от 23.05.96Приложение №934061402400300Приказ № 1242 от 10.10.070Приказ № 1242 от 10.10.079201152400300Микроорганизмы, токсины, оборудование и технологии0Микроорганизмы, токсины, оборудование и технологии34061401838325Приказ № 315 от 23.05.96Приложение №500Приказ № 315 от 23.05.96Приложение №59201151828800Оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях0Оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях3406140533400Приказ № 315 от 23.05.96Приложение №30Приказ № 315 от 23.05.96Приложение №334061401276350Приказ № 796 от 20.07.040Приказ № 796 от 20.07.04920115-28575Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии0Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии5457825-9525Таможенныепроцедуры00Таможенныепроцедуры4785360-9525ВВОЗ И ВЫВОЗ00ВВОЗ И ВЫВОЗ47205902707640ВЫВОЗ0ВЫВОЗ4444365269811500444817530981650042246551913255004343400221869000444436567627500447675021907500819152962275РОРО819152400300БОБО819151838325ЯОЯО819151276350ДНДН81915533400ХОХО81915-28575ИСИСРисунок 2.1 - Таможенный контроль ввоза и вывоза контролируемых товаровПоскольку все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, контролируемые товары также подлежат таможенному оформлению и контролю, которые включают:1) проверку наличия транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных документов и сведений;2) принятие декларации на товары (ДТ);3) контроль соблюдения запретов и ограничений уполномоченным должностным лицом, включающий проверку:? достоверности и полноты сведений, заявленных в ДТ, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;? наличия и правильности оформления разрешений, лицензий и сертификатов.Перемещение контролируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза (вывоз, а в определенных случаях и ввоз) подлежит государственному регулированию. Поскольку товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ, необходимым условием для их таможенного оформления является наличие одного из следующих разрешительных документов:? лицензии ФСТЭК России;? разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ;? заключения ФСТЭК России о возможности безлицензионного вывоза товаров;? заключения независимого идентификационного центра о том, что экспортируемый товар не подпадает под экспортный контроль.Таможенный кодекс Таможенного союза требует от таможенных органов при проведении таможенного контроля руководствоваться принципом выборочности и, как правило, ограничиваться только формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Поэтому в настоящее время таможенная служба Российской Федерации применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров (включая транспортные средства), подлежащих проверке, и уровня такой проверки.Под риском здесь понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Риски подразделяют на два типа – «выявленные» и «потенциальные». Выявленный риск представляет собой случай, когда нарушение законодательства уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск – это риск, который еще не проявил себя, но существуют условия для его возникновения.При передачах контролируемых товаров потенциальный риск нарушения законодательства обусловлен как большим количеством предметов, включенных в контрольные списки, так и отсутствием у инспекторов таможенной службы специальных познаний во всех научно-технических областях, покрываемых контрольными списками. Поэтому таможенные органы осуществляют деятельность по минимизации риска несанкционированных поставок контролируемых товаров. Основной задачей таможенных органов в этом направлении является выявление товаров обладающих признаками контролируемых товаров и анализа представленной по ним технической документации с целью принятия решения о возможности их выпуска без представления дополнительных документов и сведений. Такими признаками («индикаторами риска») являются технические описания и параметры контролируемых предметов, приведенные в графе «Наименование» контрольных списков, а также коды «ТН ВЭД ТС» контролируемых товаров.Эти признаки контролируемых товаров можно условно разделить на «общие» и «частные»:Общие признаки:? соответствие кода ТН ВЭД ТС декларируемого товара коду ТН ВЭД ТС, указанному в графе «Код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности» контрольных списков;? наличие на материальных носителях - бумажных (ряд товарных позиций в группе 49) и электронных (ряд товарных позиций в группах 85 и 87) технической информации в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и спецификаций, справочных материалов, инструкций и других технических документов;Частные признаки:? соответствие наименования декларируемого товара общетехническому наименованию, указанному в графе «Наименование» контрольных списков;? пригодность декларируемого товара для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (по данным ФСТЭК России).При этом доминирующими, определяющими являются частные признаки. Коды ТН ВЭД ТС носят справочный характер и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к категории контролируемых объектов, т.к. контрольный статус товара, представленного для таможенного оформления, определяется соответствием его описания и технических параметров товарам, указанным в соответствующих пунктах контрольных списков.Для выявления указанных признаков у декларируемых товаров уполномоченный сотрудник таможенного органа проводит проверку документов и сведений («документальный контроль») с целью анализа сведений, заявленных в декларации на товары и указанных в прилагаемых к ней документах. При обнаружении у декларируемого товара признаков контролируемого товара проверяется наличие одного из разрешительных документов, подтверждающих заявленные сведения о товаре.В случае отсутствия таких документов, как правило, проводится дополнительная проверка сведений о товаре на предмет его возможной принадлежности к контролируемым товарам. Выпуск товаров осуществляется в этом случае при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. Таможенный орган при этом сообщает декларанту, какие именно документыдолжны быть для этого представлены.Для проведения дополнительной проверки используются ДТ, коммерческие документы, техническая документация на товар, а также информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов. При этом проверяется надлежащее оформление и идентичность сведений о товаре в технической документации и ДТ; анализируются контрольные списки для выявления в них позиций, в которыхуказан код ТН ВЭД ТС, соответствующий перемещаемому товару, и сопоставляются наименование и технические параметры декларируемого товара с общетехническим наименованием, описанием и параметрами контролируемого аналога. Кроме того, проверяется информация, поступающая из ФТС России, на предмет возможного использования декларируемого товара при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.На основании обобщения результатов проверки принимается одно из следующих решений:? о необходимости подтверждения заявленных сведений посредством представления одного из разрешительных документов;? о возможности выпуска товара;?.о необходимости представления заключения ФСТЭК России о возможности осуществления внешнеторговой сделки.Эти решения принимаются на основании объективной оценки технических параметров и свойств товара (описания технологии), наличия или отсутствия разрешительных документов.2.2 Проблемы и пути совершенствования системы экспортного контроля в Российской ФедерацииЭкспортный контроль не является абсолютным средством борьбы с распространением ОМП.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi