Понятие личности в психологии

  • Страниц:30
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по психологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Тема курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе как для социологии, так и для психологии. Понятие личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это определение. Кроме того, «личность» как понятие обширно используется в повседневной жизни человека. Если широко принятое «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых часто встречающихся …

    Читать подробнее

    Тема курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе как для социологии, так и для психологии. Понятие личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это определение. Кроме того, «личность» как понятие обширно используется в повседневной жизни человека. Если широко принятое «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых часто встречающихся определений личности в науке (будь то социология или психология) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, которая характеризует индивида как члена того или иного общества или общности.
    В целом, особенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической науки, создают в каждой из них определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности. Необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом схожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее различным образом. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Сравнение подходов к сущности понятия «личности» в социологии и психологии позволяет более подроно узнать основные особенности этих наук, и их инструментария. Этим определяется актуальность курсовой работы.
    Целью курсовой работы является изучение понятия личности и присущих ему характеристик в психологии.
    Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
    изучить понятие личности в психологии: ознакомиться с определениями личности в отечественной и зарубежной психологии;

  • Введение………………………………………………………………………… - 3
    Глава 1. Понятие «личность» в современной психологии, её взаимодействие с миром……………………………………………………………………………… - 5
    1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии………………. - 5
    1.2. Личность во взаимодействии с социальным и внешним миром………… - 11
    Глава 2. Личность как субъект межиндивидных отношений……………… - 15
    2.1. Межиндивидные отношения………………………………………………. - 15
    Глава 3. Особенности психологического подхода к изучению личности. Личность и индивидуальность…………………………………………………. - 20
    3.1 Особенности психологического подхода к изучению …

    Читать подробнее

    Введение………………………………………………………………………… - 3
    Глава 1. Понятие «личность» в современной психологии, её взаимодействие с миром……………………………………………………………………………… - 5
    1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии………………. - 5
    1.2. Личность во взаимодействии с социальным и внешним миром………… - 11
    Глава 2. Личность как субъект межиндивидных отношений……………… - 15
    2.1. Межиндивидные отношения………………………………………………. - 15
    Глава 3. Особенности психологического подхода к изучению личности. Личность и индивидуальность…………………………………………………. - 20
    3.1 Особенности психологического подхода к изучению личности………… - 20
    3.2. Личность и индивидуальность…………………………………………… - 26
    Заключение………………………………………………………………………. - 30
    Список литературы……………………………………………………………… - 31












  • Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Академия, 2010. – 448с.
    Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Академия, 2007. – 416с.
    Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. Психология личности. – М.: Астрель, 2009. – 624с.
    Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: Астрель, 2008. – 720с.
    Гордон О. Становление личности. – М.: Смысл, 2009. – 464с.
    Донцов Д.А., Сенкевич Л.С. Общая психология. – М.: Человек, 2012. – 352с.
    Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология. – М.: Дашков и …

    Читать подробнее

    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Академия, 2010. – 448с.
    Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Академия, 2007. – 416с.
    Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. Психология личности. – М.: Астрель, 2009. – 624с.
    Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: Астрель, 2008. – 720с.
    Гордон О. Становление личности. – М.: Смысл, 2009. – 464с.
    Донцов Д.А., Сенкевич Л.С. Общая психология. – М.: Человек, 2012. – 352с.
    Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 480с.
    Котова И.Б., Петриевский В.Н. Психология. – М.: Феникс, 2008. – 436с.
    Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Спб.: Питер, 2009. – 464с.
    Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608с.
    Утлик Э.П. Психология личности. – М.: Академия, 2013. – 320с.
    Ярошевский М.Н., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 476с.

  • Из этих миров Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования). Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики, целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требует …

    Читать подробнее

    Из этих миров Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования). Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики, целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости, и при этом опять-таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: «я знаю!». Данный вопрос повлечёт за собой выдвижение требования: «докажи, приведи факты».Это мир, в котором особо ценятся те знания и способы действий, которые могут быть представлены в доступном для понимания и повторения виде и переданы другим людям, т. е. Теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики. Это мир, где нет «моего» или «его» восприятия, а есть «истинное» или «ложное». Здесь высказывание «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а имеет смысл – «эта вещь мне полезна». Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.Социальный мир – это такой мир, в который человек включается по средствам предметной деятельности. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и улитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром – это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана, прежде всего, с овладением человеком способами и средствами действий, предоставленными в совокупном человеческом опыте, культуре, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру, инкультурацией. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта. Точнее сказать с интериоризацией способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводом образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества освоенные, интериоризованные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризуются, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действия вырабатывать новые способы и приемы деятельности. В этом смысле субъект деятельности становится одновременно субъектом познания и сознания как сознания, в содержании которого актуально интегрированы как единицы непосредственного отражения реальности – «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия), так и единицы, определяющие речью, переданные опытом других людей, - значения и возникающие в связи с ними смыслы.Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психических деятельностей, посредством которых предметные действия и деятельность регулируются. С.Л.Рубинштейн назвал систему закрепленных в индивидууме обобщенных психических деятельностей способностями. Высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности соответственно являются способности, которые характеризуют психическую деятельность преимущественно с ее операциональной стороны, определяющей темпы освоения, разнообразие способов и результативность деятельности, т. е. инструментальные проявления личности.Однако, как указывал С.Л.Рубинштейн, психические процессы, определяющие деятельность, не имеют самостоятельной линии развития. Таким образом, необходимо выделить некоторое начало, которое векторизует психическое развитие человека, определяет тенденции этого развития. Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами не обладает, они принадлежат субъекту. Когда же мы пытаемся постичь деятельность субъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, что определяет для человека саму необходимость деятельности и ее освоения, ее ценность, направленность и задает цели, - деятельность выступает как реализация определенного отношения человека к миру (включающему его самого). Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.Глава 2. Личность как субъект межиндивидных отношений.2.1. Межиндивидные отношения.Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые передаются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности. Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект – субъектного отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект – субъектные связи существуют не только сами по себе, сколько в опосредствовании какими – либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду, опосредствуется объектом деятельности (субъект – объект – субъект).В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным. При всём при этом, опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект – субъект – объектное отношение). Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект – объект – субъектных и субъект – субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.2. 2. Личность и социальный мир.Дело в том, что, рассматривая отношение человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а некоторое организованное множество людей, социум. По мере развития социума последовательно меняется состав и разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство. Появляются сферы деятельности, специально связанные с организацией взаимодействия людей: управление, политика, право, образование, военная служба и т. д. Эти деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя некоторую взаимосвязанную систему частных деятельностей, которая и реализует характерное для конкретного общества отношение к внешнему миру.Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и реализует определенное отношение между людьми как носителями статуса и в этом смысле, как реализованное отношение, деятельность обретает свое значение, цели и направленность. Именно в этом смысле человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности и субъектом и объектом социальных отношений, взаимодействия между людьми, социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе, человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стороны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями). Его поведение со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно превращается из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей. Это говорит о том, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих. Он сам выбирает ценностно-допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т. е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.Таким образом, основным механизмом возникновения личностных новообразований является переход внешних отношений личности во внутренние. Также преобразование объекта социальных отношений в их субъект.Этот механизм опосредствует включение человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка. Когда люди согласны в том, что значит звукосочетание «мама», какой способ социального поведения есть норма, а какой – запретное отклонение, что есть ценность, общественное благо, а что является злом. Принятые нормы и ценности в своем единстве экстернализуются в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, системы статусов и ролей и т. д.). Таким образом, в социальном мире развертывается процесс институтализации как типизиции и закрепления в социальных институтах писаных и неписаных норм и ценностей. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют социальный мир как социальную реальность и одновременно человеческий продукт. Однако когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими, социальный порядок может быть для него совсем не очевиден и не очень понятен. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т. е. он должен стать для этого человека легитимным. Таким образом, интернализация социального порядка, основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей – все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональные и рациональные компоненты, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир – это мир веры. Социальный контроль необходим тогда, когда социальные институты неэффективны, когда нет веры, и обществу приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Индивидуум становится реальным членом человеческой общности, когда принимает ее символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.Вера далеко не всегда рациональна: можно верить в Бога или верить в то, что его нет, и то и другое – вопрос веры и одинаково недоказуемо. В «нашем» мире мы оцениваем поведение индивидуума не в терминах «истинности» и «утилитарной полезности». Поведение индивидуума оценивают в терминах «правильности» или «ценности», т.е. в терминах соответствия социальным нормам и ценностям. Последствия «неправильного» социального поведения – изменение социального статуса или даже исключение индивидуума из общности – отличаются от последствий «неистинной», основанных на ложных представлениях предметной деятельности, ошибки или не результативность которой, будучи социально оправданными, могут и не повлечь изменений в социальном положении ее субъекта. То, что в конкретном обществе или общности людей считается правильным и ценным, может быть с точки зрения предметной деятельности, инструментального разума совсем не истинным и не полезным.Единицей социального поведения является не действие, а поступок. Поступок с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель (как в предметном действии). Когда человек спасает ребенка или отказывается предать друга – он сохраняет и утверждает свои ценности, то, что ему дорого, даже в ущерб прагматической выгоды. Когда нет жизненных ценностей – приходит отчаяние (Р.Мэй). С точки зрения способа и средств осуществления поступок как действие социальное нормативно регулируется: спасая друга, мы прибегаем только к тем способам действий, которые оправданны, законны, легитимны, соответствуют нашим внутренним нормам. Поступок всегда обращен к другим людям и основная его функция – выражение конкретного отношения личности как субъекта к объекту как ценности: другому человеку, социальному институту, предметной деятельности. Таким образом, включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект – объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его мир, составляющего основное содержание как личности.Глава 3. Особенности психологического подхода к изучению личности. Личность и индивидуальность3.1 Особенности психологического подхода к изучению личностиИтак, разберем основные психологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.Итак, для психологической трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого понятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает:во-первых, целостность и неделимость отдельной особи биологического вида (в нашем случае человека);во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.Индивидуальные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.Перейдем к общественным отношениям. Отношения «личность-общество» во многом являются основополагающими для психологической науки, в вопросе изучения личности. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.Перейдем к индивидуальности. Личность – совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.Исходя из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив и внешне выражаются в различных свойствах общения.Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Эти теоретические выкладки являются основополагающими для изучения личности в психологии.В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как:структура личности;направленность личности;соотношения биологического и социального в личности.Рассмотрим данные составляющие более детально.Структура личности, это концепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.Направленность личности, также относится к подструктурам личности и определяется как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм, таких как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi