Ассоциативный эксперимент в психологии

  • Страниц:35
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по психологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность. Психология как наука исследует закономерности развития и функционирования психики. Психика – это особая форма жизнедеятельности. Живые существа взаимодействуют с окружающим их миром при помощи психических процессов и состояний. Психические процессы отличаются от физиологических, имеют свои особенности, но с дугой стороны очень тесно с ними связаны.
    Психология тесно связана с развитием философского знания об общих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическое и идеалистическое направления в философии являются методологической базой в психологии. В …

    Читать подробнее

    Актуальность. Психология как наука исследует закономерности развития и функционирования психики. Психика – это особая форма жизнедеятельности. Живые существа взаимодействуют с окружающим их миром при помощи психических процессов и состояний. Психические процессы отличаются от физиологических, имеют свои особенности, но с дугой стороны очень тесно с ними связаны.
    Психология тесно связана с развитием философского знания об общих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическое и идеалистическое направления в философии являются методологической базой в психологии. В идеалистическом направлении «Душа» рассматривается как феномен, который порожден высшей сущностью (Богом). В материалистическом направлении рассматривается «психика» , которая является продуктом деятельности головного мозга.
    Первый трактат по психологии был написан Аристотелем – трактат «О душе». Душа, согласно Аристотелю, способ организации живого тела. Обобщения Аристотеля привели к возникновению основных объяснительных принципов в психологии - организация развития и причинности.
    Становление психологии как науки прошло длительный путь развития. Менялись школы и направления, менялись взгляды.
    С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой.


  • Введение………………………………………………………………………… - 3
    Глава 1. Ассоциативный эксперимент в психологии………………………… - 6
    Ассоциативная психология как направление в психологии………… - 6
    Методы ассоциативной психологии…………………………………… - 14
    Выводы по главе 1………………………………………………………………. - 18
    Глава 2. Эмпирическое исследование подросткового одиночества методом ассоциативного эксперимента………………………………………………… - 19
    2.1. Методы и организация исследования……………………………………. - 19
    2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных…………………………. - 20
    Выводы по главе 2………………………………………………………………. - …

    Читать подробнее


    Введение………………………………………………………………………… - 3
    Глава 1. Ассоциативный эксперимент в психологии………………………… - 6
    Ассоциативная психология как направление в психологии………… - 6
    Методы ассоциативной психологии…………………………………… - 14
    Выводы по главе 1………………………………………………………………. - 18
    Глава 2. Эмпирическое исследование подросткового одиночества методом ассоциативного эксперимента………………………………………………… - 19
    2.1. Методы и организация исследования……………………………………. - 19
    2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных…………………………. - 20
    Выводы по главе 2………………………………………………………………. - 30
    Заключение………………………………………………………………………. - 31
    Список литературы……………………………………………………………… - 32














  • Dechert H, Raupach N. Psycholinguistic Models of Production. 1987.
    Garman M. Psycholinguistics. 1991.
    Pronko N.H. Language and Psycholinguistics // Psychological Bulletin. Vol. 3, 1946.
    Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной аме- риканской лингвистики. — М., 1997. С. 261-275.
    Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — Miinchen , 1996.
    Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999.
    Блумфилд Л. Употребление языка // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II .
    Богин …

    Читать подробнее

    Dechert H, Raupach N. Psycholinguistic Models of Production. 1987.
    Garman M. Psycholinguistics. 1991.
    Pronko N.H. Language and Psycholinguistics // Psychological Bulletin. Vol. 3, 1946.
    Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной аме- риканской лингвистики. — М., 1997. С. 261-275.
    Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — Miinchen , 1996.
    Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999.
    Блумфилд Л. Употребление языка // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II .
    Богин Г.И. Типология понимания текста. — Калинин, 1986.
    Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 140, 151—152, 182—183.
    Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). — М., 1968.
    Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 5.; 
    Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
    Геннекен Э. Опыт построения научной критики. Эстопсихология: Пер. с фр. — СПб., 1892. ( www . textology . ru / drevnost / geneken . htm )
    Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.
    Горошко Е.И. Языковое сознание. — М.: Институт языкознания РАН, 2002.
    Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1984.
    Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.
    Енгалычев В.Ф. и др. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.
    Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1991.
    Залевская А.А. Введение в психолингвистику. — М., 1999.
    Каменская О.Л. Текст и коммуникация. — М., 1990.
    Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. — Куйбышев, 1980.
    Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997.
    Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
    Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. С. 96—97.
    Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону, 1998. С. 81—84.
    Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряжённости. — Днепропетровск, 1975.
    Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997. С. 73—75.
    Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1932.
    Психолингвистические проблемы семантики. — М., 1993.
    Пузанова Ж.В. Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества http://articles.excelion.ru/science/filosofy/40796476.htmlРубакин Н.А. Психология читателя и книги. — М., 1977.
    Русский ассоциативный словарь. — М., 1994-2002. Т. 1-8.
    Сахаров Л.С. О методах исследования понятий (1930) // Культурно-историческая психология. 2006. №2. – C. 32–47.
    Секерина И. Процесс понимания и синтаксический анализ предложения. Во просы языкознания // Вопросы языкознания. — № 3. — 1996.
    Секерина И. Психолингвистика // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997.
    Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как подготовить интересный урок иностранного языка. — М., 1963.
    Сорокин ЮЛ. Психолингристические аспекты изучения текста. — М., 1985.
    Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб., 2000.
    Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М., 1996.
    Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики.— М., 1987. Текст лекций «Введение в психолингвистику». — М., 1991. — Ч. I , II . Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных специальностей. — СПб., 2000.
    Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984; Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997. С. 92—93.
    Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II .
    Фрумкина P . M . «Язык и мышление» как проблема лингвистического эксперимента // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. - Т. 40, № 3.
    Фрумкина P . M . Цвет, смысл, сходство. — М., 1984.
    Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М., 1988.
    Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.
    Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. — М., 2000.
    Шабес В.Я. Событие и текст. - М., 1989.
    Шахнарович A . M . Проблемы психолингвистики. — М., 1987.
    Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языко- знании // Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974.

  • Но что представляет собой закономерный переход чувственного возбуждения через нервные центры к мышцам, если не рефлекс? Учение Гартли представляло вторую после Декарта выдающуюся попытку соединить рефлекс с ассоциацией. (Третьей попыткой стало учение Сеченова.)По теории Гартли, волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. У …

    Читать подробнее

    Но что представляет собой закономерный переход чувственного возбуждения через нервные центры к мышцам, если не рефлекс? Учение Гартли представляло вторую после Декарта выдающуюся попытку соединить рефлекс с ассоциацией. (Третьей попыткой стало учение Сеченова.)По теории Гартли, волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. У ребенка связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем он совершает этот поступок по собственной команде. Слово и воля неразрывны. Точно так же неразрывны, согласно Гартли, слово и абстрактное мышление. Общие понятия возникают путем постепенного отпадения от ассоциации, остающейся при переменчивых обстоятельствах неизменной, всего случайного и несущественного. Совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступавшему в данном случае как могучий фактор обобщения.Гартли был пионером в исследовании роли речевых реакций в организации волевого контроля и развитии абстрактного мышления.Вслед за Гоббсом, Спинозой и другими Гартли признавал только две мотивационные силы: удовольствие и страдание. Поскольку же объекты приложения этих сил не могут явиться ниоткуда, кроме окружающего мира, программа Гартли предусматривала отбор и подачу на «вход» нервной системы социально ценных объектов, с которыми и должны путем повторения на основе законов ассоциаций связаться соответствующие чувства. Свойственная всему домарксовому материализму идея формирования людей с учетом их природы, естественных чувств, прав и т. д. являлась «сверхзадачей» психологического учения Гартли.Теория Гартли — вершина материалистического ассоцианизма XVIII в. Ее влияние как на континенте, так и в самой Англии было исключительно велико, причем оно распространялось не только на психологию, но и на многие другие отрасли знания: этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. Ассоцианизм становится во второй половине XVIII в. господствующим направлением.Активными защитниками материалистического ассоцианизма выступили в конце XVIII в. немецкие просветители Ирвинг, Абель, Маас и др. Следуя за Гартли, они доказывали, что любая связь представлений выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу. Для материалистов принципы ассоциации служили орудием борьбы с концепцией спонтанной активности души. Закономерные связи внутри сознания считались частным проявлением законов природы.Механицизм и сенсуализм своеобразно преломились в субъективно-идеалистических учениях Беркли и Юма. Если у Локка «идеи ощущения» служили посредниками между сознанием и физическим миром, то у Беркли и Юма из посредников они становятся объектами, за которыми никакой другой познаваемой реальности не существует. Реально только то, что дано сознанию в виде непосредственно воспринимаемых феноменов. Из них Беркли и Юм рассчитывали вывести мир ньютоновской механики. Этот мир движется в пространстве, существующем вне и независимо от сознания. Беркли (1685—1753) начинает с анализа представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. В труде «Новая теория зрения» (1709) Беркли противопоставил геометрическое пространство чувственному знанию о пространственных отношениях. Такое знание, по Беркли, складывается из различных ощущений — чисто зрительных, мышечных, осязательных. Отношения между ними и создают протяженный мир, принимаемый за объективно данный.Анализ чувственных признаков, необходимо участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал мало изученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что esse est percipi (быть — значит быть в восприятии). Философская концепция Беркли, возродившись в форме махизма, оказала огромное влияние на западноевропейскую и американскую психологию периода империализма.Давид Юм (1711—1776), заняв последовательно скептическую позицию, провозгласил единственным объектом познания опыт. Он отбросил рефлексию как источник познания. Когда мы непосредственно вглядываемся в себя, писал он в «Исследовании о человеческом познании», то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как учил Локк, из рефлексии, вовсе не получаем. Единственное, что замечаем,— это комплексы перцепций, сменяющих друг друга. Опыт, по Юму, построен, во-первых, из впечатлений, к которым относятся (по современной терминологии) ощущения, эмоции (страсти), и, во-вторых, из «идей» — копий впечатлений.Локковская «идея ощущения» имела двойственную природу. Она означала как отнесенность к внешнему объекту, так и содержание сознания. Юм изменил это локковское понятие. Он выделил два класса феноменов внутри самого сознания, устранив вопрос о соответствии образа внешнему предмету. Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам: живости, силе и другим качествам, о которых сообщает одна только интроспекция. Идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении «идей», согласно Юму, нет никакой необходимости. Вера же в необходимость — результат привычки, которая учит нас, что за одним феноменом обычно появляется другой.Ассоциация — не продукт причинной связи вещей, как представлялось Гоббсу, Спинозе и др. Напротив, по Юму, мнение о существовании такого рода связи — продукт ассоциации.В изображенной Юмом картине течения ассоциативных процессов исчезали не только объекты реального мира, но и реальный субъект — целостная и активная человеческая личность, действиями которой только и могут быть воссозданы связи вещей. Оставалась динамика психических «атомов».В это же время возникает учение о способностях души, которое в определенном смысле противостоит ассоциационизму. Если ассоциационизм утверждает, что вся психика есть ассоциации, то новое учение проводит мысль, согласно которой душа располагает имманентно присущими ей свойствами — способностями, которые не сводимы и не выводимы из ассоциаций.С XVIII в. учение о психике связывается с мозгом (до этого психические явления «размещали» во многих частях тела, включая сердце и печень). Это случилось под непосредственным влиянием достижений в исследовании физиологии мозга, особенно центральной его части — головного. Замечательными достижениями в физиологии центральной нервной системы ознаменовался конец XVIII— начало XIX в. Англичанин Ч. Белл и француз Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные и двигательные. Получает физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретно-научное представление о структуре рефлекторной дуги. Из философского понятия и гипотетического конструкта рефлекс превращается в материальный, биологический факт. Вместе с тем растет критическое отношение к возможности его использования для объяснения сложных психических явлений.Выход из возникшей ситуации предлагает русский физиолог И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга», где основные психологические процессы и явления впервые получают рефлекторную трактовку. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека, пишет И. М. Сеченов, являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию. То, что представляется в виде образов, мыслей, ощущений и идей, есть не что иное, как отдельные моменты целостных рефлекторных актов. В них психические процессы и состояния играют высшую регулирующую и сигнальную роль.К.Г. Юнг создал метод ассоциативного эксперимента. Клиенту предлагалось на слово – стимул ответить словом-ассоциацией. При этом фиксировалось время ответа. Было выявлено 12 типов нарушения реакции, которые можно было рассматривать как диагностическое средство для характеристики реакции клиента. Методы ассоциативной психологии Свое широчайшее распространение ассоциативный эксперимент получил в ХХ веке как метод исследования группового и индивидуального сознания человека. Эффективность его использования в различных областях обеспечивается следующим:Автоматическим характером ассоциаций;Сопряженностью процесса ассоциативного эксперимента с физиологическими реакциями человека;Низкий уровень способности управления людьми. За счет этого образовалось множество видов ассоциативного эксперимента, типологий ассоциаций, которые необходимы для получения конкретных точных результатов. Методика ассоциативного эксперимента в психологии достаточно прочно зарекомендовалась в конце XIX в. Одной из разновидностью методик, направленных на исследование личности, стал ассоциативный тест, опирающийся на понятия реакции и стимула. Интерпретация полученных результатов производится в зависимости от взглядов исследователей, применяющих ассоциативный эксперимент. В социальной психологии ассоциативный эксперимент применяется для определения уровня сплоченности групп, выявления в них лидера и т.д. В психологии личности он необходим для определения психосемантики сознания. В криминалистике данный тип эксперимента позволяет выявить правдивые и ложные показания личности. Ассоциативные структуры позволяют отражать существующие взаимосвязи объектов действительности и устанавливать новые связи, на основании которых и происходит процесс узнавания объекта. Данный механизм ассоциирования характеризуется опосредованностью, интимностью ассоциаций, и их ориентацией на чувственный опыт. Среди методов анализа речи ассоциативный эксперимент играет немаловажную роль, поскольку применяется для анализа уровня развития речи, эрудиции и лексического запаса эрудируемого. Традиционная методика ассоциативный эксперимент делит на две группы анализа речи:прямые методики - содержат задания, требующие лингвистических знаний от испытуемого. Данный метод помогает испытуемому дать осознанный ответ относительно наиважнейших признаков разнообразных языковых знаков. На основании полученных результатов делаются выводы о принадлежности индивидуальных данных человека групповым нормам. Прямые методы проведения ассоциативного эксперимента могут заключаться в выполнении заданий аналитического типа;косвенные методики – данные методы не требуют осознанных реакций. Среди них выделяются следующие группы методов:Психофизиологические методы – данная группа косвенного метода основана на соотнесении первосигнальных и второсигнальных реакций, таких как регистрация слюнных желез в ответ на слова-стимулы. Если реакции совпадают, то происходит адекватное понимание и принятие семантических стимулов. Отсутствие реакций указывает на искаженное представление о признаках произносимых слов;Ассоциативные методы;Игровые методы;Методы семантического дифференциала.Ассоциативный эксперимент в психологии по способу его проведения может быть:Свободным – реакции ограничены количественно – может проводиться как в устной, так и письменной форме. Отсутствие ограничений обусловливает свободный характер данного эксперимента;Направленным - реакции ограничены качественно – данный способ направлен на построение ряда ассоциаций по семантическими грамматическим характеристикам;Цепным - реакции ограничены временем их порождения – проведение эксперимента данным способом заключается в получении от испытуемого несколько ассоциаций на один заданный стимул в короткий промежуток времени. Важность проведения анализа результатов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента. Полученные в ходе эксперимента ответы анализируются и делятся на следующие группы:Синтагматические – в данной группе грамматические классы ассоциаций и стимулов не совпадают. Ассоциации данной группы связаны с речевыми отношениями.Парадигматические– в данной группе грамматические классы ассоциаций и стимулов полностью совпадают, в результате чего повышается актуализация реакций при проведении ассоциации. Ассоциации данной группы связаны с языковыми отношениями. Методы ассоциативных экспериментов получили широкое применение и значимость в таких науках, как психология, социология, психолингвистика и др. Ассоциативный эксперимент проводится с достаточно обширным кругом испытуемых, что позволяет получить неплохие результаты. Наиболее часто результаты используются в областях лингвистики для получения данных о семантическим расстоянии между разнообразными словоформами. Семантическая близость рассчитывается по числу совпадающих ответов и сходству ассоциаций, используемых в ходе эксперимента. Каждый исследователь при проведении ассоциативного эксперимента и учета полученных результатов использует собственную величину ответов: «коэффициент перекрытия», «коэффициент ассоциации», «мера перекрытия». Особая важность ассоциативного эксперимента заключается в выделении психологического компонента в значении слова или предмета. Благодаря этому существует реальная возможность построения структуры слова. На основании проводимых подобным образом экспериментов можно получить ценнейший материал, так называемое лингвистическое поле, которое скрывается в психическом состоянии носителя языка и определяет семантическую связь слов. Главным преимуществом проведения ассоциативного эксперимента выступает его удобство и простота, возможность работать одновременно с огромной группой испытуемых. Ассоциативные реакции заключают в себе определенную важную особенность – обладание фонологической и синтаксической чувствительностью к уровню слова-стимула. Фонетическая ассоциация может рассматриваться как смысловая у испытуемых, испытывающих усталость.Выводы по главе 1 Ассоциативная психология – это психологическое направление, в котором единицей анализа психики является ассоциация. Она прошла в своем развитии три этапа:Выделение ассоциации как объяснительного принципа для психических явлений;Этап ассоцианизма, когда создавались целостные концепции психики;Этап экспериментального ассоцианизма. Согласно основоположнику ассоцианизма Гартли, слово и абстрактное мышление неразрывны. Общие понятия возникают путем постепенного отпадения от ассоциации. Механицизм и сенсуализм преломились в субъективно-идеалистических учениях Беркли и Юма. Юм провозгласил единственным объектом познания опыт. Теория ассоцианизма получила широкое развитие и практическое применение. К.Г. Юнг создал метод ассоциативного эксперимента. Эффективность его использования в самых разных областях обеспечивается тем, что:Ассоциации имеют автоматический характер;Ассоциативный эксперимент сопряжен с физиологическими реакциями;Низкий уровень управления людьми.Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества младших школьников путем ассоциативного эксперимента2.1. Методы и организация исследования Метод неоконченных предложений – один из интереснейших в работе практикующих социологов и психологов. Он используется с целью снижения тревоги респондента из-за необходимости давать ответы о своем внутреннем мире и положении в социальной группе, к которой он относится. Суть данного метода заключается в том, что испытуемым предлагаются не прямые вопросы об их переживании состояния одиночества, а начала предложений об абстрактном одиноком младшем школьнике, которые необходимо завершить тем или иным образом. Метод неоконченных предложений относится к группе качественных методов, что определяет такую его сильную сторону как самораскрытие на интимно-личностном уровне, чего нельзя достичь в ходе анкетного опроса. Кроме того, меньшее, в сравнении с анкетированием количество респондентов дает возможность получить глубинную информацию об интересующем явлении. Ж.В. Пузанова выделяет два типа стратегий применения данного метода при изучении проблемы одиночества. В ходе авторского исследования проблемы одиночества младших школьников мы задействовали способ, при котором у исследователя уже имеется некоторый набор характеристик исследуемых феноменов. В силу этого, предложения составлялись таким образом, что они нацелены на выявление конкретных признаков. В ходе опроса с использованием метода неоконченных предложений было задействовано 52 младших школьника. Подобная интерпретация позволяет ограничить крайние проявления в изучаемой социальной группе (психические заболевания, асоциальное поведение, коррекционные учебные заведения и т.д.) и дает возможность объективно отобразить усредненную картину, характерную для жизни современного младшего школьника. Итак, опросник содержал следующие группы предложений:1. отношения в системе «Я - группа»;2. удовлетворенность кругом общения (внешние симптомы одиночества);3. человек в состоянии одиночества.2.2. Анализ эмпирических данных Первый этап эксперимента был посвящен анализу отношений младших школьников в системе «Я-группа». Испытуемым было предложено неоконченное предложение : «Одинокий школьник (не) зависит от…». Оно было направлено на выявление таких взаимодействий, которые имеют большое значение для детей в данный период. Результаты исследования представлены в Таблице 1 и Диаграмме 1.Таблица 1Параметры зависимости младших школьниковПараметры зависимости%Недостаток внимания33,3Недостаток общения25«от себя»2,8«от сложившейся ситуации»8,3Диаграмма 1Параметры зависимости младших школьников Первая группа элементарных обоснований (высказываний), посвященная анализу отношений в системе «Я - группа» в целом демонстрирует негативное отношение младших школьников к одиноким. Предложение «одинокий школьник (не) зависит от…» направлено на выявление тех типов взаимодействий, которые играют первостепенное значение для одинокого школьника. Респонденты, в нашем исследовании, указывали, что в основном, одинокий младший школьник зависит от недостатка внимания (33,30%) и общения (25%). В меньшей степени он зависит «от себя» – 2,80%, в большей – «от сложившейся ситуации» (8,30%). Таким образом, мы видим, что младшие школьники считают, что состояние одиночества вызвано внешними причинами. В Таблице 2 и на Диаграмме 2 представлена оценка младшего школьника окружающими.Таблица 2Оценка младших школьников окружающимиПараметры оценки%«неудачник»14,7«негативно»14,7«ни от кого не зависит»41,2«стремится быть в обществе»30,6 Диаграмма 2Параметры оценки окружающих Кроме того, учащиеся считают, что окружающие в основном оценивают одинокого младшего школьника «как неудачника» (14,70%) или в целом «негативно» (14,70%), а также указывают, что он «ни от кого не зависит» (41,20%). Одинокий младший школьник, по мнению испытуемых, в основном стремится «быть принятым в общество» (30,60%), причем акцент ставится именно на стремлении быть принятым: «войти в какую-либо социальную группу», «найти подходящую компанию», «стать частью общества», «чтобы его приняли в общество» и др. Таким образом, подтверждается гипотеза о переживании младшими школьниками одиночества первого типа – одиночества-невключенности. Вторым по популярности вариантом ответа является стремление одинокого школьника «к общению» (25%), что подтверждает тенденцию трактовки одиночества как дефицита общения и является основанием рассмотрения проблемы одиночества в социальном контексте. По результатам исследования мы видим, что для младших школьников очень важно быть членом какой-либо референтной группы, чтобы его приняли в общество. Это может быть свидетельством того, что для них характерно одиночество «невключенности». При этом имеется сильное стремление к общению, следовательно одиночество вызвано именно дефицитом общения. В Таблице 3 и на Диаграмме 3 представлены параметры общения младших школьников.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi