«Темперамент и личность»

  • Страниц:35
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по психологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность исследования:
    Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека. Личность каждого человека неповторима и индивидуальна во всех её проявлениях.Тем не менее, нельзя утверждать о том, что человек рождается уже сформированной личностью - это не так. Ею он становится постепенно. Но в тоже время, до того, как человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они …

    Читать подробнее

    Актуальность исследования:
    Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека. Личность каждого человека неповторима и индивидуальна во всех её проявлениях.Тем не менее, нельзя утверждать о том, что человек рождается уже сформированной личностью - это не так. Ею он становится постепенно. Но в тоже время, до того, как человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкий лист, на котором можно рисовать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка, необходимо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные их различия. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Именно эта сторона личности и характеризует понятие «темперамент»
    Цель исследования: выявить взаимосвязь между развитием личности и особенностями темперамента в старшем дошкольном возрасте.
    Объект исследования: темперамент и личность.
    Предмет исследования: темперамент и личность в старшем дошкольном возрасте.

  • ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………. - 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…… - 5
    1. 1.Понятие темперамента……………………………………………………… - 5
    1.2. Свойства темперамента…………………………………………………… - 10
    1.3. Темперамент и личность …………………………………………………. - 14

    ГЛАВА II.ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………. - 16
    2.1. Методы и методики исследования……………………………………… - 16
    2.2. Результаты исследования темперамента в дошкольном возрасте…… - 19
    2.3. Связь темперамента с личностными …

    Читать подробнее

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………. - 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…… - 5
    1. 1.Понятие темперамента……………………………………………………… - 5
    1.2. Свойства темперамента…………………………………………………… - 10
    1.3. Темперамент и личность …………………………………………………. - 14

    ГЛАВА II.ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………. - 16
    2.1. Методы и методики исследования……………………………………… - 16
    2.2. Результаты исследования темперамента в дошкольном возрасте…… - 19
    2.3. Связь темперамента с личностными характеристиками………………… - 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. - 29
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. - 30
    ПРИЛОЖЕНИЕ












  • Ананьева Н.А. Технология диагностики темперамента и характера: Учебно-метод. пособие. – М.: Сигналъ, 2003
    Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 352с
    . Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001.-520с.
    Вундт В. Темпераменты. В кн. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2006
    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
    Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
    Жутикова Н. В. Учителю о …

    Читать подробнее

    Ананьева Н.А. Технология диагностики темперамента и характера: Учебно-метод. пособие. – М.: Сигналъ, 2003
    Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 352с
    . Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2001.-520с.
    Вундт В. Темпераменты. В кн. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2006
    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
    Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
    Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.
    Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2007
     Казанская В.Г. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2008
    Кант И. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 2000.
    Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
    Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.
    Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.
    Крупнов А. И. Факторный анализ переменных настойчивости и свойств темперамента / А. И. Крупнов, Н. Ф. Шляхта // Психология как система направлений. — Ежегодник Российского психол. общ-ва. — Т. 9, вып. 2.-М., 2002.- С. 138-139.
    Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
    Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
    Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.
    Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.
    Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
    Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
    Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
    Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 ном 1.
    Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
    Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5.
    Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий: Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 2000.
    Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
    Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным//Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 2000.
    Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
    Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: "Просвещение", 1970.

  • Судите сами. Сталкиваясь с природными явлениями, которые нам не нравятся, мы принимаем их такими, какие они есть: если дождь - берем зонтик, если холодно, пасмурно - одеваемся потеплее. И никому из здравомыслящих людей не приходит в голову каким-то образом оказать влияние на погоду, изменить ее - скажем, поставить в угол дождь или накричать на жару, напомнить морозу, что он действует на нервы, и т.п. 1.2. Свойства темпераментаПервый. Уровень активности - степень наследственной моторной активности, определяющая, активен или пассивен ребенок. По этому параметру всех детей можно условно …

    Читать подробнее

    Судите сами. Сталкиваясь с природными явлениями, которые нам не нравятся, мы принимаем их такими, какие они есть: если дождь - берем зонтик, если холодно, пасмурно - одеваемся потеплее. И никому из здравомыслящих людей не приходит в голову каким-то образом оказать влияние на погоду, изменить ее - скажем, поставить в угол дождь или накричать на жару, напомнить морозу, что он действует на нервы, и т.п. 1.2. Свойства темпераментаПервый. Уровень активности - степень наследственной моторной активности, определяющая, активен или пассивен ребенок. По этому параметру всех детей можно условно разместить по полюсам. На одном полюсе - «живчики» и «шустрики», дети с «моторчиком», безудержные, нетерпели вые. На другом - «мямлики», «ни рыба ни мясо», обидчивые, малоподвижные, робкие. Между полюсами - так называемый умеренный тип - те, у которых двигательная активность выражена неярко.Наибольшую сложность представляет ребенок-«моторчик», так как он не сидит на месте, вертится, всюду сует свой нос, задевает предметы, толкает детей. Если понаблюдать за таким ребенком, то складывается впечатление: у него зуд во всем теле, энергия просится наружу.Какой же тактики должен придерживаться педагог? Его основная задача -быть сдержанным, разговаривать медлен но и спокойно, быстро реагировать на любые позитивные сдвиги; избегать непрерывных запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя»; отделять негативное поведение ребенка от его личности («Поступок плохой, но ты хороший»). Третий параметр темперамента - приближение или удаление - тип естественных реакций на новые стимулы. Стимулом может быть новое задание, неожиданный вопрос, незнакомый человек, какой-либо предмет или явление. Одни дети реагируют на новые стимулы адекватно, быстро приспосабливаются, вступают в контакт, их действия предсказуемы и понятны. Другие - дают реакцию отстранения, раздражения, неприятия, избегают всего незнакомого и непривычного; часто показывают или высказывают недовольство, когда им предлагают новое задание на занятиях или знакомят с непривычным способом деятельности. Таким детям требуются усилия, чтобы, например, подойти к незнакомому человеку, спросить его о чем-то. Характерное поведение: особая осторожность, некоторая медлительность. Как вести себя с ними? Важно, чтобы педагог соблюдал особый такт, учитывал, что их приспособительные механизмы к миру устроены другим образом, нежели у детей с типом естественной реакции на приближение к новым стимулам. Терпимость и понимание со стороны взрослого - опора их адаптации к новым стимулам.Четвертый параметр темперамента -приспособляемость - скорость и легкость, с которыми ребенок способен изменять свое поведение в ответ на изменения окружающей среды. Приспособительные возможности у каждого свои. Один быстро и легко изменяет поведение, легко реагирует на требования, быстро переходит от одного занятия к другому, проявляет лабильность в речи, моторике, темпе деятельности. Другому необходимо какое-то время (причем это время обусловлено скоростью протекания нервных процессов) и определенные силы. Обстоятельства изменились, и ригидному ребенку сразу трудно приспособиться, действия его замедленны, заторможены или отсутствуют. Он как бы взвешивает на своих весах личные возможности и последствия и не спешит демонстрировать изменение в поведении. Если таких детей торопить, подталкивать, то время их раскачки увеличивается. Важно принять «приспособляемых» детей такими, какие они есть, понять, подождать и подбодрить. Увидеть и оценить результат их действий, а не время, потраченное на его достижение.Пятый параметр темперамента -интенсивность - количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений. Эмоциональные реакции существенно влияют на ход любой деятельности. Как форма проявления личностных особенностей, реакции эти выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику. У некоторых дошкольников режимные моменты детского сада вызывают напряжение и требуют определенной мобилизации жизненных сил. Именно поэтому возможны эмоциональные бури. Дети с сильным, неуравновешенным, подвижным типом нервной системы наделены от природы большой энергией. Их эмоции и чувства интенсивно окрашены, по поведению без труда можно определить настроение, отношение к предметному и человеческому окружению.Как должен вести себя воспитатель? Важно, чтобы он постоянно разнообразил -/ взаимодействия. Эффективный прием - вербализация (проговаривание) эмоционального состояния ребенка, выражение симпатии по отношению к нему. Основная задача: не реагировать раздражением на вспыхнувшие эмоции Дети, у кого эмоциональные реакции слабо выражены, мимика и движения невыразительны, кому как будто не хватает сил ни порадоваться, ни разозлиться, ни удивиться, нуждаются в особом внимании, теплом отношении, поддержке как со стороны взрослого, так и со стороны сверстников.Шестой параметр темперамента - порог реактивности - уровень интенсивности стимула, требующегося для того, чтобы появилась нужная реакция. Реактивность - это ответ организма на какое-то воздействие. Порог реактивности может быть высоким или низким. Чем он выше, тем медленнее реакция. Низкий порог обуславливает быстроту, энергию и силу реагированияНедаром о некоторых людях говорят «заводится с пол-оборота», а о других -«не поймешь, дошло до него или нет». Воспитателю важно помнить: многие дети не успевают, не понимают и не слышат его, потому что их «приемник» настроен на другую волну. Подавляющее большинство из них кодируют и декодируют информацию по трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) и кинестетической (двигательной). Детям-«визуалам» понятна информация о красках, форме, величине предметов и явлений окружающего мира. Но если педагог использует в своей речи слова, обозначающие движение, фактуру, вес предметов, т.е. кинестетические образы, ребенок-«виэуал» не. сразу примет, поймет и быстро среагирует на его слова. Поэтому очень важно, чтобы речь воспитателя была насыщена и визуальными, и аудиальными, и кинестетическими образами. Тогда она станет понятна всем детям. Чтобы определить систему представлений, т.е. репрезентативную систему ребенка, педагог обращает внимание на слова, которые используют дети для описания своего опыта. Если воспитатель хочет установить контакт и вызвать желаемую реакцию, в своем обращении он должен помнить о тех словах, которые составляют сенсорный опыт ребенка. Седьмой параметр темперамента - качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением. Это те самые оптимисты, пессимисты и реалисты. Один очень похож на весеннее солнечное утро, другой - на хмурый осенний вечер. Первому все рады, его поощряют, с ним хотят дружить, а второму постоянно напоминают о его несоответствии, тем самым усугубляя и загоняя проблему вглубь. Забывая, что такому ребенку прежде всего важна поддержка и уверенность в том, что его никто не будет переделывать, перестраивать и «перекрашивать».Восьмой параметр темперамента - способность отвлекаться характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения. Она характерна для тех детей, у которых могут встречаться прямо противоположные особенности концентрации внимания. Внимательному нетрудно быть внимательным: природа наградила его высокой степенью концентрации. Такого ребенка хвалят, ставят в | Пример всем остальным, но он не прилагает особых усилий для этого. Невнимательному очень трудно довести начатое дело до конца. Таким ребенком педагоги часто недовольны, ему делают замечания, на него сердятся, он чувствует себя «плохим», «неспособным», «несчастным». Основная педагогическая задача взаимодействия с такими детьми - не сравнивать с другими, а замечать самые незначительные положительные сдвиги в их поведении. Девятый параметр темперамента - интервал внимания и настойчивость время, в течение которого ребенок сосредотачивает активности в случае возникновения препятствия. Свойство этого параметра тесно связано с предыдущим. Важный вывод для педагога - быть максимально толерантным к тем воспитанникам, у которых интервал внимания и настойчивость незначительны.Подводя итог, отметим: 3-й, 4-й, 5-й и 7-й параметры темперамента, по мнению С. Чесе и А. Томаса, играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребенку со взрослыми, а взрослым с ним. Для наилучшего развития личности каждого дошкольника важно, чтобы его искренне и безусловно принимали и понимали и на этой основе строили взаимодействие и взаимоотношения с ним.1.3. Темперамент и личностьЛичность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного.Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания:боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации вниманияГЛАВА II.ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ2.1. Методы и методики исследованияДля проведения исследования предлагаем использовать комплекс методов: наблюдение (Б.С.Волков, Н.В. Волкова), экспериментальная методика «Перенос кубиков» (Ю.А. Самарин), анкетирование родителей.Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребёнком. При этом используют следующие критерии. 1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:а) легко включается в работу; б) активно действует;в) действует спокойно, без лишних слов; г) робко, неуверенно.2. Как реагирует ребенок на замечание педагога:а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;б) не слушает или поступает по-своему;в) выслушивает молча;г) молчит, обижен, переживает.3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;б) быстро, со страстью, но не слушает;в) медленно, спокойно, но уверенно;г) с большой неуверенностью.4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:а) легко ориентируется, проявляет активность;б) активен, проявляет повышенную возбудимость;в) спокойно рассматривает окружающее;г) робок, растерян.Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б — холерика; в — флегматика; г— меланхолика. Для удобства дальнейших расчетов корреляции мы ввели условное балльное обозначение: ответы а, б, в и г соответственно оценивали в 4,3,2,1 балл.Игровая методика Ю.А. Самарина «Перенос кубиков». Цель: выявит» характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой одни на другой ставят кубики (3, 4, 5 и т. д.), предлагают пронести эти кубики, держа лопатку в одной руке, от одного стола до другого на расстояние около трёх метров, затем повернуться на 180° (продолжая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив ни одного.При этом учитывают:•силу нервных процессов, работоспособность - сколько времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, так же при его стимуляции;•уравновешенность нервных процессов - в какой мере ребёнок способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его ив в двигательной, ни в речевой форме;• подвижность нервных процессов — в какой степени быстро включается ребёнок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.Для диагностики эмоционального состояния дошкольников на данном этапе исследования мы провели диагностику эмоциональной тревожности с применением методики «Несуществующее животное».Цель методики: оценить уровень эмоциональной тревожности ребенка подтвердить результаты, полученные из наблюдения. Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.Оборудование: простой карандаш средней твердости; белый лист бумаги.Обработку результатов данного субтеста в группах исследования проводили при помощи следующей шкалы:0,6 – 0,8 балла - высокий уровень эмоциональной тревожности;0,3 – 0,5 баллов - средний уровень тревожности; 0 – 0,2 балла - низкий уровень эмоциональной тревожности;Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка" предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей. Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15—20 баллов Средняя — 7—14 баллов Низкая — 1—6 баллов.2.2. Результаты исследования темперамента в дошкольном возрастеВ результате проведенного исследования в группе старших дошкольников мы выявили детей с различными типами темперамента (см. таблицу 1)Таблица 1Результаты исследования темперамента дошкольников старшей группы в процессе наблюдения№Тип реакции в различных ситуацияхБаллыВывод1-я ситуация2-я ситуация3-я ситуация4-я ситуацияабвгабвгабвгабвг1++++10Флег2++++12Сан-ф3++++5Мелан.4++++6Фл-м5++++14Холер.6++++10Холер.7++++10Флегм8++++9Флегм 9++++9Мелан10++++10Флегм11++++6флегм12++++13Холер.13++++14Холер.14++++12Холер.15++++14Холер.Как показывает таблица 1 ,большинство из детей дошкольного возраста проявляют черты человека-холерика и флегматика. Проанализируем ,какие результаты получились в результате проведенной второй методики и совпадают ли результаты второй методики с результатами первой.Таблица 2Результаты изучения особенностей реакций ребенка во время эксперимента «Перенос кубиков»Количество кубиков, переносимых ребенкомНаличие словесных реакцийРеакция самостимулированияПрочие словесные реакцииЖалобы на невоз-можность переносаПассивный отказАктивный отказСловесные отвлеченияДвигательные отвлеченияСенсорные отвлечения Двигательные реакцииВегетативные реакцииСтимуляция экспериментатора16+Флег23+Сан-ф34+Мелан42+Фл-м55++++Холер.64++++Холер.72++Флегм84+++Флегм 92+Мелан106++Флегм116++флегм125+Холер.136+Холер.146++Холер.155+++Холер.Таким образом, в результаты двух проведенных методик на изучение типов темперамента в группе исследования мы выявили следующую картину:Рис. 1. Результаты исследование типов темперамента в группе дошкольников старшего возрастаКак показывает рис. 1., преобладающим типом темперамента в группе исследования являются флегматики (30% опрошенных дошкольников), холерики (30%) и сангвиники (25%).2.3. Связь темперамента с личностными характеристикамиДля подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы на втором этапе эксперимента мы исследовали личностные характеристики дошкольников во взаимосвязи с их темпераментом.1.Результаты исследования агрессивности в группе исследованияВ результате проведенного субтеста в группе исследования нами выявлены результаты, которые мы занесли в таблицу 3.Таблица 3Результаты исследования агрессивности в группе дошкольниковБаллУровень агрессивностиТемперамент 10.1низкийФлег20.4среднийСангвиник30.2низкийМелан.40.1низкийФлегматик50.7высокийХолер.60.7высокийХолер.70.3среднийФлегм80.7высокийФлегм 90.1низкийМелан100.1низкийФлегм110.4среднийфлегм120.4среднийХолер.130.6высокийХолер.140.6высокийХолер.150.7высокийХолер.Изобразим данные таблицы 3 в виде рис. 2:Рис. 2. Результаты исследования агрессивности в группе дошкольниковРис. 2 наглядно демонстрирует полученные результаты: в группе исследования у 40% дошкольников выявлен высокий уровень эмоциональной тревожности. Рисункам детей с высоким уровнем эмоциональной тревожности присуще: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т. д.). Например, рисунки Нади С., Виталия Х., Миши А., Кати А., Вовы В., Юли И., Максима К., Лизы К.Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, склонность к спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей. Таблица 3 показывает, что проявление неустойчивого поведения и агрессивности больше характерно для детей экстравертного типа – чаще всего – холерикам.У 27% детей выявлен средний уровень, у 33%- низкий. На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi