Коммуникация в малых группах

  • Страниц:44
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по социологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • «Социальная жизнь начинается с коммуникации» – достаточно уже этого утверждения, чтобы обосновать актуальность выбранной темы.
    Коммуникация занимает одно из ведущих мест среди социальных процессов. Само слово происходит от латинского «сommunicatio», что переводится как «способ сообщения, передачи». Коммуникацию рассматривают как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей.
    Значение коммуникаций в современном мире огромно, ведь без них не создаются …

    Читать подробнее

    «Социальная жизнь начинается с коммуникации» – достаточно уже этого утверждения, чтобы обосновать актуальность выбранной темы.
    Коммуникация занимает одно из ведущих мест среди социальных процессов. Само слово происходит от латинского «сommunicatio», что переводится как «способ сообщения, передачи». Коммуникацию рассматривают как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей.
    Значение коммуникаций в современном мире огромно, ведь без них не создаются социальные общности, социальные системы, институты, организации и т. д. Также не представляется возможным существование социальности, социума как такового. Говоря другими словами, коммуникация проходит сквозь все стороны жизни не только общества, но социальных групп и отдельных индивидов. И, следовательно, любое исследование социальной жизни затрагивает те или иные формы коммуникации. [4]
    Коммуникации имеют признанное огромное значение для успеха деятельности предприятий, представляя одну из сложных проблем менеджмента. Иначе говоря, это «кровеносная система» единого организма фирмы. Обычно, сотрудники фирмы, эффективные в коммуникациях в настоящее время становятся эффективно работающими руководителями. Также, к менеджерам предъявляются требования, заключающиеся в совершенном владении искусством коммуникаций, ведь они выполняют работу «чужими руками».
    Роль коммуникаций на сегодняшний день велика как на малых фирмах, так в мощных компаниях и корпорациях, и это очевидно, ведь эффективность коммуникационных связей и взаимодействий оказывает влияние на будущее не только предприятия, но и людей, которые работают на данном предприятии. А если рассматривать глобальных масштабах, то коммуникации воздействуют в целом на благополучие всей страны. [11]

  • Введение - 3
    1. Общая характеристика коммуникаций - 5
    1.1 Сущность понятия социальных коммуникаций - 5
    1.2 Психологические особенности коммуникаций - 7
    1.3 Основные виды коммуникаций - 9
    1.4 Понятие коммуникативных каналов как способа коммуникации - 12
    1.5 Роль и значение коммуникаций в управлении организацией - 13
    2. Анализ коммуникаций в малых группах - 18
    2.1 Особенности коммуникаций в малых группах - 18
    2.2 Структура и динамика коммуникации в малой группе - 23
    2.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетей - 30
    3. Разработка рекомендации организации …

    Читать подробнее

    Введение - 3
    1. Общая характеристика коммуникаций - 5
    1.1 Сущность понятия социальных коммуникаций - 5
    1.2 Психологические особенности коммуникаций - 7
    1.3 Основные виды коммуникаций - 9
    1.4 Понятие коммуникативных каналов как способа коммуникации - 12
    1.5 Роль и значение коммуникаций в управлении организацией - 13
    2. Анализ коммуникаций в малых группах - 18
    2.1 Особенности коммуникаций в малых группах - 18
    2.2 Структура и динамика коммуникации в малой группе - 23
    2.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетей - 30
    3. Разработка рекомендации организации коммуникационного процесса в малых группах - 35
    Заключение - 41
    Библиографический список - 43











  • Абчук В.А. Лекции по менеджменту. Решение. Предвидение. Риск.-Спб.: Союз, 2004.-369 с
    Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Просвещение, 1994.
    Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. – М., Знание, 1988.
    Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков.- СПб, изд. ЗАО "ПИтер", 2000 г. Серия краткий курс.-342 с.
    Борисов А.В. Коммуникационные каналы: Учебное пособие. – М., ИНФРА-М, 2000.
    Василик М.А. Основы теории коммуникации/ Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003;
    Волочкова Т.Н. Общая теория социальных коммуникаций. – М., Просвещение, …

    Читать подробнее

    Абчук В.А. Лекции по менеджменту. Решение. Предвидение. Риск.-Спб.: Союз, 2004.-369 с
    Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Просвещение, 1994.
    Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. – М., Знание, 1988.
    Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков.- СПб, изд. ЗАО "ПИтер", 2000 г. Серия краткий курс.-342 с.
    Борисов А.В. Коммуникационные каналы: Учебное пособие. – М., ИНФРА-М, 2000.
    Василик М.А. Основы теории коммуникации/ Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003;
    Волочкова Т.Н. Общая теория социальных коммуникаций. – М., Просвещение, 1999.
    Гришина Н. В. Общение в трудовом коллективе. " Лениздат., 1990. c. 44-50
    Жигалов В.Г. Основы менеджмента и управленческой деятельности. Учебное пособие для кооперативных учебных заведений в 2-х частях. – М.: 2003.-397 с.
    Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1998.
    Каймакова, М. В. Коммуникации в организации: текст лекций / М. В. Каймакова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 73 с.
    Капитонов Э.А. Управление общественными отношениями : учеб. пособие для студентов вузов / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. - М.; Ростов н/Д : Дашков и К°: Наука-Пресс, 2009. - 367 с.
    Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М., 1967.
    Кузнецова Т.В. Документационное обеспечение управления. Учебно-справочное пособие. - М.: ИМПЭ, 1998, 96 с.
    Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. - М.: Научная книга, 1998, 137 с.
    Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М.: Дело, 2002 -847 с.
    Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.1998.
    Плaтoнoв Ю. П., доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета: «Эффективные коммуникации и формирование сплоченности в малых группах»
    Ромат Е. В. Реклама: Учебник для вузов. / Е.В. Ромат . - 7-е изд. - СПб., Питер, 2008.
    Сергеев А.С. Социальные коммуникации. – М., Психология, 2001
    Смелзер Н.,А "Социология. ", М., 1994. [ c. 130 -167]
    Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996.
    Столяренко Л. Д. Основы психологии. М., 1997. [c. 630 - 641]
    Федотова М.Г. Основы теории коммуникации. – Учебно-методический комплекс, Омск, 2005г. , 58 стр.
    Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 296 с.

  • Говоря о малой группе коммуникаций нельзя не сказать о ее количественных признаках.За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает трех человека, поскольку в группе из двух человек групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. По мнению исследователей, малая группа – это такая группа, которая представляет собой …

    Читать подробнее

    Говоря о малой группе коммуникаций нельзя не сказать о ее количественных признаках.За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает трех человека, поскольку в группе из двух человек групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. По мнению исследователей, малая группа – это такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности.В современной литературе присутствуют два основные подхода в исследовании коммуникации: механистический и деятельностный [6].При механистическом подходе под коммуникацией понимается однонаправленный процесс передачи и приема информации.Деятельностный подход позволяет понять коммуникацию как процесс общения, обмена мыслями, знаниями, чувства схемами поведения, а также как совместной деятельности участии коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. И если в первом случае контекст внешней среды рассматриваются как «шум», то для второго подхода характерно рассмотрен коммуникации как процесса, протекающего в определенном физическом и социальном контексте.Указанные подходы служат концептуальной основой и важнейшим направлением исследования групповой коммуникации: процесса передачи информации в группе (коммуникация в узком смысле слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, особенностей коммуникации в различного вида малых группах и т.д. [6]Остановимся на структуре внутренних коммуникаций, так как объектом нашего исследования являются коммуникации в малых группах.Основой профессиональной структуры является разделение труда и необходимость согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Таким образом, возникают четыре типа структурных подразделений:1. административный персонал – руководители, в обязанности которых входит организация системы производства;2. производственный персонал - работники, занятые производством продукции;3. обслуживающий персонал - работники, занятые обеспечением системы производства (маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности);4. инженерно-технический персонал - работники, занятые созданием новой техники и технологии, обеспечением бесперебойной работы имеющейся техники. [8]Как уже отмечалось ранее, малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как [3]:наличие двух и более людей;осуществление непрерывных контактов и общение между ними;наличие общей цели и совместной деятельности;возникновение взаимных эмоциональных и других связей;осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;функционирование качественной организационной структуры и системы руководства;наличие достаточного времени взаимного существования людей.К психологическим характеристикам малых групп можно отнести следующие: состав группы; структура группы; групповые процессы; групповые нормы. [3]Индивиду, являющемуся членом группы, также присущ ряд характеристик, среди которых:«Статус» или «позиция». «Роль».Система «групповых ожиданий». Классификация малых групп. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций.1. Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, которые существуют независимо от воли исследователя. [7]2. По уровню развития группы бывают высокоорганизованными и низкоорганизованными (диффузными). Диффузные группы в отличие от высокоорганизованных, являются более или менее случайным объединением людей, которые еще не развернули совместную деятельность.3. По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени, и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования.4. В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее, группы делятся на открытые и закрытые. Закрытые группы – группы, характеризующиеся низкой степенью проницаемости границы членства и ограниченностью контактов с окружающей средой. Открытые группы – группы, отличающиеся высокой степенью проницаемости границы членства, и открытые внешнему влиянию. [7]5. Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули. Однако эта классификация была изменена: принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. [7]6. Э. Мэйо предложил делений малых групп на формальные и неформальные. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции и строго распределены роли всех членов группы, которые предписаны групповыми нормами. Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.7. Г. Хаймен выделил группы членства и референтные группы. Группы членства – это группы, в которых индивиды реально состоят. Референтные группы - это группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. Под референтностью малой группы понимается значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. [12]В заключении первого раздела второй главы следует отметить, что малые группы обладают присущими только им признаками, характеристиками, особенностями. Учеными разработаны несколько классификаций малых групп, которые следует учитывать при формировании малых групп и организации их эффективной работы.2.2 Структура и динамика коммуникации в малой группеВ данном разделе рассмотрена структура формировании малых групп и влияние структуры на характеристику и признаки группы.Структура малой группы представляет собой совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. [7]При исследовании малых групп чаще всего выделяют:структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы.В структуре особое значение имеют:положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);направленность и интенсивность коммуникаций в группе.[2]Бейвелас А. в конце 1940-х гг. попытался экспериментальным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуникационного процесса группа наиболее эффективна в решении поставленной проблемы? Другими словами: как должна быть налажена циркуляция информации в группе (кем, кому и как часто должна передаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? [23].Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек рассаживаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех символа. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредством записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. Открывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регулирует циркуляцию информации в группе. Задача считается решенной, когда каждый назовет общий символ.В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуникационных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот - четвертому, последний - вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест (все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные между собой не связаны).Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько лет Г. Ливиттом [23]. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации существенно влияет на поведение членов группы и способ решения поставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авторы, предопределяется объемом информации, которая к нему поступает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен между другими членами группы. Человек, обладающий большим объемом информации и большей возможностью регулировать ее циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении проблемы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, которую он занимает. В случае, когда человек занимает центральную позицию он становится главным субъектом окончательного решения. Таким образом, согласно гипотезе, степень централизации должна сказываться на эффективности решения задачи. Замеры делались в отношении времени решения, числа записок, числа ошибок.В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная сеть типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи при общем наименьшем количестве записок и ошибочных решений. Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие центральные позиции, получили большее удовлетворение от работы в группе, чем те, кто находился на периферии коммуникативной сети. Как предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в коммуникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры группы, то есть влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию с их стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой группы оказалась выше при децентрализованных сетях.Эксперименты Бейвеласа и Ливитта стимулировали множество подобных исследований, в которых варьировались типы коммуникативных сетей, а получаемые данные интерпретировались в русле тех же идей.Следующим этапом в исследовании коммуникативной структуры малой группы явились исследования французских психологов К. Фашо и С. Московичи [6]. Экспериментаторы впрямую задались вопросом о связи типа коммуникативной сети с характером задачи, поставленной перед группой. В частности, их интересовал вопрос: во всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективна?Использованная авторами экспериментальная ситуация существенно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, группа была вольна конструировать коммуникативную сеть. Никаких ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (письменная или устная) не накладывалось. Проводилось тщательное наблюдение.Авторы исходили из предположения, что между характером задачи, структурой коммуникаций и способностью группы к решению проблемы существует прямая зависимость. [8] Центральная роль отводилась задаче, которая, согласно исходному предположению, обусловливает формирование той или иной сети коммуникации. Испытуемым предлагались два типа проблем: в одном случае требовалось установить логическую последовательность предъявленных фигур, и было единственно правильное решение; в другом - из заданного числа элементов нужно было составить максимальное количество фигур. Решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии.В результате исследования было установлено, что при решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализованные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децентрированная сеть и именно она формировалась в первую очередь. [7]Таким образом, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соответствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сложившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для достижения цели. Подобная оптимизация естественным образом происходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность.В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. [4]Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту же, без искажений, информацию до сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу.Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и физических задач.Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.Коммуникативная структура малой группы. В малой группе разная информация распространяется по коммуникативным сетям. Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию.Рисунок 5 – Виды централизованных коммуникативных структур:а - фронтальная; 6 - радиальная; в – иерархическаяВиды централизованных коммуникативных структур (сетей) в малых группах (рисунок 5):фронтальная - участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия;радиальная - вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию; иерархическая - структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть - нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.Рисунок 6 – Виды децентрализованных коммуникативных структур:а - цепочка; б - круговая; в - полнаяВиды децентрализованных коммуникативных структур в малых группах (рисунок 6):цепочка - информация передается последовательно от одного члена группы к другому;круговая - отличается тем, что здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участки могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их;полная - отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее [5]. Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой, под которой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.В свою очередь владение информацией – важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, формация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой информации.На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к низу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.2.3 Модель сетевого анализа коммуникационных сетейКоммуникационные сети в малых группах могут иметь различные конфигурации, что оказывает значительное влияние на процессы коммуникации и поведение членов организации.Каждая из коммуникационных сетей в малых группах приспособлена для решения определенных управленческих и производственных задач. Следует обратить внимание на положение лидера в группе. Функции лидера заключаются в обработке, коррекции информации и передаче ее другим членам малой группы «для исполнения». Поэтому в данном разделе рассмотрим модель сетевого анализа коммуникационных сетей:а) «Круг» - децентрализованная сеть в малой группе, что выражается в положении лидера, подобного всем членам группы. При такой форме сети информация циркулирует по кругу, постоянно обновляясь, и каждый член группы способен повлиять на общий ход коммуникационного процесса, а роль лидера заключается в регулировании циркулирующих потоков информации и соблюдении направления ее движения строго по кругу, исключении хаотичности. Сети такого типа наиболее эффективны при выполнении групповых задач, требующих творческого подхода, способствуют тому, что членов группы удовлетворяет их деятельность, поскольку соблюдаются формальное равенство в отношении принятия решений и демократизм в отношениях между членами группы и лидером. Многочисленные исследования, проведенные в малых группах, показали, что в коммуникационной сети типа «круг» (например, “круглый стол”) резко снижается возможность возникновения деструктивных конфликтов.6) «Штурвал» - сильно централизованная сеть, т.е.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi