Роль подсознания в творчестве

  • Страниц:26
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по психологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность исследования: История изучения проблемы творчества в науке насчитывает десятки лет. Создано большое количество теоретических и экспериментальных работ, которые в основном имеют фрагментарный, частичный характер. Как это отмечают исследователи в разных областях науки, творческая деятельность человека остается непознанной сферой.
    По мнению Л.С. Выготского, «…в психологии было выдвинуто чрезвычайно много различных теорий, каждая из которых по-своему разъясняла процессы творчества или восприятия. Однако чрезвычайно немногие попытки были доведены до конца. Мы не имеем почти ни одной …

    Читать подробнее

    Актуальность исследования: История изучения проблемы творчества в науке насчитывает десятки лет. Создано большое количество теоретических и экспериментальных работ, которые в основном имеют фрагментарный, частичный характер. Как это отмечают исследователи в разных областях науки, творческая деятельность человека остается непознанной сферой.
    По мнению Л.С. Выготского, «…в психологии было выдвинуто чрезвычайно много различных теорий, каждая из которых по-своему разъясняла процессы творчества или восприятия. Однако чрезвычайно немногие попытки были доведены до конца. Мы не имеем почти ни одной полностью законченной и сколько-нибудь общепризнанной системы психологии искусства». По мнению современных ученых, положение и на сегодня остается прежним – не установлены критерии творчества, не определен предмет исследования, творчество остается неразвитой сферой [7].
    Личная опосредованность творческой деятельности, достижение результатов высокого уровня, по мнению многих авторов научных исследований, требуют для выяснения условий проявления творческих способностей обращения внимания на саму личность творца, ее культурные, ценностные ориентации, способ деятельности и достижение результатов, взаимодействие с окружающими и т.д.
    Выделение в структуре личности творческого потенциала является, с одной стороны, правомерным, так как в этом отражена роль творческой деятельности в жизни человека вообще, однако, с другой стороны, связь творческого потенциала только с определенным уровнем знаний и умений недостаточно правомерна ввиду более высокого уровня сложности феномена творческой деятельности.
    Природа творческой активности основывается на инициативе, для которой в реальной жизни достаточно сложно выявить мотив. Кроме того, можно привести множество примеров того, когда проявление инициативы и активности является негативно сказывающимся фактором для человека. По мнению С.Л. Рубинштейна, отражаемые психикой явления обладают всеобщей мотивационной значимостью [5], что предопределяет внутреннюю активность личности. В.Г. Асеев выдвинул концепцию мотивации, которая основана на взаимосвязи содержательно-смысловых и динамических характеристик движущих сил поведения, между которыми устанавливаются соотношения смысловой значимости действий со значимостью затрат, необходимых для их выполнения и степенью готовности к ним. Следует отметить, что рассмотрение творческой активности с этих позиций представляется достаточно сложным.

  • Введение - 3
    Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы определения роли подсознания в творчестве - 5
    1.1.Психологические особенности художественного творчества - 5
    1.2. Роль подсознания в творчестве - 10
    Глава 2. Экспериментальное изучение роли подсознания в творчестве - 15
    2.1. Диагностическое изучение творческих способностей - 15
    2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента - 17
    Вывод: - 19
    Заключение - 20
    Список использованной литературы - 21
    Приложение 1. Изучение потенциала взрослого - 23
    Приложение 2. Диагностика вербальной креативности - 26

    Читать подробнее

    Введение - 3
    Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы определения роли подсознания в творчестве - 5
    1.1.Психологические особенности художественного творчества - 5
    1.2. Роль подсознания в творчестве - 10
    Глава 2. Экспериментальное изучение роли подсознания в творчестве - 15
    2.1. Диагностическое изучение творческих способностей - 15
    2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента - 17
    Вывод: - 19
    Заключение - 20
    Список использованной литературы - 21
    Приложение 1. Изучение потенциала взрослого - 23
    Приложение 2. Диагностика вербальной креативности - 26

  • Словосочетания
    1
    11
    2
    12
    3
    13
    4
    14
    5
    15
    6
    16
    7
    17
    8
    18
    9
    19
    10
    20

    Читать подробнее

    Словосочетания
    1
    11
    2
    12
    3
    13
    4
    14
    5
    15
    6
    16
    7
    17
    8
    18
    9
    19
    10
    20

  • Таким образом, искусство способствует развитию воображения людей как всеобщей универсальной человеческой способности, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – в науке, политике, быту, непосредственном труде. Понимая процесс творчества как процесс познания мира и преобразования деятельности или окружающей действительности, можно постулировать наличие трех этапов творческого процесса: Этап проникновения в смысл (от значения к смыслу);Этап преобразования смыслов и нахождения новых;Попытка обозначения новых смыслов.Если деятельность субъекта …

    Читать подробнее

    Таким образом, искусство способствует развитию воображения людей как всеобщей универсальной человеческой способности, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – в науке, политике, быту, непосредственном труде. Понимая процесс творчества как процесс познания мира и преобразования деятельности или окружающей действительности, можно постулировать наличие трех этапов творческого процесса: Этап проникновения в смысл (от значения к смыслу);Этап преобразования смыслов и нахождения новых;Попытка обозначения новых смыслов.Если деятельность субъекта ограничивается первым этапом, мы можем говорить о продуктивном мышлении, но у нас нет оснований говорить о творческом процессе. Если деятельность включает два первых этапа, то здесь речь может идти о созерцательном познании действительности («пик-переживания», «плато-переживания», по А.Маслоу). И только в том случае, если деятельность включает все три вышеперечисленных этапа, можно говорить о творчестве как об активном процессе, имеющем цель передать вновь обретенный внутренний смысл вовне, найдя для этого адекватные средства выражения.В основе любого творческого процесса изначально лежит познавательный интерес в области духовных ценностей (истина, красота, добро). Творчество в какой-либо области человеческой деятельности подразумевает стремление преимущественно к одной из них, хотя и не отрицает остальных. В основе художественного творчества (в широком смысле, то есть в области искусства) – стремление к познанию красоты. Эстетические ценности для художника выходят па первый план. А.А. Мелик-Пашаев считает [5], что разработка проблем психологии и педагогики, искусства в значительной мере затрудняется тем, что исследователи ограничиваются областью создания и восприятия художественных произведений и оставляют без достаточного внимания тот факт, что в основе полноценного художественного творчества всегда лежит особое, эстетическое отношение к самой жизни. «Эстетическое отношение к жизни – это психологическая первооснова художественно-творческой одаренности человека. Все отдельные качества психики, которые обычно рассматриваются как способности к тому или иному конкретному виду искусства, приобретают значение и специфически художественную направленность лишь при наличии у человека развитого эстетического отношения к действительности. Поэтому изучение психологической сущности и условий становления эстетического отношения имеют решающее значение для педагогики искусства (в частности, для проблем диагностики и развития художественных способностей), для психологии художественного творчества...» [5].З.Н. Новлянская пишет, что особая значимость эстетического отношения как психологической первоосновы способностей к художественному творчеству заставляет искать специальные средства для диагностики и развития этого качества [13]. Характерные черты эстетического отношения, о котором говорил А.А. Мелик-Пашаев, преодоление отчужденности от окружающего мира, открытие родства этого мира человеку, ценностная значимость неповторимого чувственного облика предметов, явлений, событий подсказывают возможные пути такого поиска [14]. Средства диагностики должны ставить перед человеком задачу эстетического освоения конкретного предмета, жизненного явления. Эстетически осваиваться должно то, что не получило еще традиционной эстетической оценки в культуре, то, что в определенном смысле «эстетически нейтрально» (т.е. не считается «красивым», «неприятным», не выступает носителем закрепленного отношения определенной модальности). Чтобы выявить эстетическое отношение как способность к созданию эстетической оценки, надо поставить человека перед тем, что в обычной жизни выступает как «безгласная вещь», и перед необходимостью быть тем «первым оценивающим», каким является, по выражению М.М. Бахтина, всякий настоящий художник [4]. На этом пути можно, с одной стороны, преодолеть недостаток диагностирования способностей к творчеству в области искусства по профессионально-техническому критерию; с другой стороны, внести большую объективность и ясность в диагноз и прогноз художественно-творческих способностей на основании интуитивно улавливаемого специалистами качества, которое неопределенно называют «свежестью взгляда», «своим видением» и «оригинальностью». Человек, обладающий развитым эстетическим отношением, в силу открывающегося ему родства со всем в окружающем мире способен к эстетической оценке при встрече с любым предметом или явлением. Для него нет практически ничего, что было бы недостойно внимания искусства. Оценка всегда будет именно его оценкой, т.е. «свежей», неповторимой, оригинальной. 1.2. Роль подсознания в творчествеСознание и подсознание являются компонентами творческого процесса. Важную роль подсознания подчеркивал Платон и другие древнегреческие философы, именно они трактовали творчество как экстатическое, боговдохновенное, вакхическое состояние.Бессознательным в процессе творчества заинтересовался З. Фрейд и его психоаналитическая школа. Объектом их наблюдения стал художник как творческая личность. Художник, по их мнению, - это личность, которая сублимирует свою сексуальную энергию в область творчества. Фрейдом была высказана мысль о том, что в творческом акте из сознания художника вытесняется социально-неосуществимые потребности, а также посредством этого устраняются реальные жизненные конфликты. Неудовлетворенные желания являются побудительными стимулами фантазии [7].В процессе творчества происходит взаимосвязь подсознания, сознания, сверхсознания, памяти и воображения и проч.Сам акт творчества является сознательным, но он содержит много иррационального. Художественное творчество – загадочный процесс. Художественный мир, новая реальность не могут быть объяснены из уже существующего мира. Еще Платон в диалоге «Ион» высказывал мысль о том, что художник в момент творчества не отдает себе отчета в том, как рождается художественное произведение. Мыслители древности многократно отмечали непостижимые, иррациональные механизмы творческого процесса. И. Кант обращал внимание на то, что если ученый может четко объяснить весь путь движения своей логики от первых шагов до великого открытия, сделать его наглядным любому, желающему узнать этот путь, то художник не может объяснить, как соединяются в его голове причудливые фантазии и одновременно богатые мыслями идеи. Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. Ф. Шеллинг писал, что художник вовлекается в процесс творчества непроизвольно и даже вопреки своей воле. Таким образом, никто, даже сам автор, не может объяснить механизмы создания художественного произведения. А. Шопенгауэр полностью преодолел рационалистскую парадигму и обратился к подсознательным началам искусства. Затем Ф. Ницше выявил иррациональные истоки творчества совместно с раскрытием его рациональных оснований. Он предпринял попытку показать противоречивый характер истинного искусства, а вместе с ним двойственность художника-творца. А. Бергсона продолжил рассуждения на тему необходимости слияния интуитивного и интеллектуального как продолжения исследования соотношения рационального и иррационального в художнике. Философ отдавал предпочтение интуиции, говоря, однако, об обязательности ее соединения с интеллектом. Следующим этапом в осознании творческого процесса, а именно с точки зрения интеллектуальной деятельности, явилась феноменология, основы которой были уже заложены И. Кантом в его исследовании взаимосвязи сознания и рефлексии посредством времени. Тем не менее, надлежит заметить, что, обозначая учение о феноменах, термин «феноменология» сначала употреблялся в значении философского осмысления природы, а в дальнейшем стал определением психологического направления в философии культуры. Основными в феноменологическом учении (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) о сознании стали понятия рефлексии и интенциональности. В начале XX в. структуралисты создали свое направление в философии культуры, опирающееся на стремление к ясности, четкости и рациональности, а также к независимости от различных мировоззрений и идеологических предпочтений. Поэтому объектом исследования представители этой научной школы избрали отнюдь не проблемы, связанные с природой искусства или внутренней сущностью человека, рассуждения о которых, по их мнению, никогда не отличались конкретностью, а, напротив, всегда носили расплывчатый характер. Их внимание сосредоточилось на функциях искусства и человека, творящего культуру, которая включает как искусство, так и окружающий мир. Предметом же их исследования выступает текст в предельно широком значении этого слова: не только как текст художественного произведения, но и всего того, что создано человеком, его культурной деятельностью. Характерной особенностью данной научной школы стало тяготение к ясному понятийному аппарату, логике, четким объяснительным схемам и таблицам, что сближало гуманитарные науки с точными. Художественное произведение рассматривалось структуралистами прежде всего с точки зрения его формы. Важнейшей мыслью, характерной для научных изысканий структуралистов, стала уверенность в том, что понимание произведения заключается не только в осмысливании его сюжета, но также и в глубинном проникновении в его структуру, каждый элемент которой выполняет определенную функцию, вносящую незаменимый вклад в единое развитие, помогая достижению кульминации художественного пафоса. Стремление освободиться от подобного анатомирования текста породило постструктурализм, подвергший сомнению и критике саму идею о непременном наличии порядка и смысла в любом творении человеческих рук, равно как и все основные положения структурализма вплоть до основной его категории – структуры. Находя по-прежнему основу своих научных поисков в тексте, представители этого направления отрицают, однако, возможность единственно правильной интерпретации литературного текста и утверждают, что любое его истолкование ошибочно. Такое мнение строится на глубоком убеждении в том, что человеческий язык по своей природе риторичен и метафоричен, следовательно, обманчив, и каждое высказывание иллюзорно в своей основе. Сознание индивида, как утверждают постструктуралисты, целиком зависит от языковых стереотипов его времени. Свобода личности означает не что иное, как свободу интерпретации, что позволяет человеку придавать различным текстам желаемый смысл, а это является шагом к власти над миром, так как весь мир состоит из коллекции текстов. Характерной чертой постструктурализма является рассмотрение человека как феномена культуры, в частности, письменной, что превращает самосознание личности в простое собрание текстов, а культуру общества – в огромное количество текстов различного характера [5]. Сознанием определяются многие существенные стороны творчества. Им контролируются цели, сверхзадачи творчества, основные контуры художественной концепции произведения, высвечиваются «светлые пятна» в творческом мышлении, а также организуется весь опыта художника. С помощью сознания художником проводится критический анализ творчества, делаются выводы, которые способствуют дальнейшему росту его мастерства.С помощью подсознания под влиянием жизненных впечатлений в творческом процессе рождается огромное число вариантов образов, ситуаций, мыслительных связей между явлениями. С помощью интуиции из огромного числа отбираются наиболее красивые образы. Идеи, переходящие из подсознания в сознание не всегда правильны, поскольку в подсознании нет логических критериев истины. Красота является критерием передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного материала.Образ, который родился в подсознании, отбирается эстетическим чувством, а затем поступает в подсознание, где он логически выверяется, просветляется разумом и обрабатывается.Творческие люди (писатели, художники и проч.), настраиваясь на подсознательные силы своей души, черпают оттуда вдохновение.Деятельность подсознания отличается от явлений, в которых сознание выходит из-под контроля из-за перенапряжения и крайне возбужденный мозг продолжает работать в двух как бы параллельных направлениях. В такое состояние погружаются многие художники, ученые, которые целиком погружаются в творчество. То есть человек пытается отвлечься, но сознание помимо его воли, продолжает работать в прежнем направлении, что приводит к работе до изнеможения [9].Иногда сфера подсознательного представляется как глубокий сон, в который погружается автор для того, чтобы разобраться в собственных мыслях. После подобной переработки идеи выстраиваются в авторском сознании в логической последовательности. Процессы, происходящие в подсознании никем не объяснялись, известно одно: когда работает подсознание – сознание отдыхает, когда же возвращается сознание – подсознание уходит.Подсознание рассматривается в качестве репозитария ассоциаций с идеями о частях тела и членах семьи.Те, редкие моменты, когда в творчество вмешивается подсознание, компенсируются проявлением наиболее «непролазных» для сознания этапах творчества.Какую бы важную роль ни играло подсознательное в творческом процессе, его не следует переоценивать, приписывая исключительно его вмешательству все великие научные и художественные открытия. Именно такое допущение и служит основанием для некоторых исследователей полагать, что сущность гениальности и состоит в способности человека мобилизовать безграничные, но скрытые резервы подсознательных источников творчества. Глава 2. Экспериментальное изучение роли подсознания в творчестве2.1. Диагностическое изучение творческих способностейЭкспериментальное изучение творческих способностей у взрослых проводилось на базе ***. В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте от 20 до 30 лет: 5 женщин и 5 мужчин. На диаграмме показано, сколько человек по возрастам принимало участие в эксперименте.Диаграмма 1. Возрастной состав экспериментальной группыЭмпирическое исследование проходило в один этап – констатирующий выявление уровня творческих способностей у экспериментальной группы.В ходе исследования использовались следующие методики:Методика «Изучение творческого потенциала взрослого» (Приложение 1) Методика «Диагностика вербальной креативности» (Приложение 2)Ниже приведено описание данных методик. Выбор именно этих методик обусловлен наличием опыта их апробации, удобством и простотой в использовании.Методика «Изучение творческого потенциала взрослого» Цель методики: определение творческого потенциала взрослого.Тест состоит из 18 вопросов и предложенных вариантов ответов, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий.После завершения ответов на вопросы, происходит подсчет баллов: за каждый ответ:А – 3 баллаБ – 2 баллаВ – 1 баллСумма набранных очков покажет примерный уровень вашего творческого потенциала.49 и более очков. В вас заложен творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом вы и решите проблему. Методика «Диагностика вербальной креативности» Цель: выявление и оценка существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала.Описание методики: Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов «громкая – правда – медленно» ответом может служить слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов», так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного.Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя «количество ответов» (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:Анализ результатов констатирующего экспериментаРезультаты диагностики по первой методике представлены в таблице 1.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi