Юридическая природа конституционных обязанностей

  • Страниц:1
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по праву и юриспруденции
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • «каждый человек имеет обязанности
    перед обществом, в котором только и возможно
    свободное и полное развитие его личности»
    Современное общество может существовать и развиваться только по определенным законам и с помощью соблюдения ряда условий. Одним, и наиболее важным из условий является существование государства. Ведь лишь в государстве общество существует в установленных границах, только государство может создать и обеспечить существование правовых норм – важнейших регуляторов жизни общества. Только в рамках государства общество (в широком смысле этого слова) способно развиваться во всех …

    Читать подробнее

    «каждый человек имеет обязанности
    перед обществом, в котором только и возможно
    свободное и полное развитие его личности»
    Современное общество может существовать и развиваться только по определенным законам и с помощью соблюдения ряда условий. Одним, и наиболее важным из условий является существование государства. Ведь лишь в государстве общество существует в установленных границах, только государство может создать и обеспечить существование правовых норм – важнейших регуляторов жизни общества. Только в рамках государства общество (в широком смысле этого слова) способно развиваться во всех областях своего существования, будь то экономическая сфера (уровень состоятельности в обществе напрямую зависит от уровня развития экономики каждого конкретного государства), политическая сфера (уровень политической сознательности зависит от политического режима, уровня развития демократии) и других сферах. Но, как говориться, «за все нужно платить» и такой платой общества является обязанность обеспечить существование и должный уровень развития государства. Конституционные обязанности граждан, «отражённые в основном законе страны», и будут являться той ценой, которую платит общества за существование государства.
    Например, без существования военной обязанности у граждан в некоторых странах (Россия, Белоруссия, КНДР, Израиль) невозможно было бы эффективно осуществлять защиту границ и суверенитета на современном этапе. Без обязанности граждан платить налоги вообще не может идти речь о существовании государства, его аппарат попросту не на что было бы содержать. Конечно на разных исторических этапах и в зависимости от того или иного государства объем обязанностей граждан может несколько варьироваться, но общим является то, что эти обязанности обеспечивают существование государства как такового. Таким образом, конституционные обязанности граждан являются тем стержнем, который поддерживает существование современных государств и главным образом отличает нас от людей, существовавших до и во время появления первых основ государственности.

  • Содержание - 2
    Введение - 3
    Глава 1. Понятие, признаки и классификация конституционных обязанностей гражданина - 5
    Глава 2. Юридическая природа конституционных обязанностей - 10
    §1. Общая характеристика понятия - 10
    §2 Юридическое значение конституционных обязанностей - 13
    Глава 3. Конституционные обязанности граждан в РФ - 15
    Заключение - 24
    Литература - 26

    Читать подробнее

    Содержание - 2
    Введение - 3
    Глава 1. Понятие, признаки и классификация конституционных обязанностей гражданина - 5
    Глава 2. Юридическая природа конституционных обязанностей - 10
    §1. Общая характеристика понятия - 10
    §2 Юридическое значение конституционных обязанностей - 13
    Глава 3. Конституционные обязанности граждан в РФ - 15
    Заключение - 24
    Литература - 26

  • Нормативно – правовые акты
    1) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. резолюцией 217 А («Международный пакт о правах человека»).
    2) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
    3) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
    4) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. 07.05.13) // СПС …

    Читать подробнее

    Нормативно – правовые акты
    1) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. резолюцией 217 А («Международный пакт о правах человека»).
    2) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
    3) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
    4) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. 07.05.13) // СПС «КонсультантПлюс».
    5) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 23.03.1998 N 53 – ФЗ (ред. от 01.09.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
    6) ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. (ред. 23.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
    Учебная литература
    1). Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Юрист, 2009.
    2). Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2009.
    3). Бущенко А.П. Практика Европейского суда по правам человека. М., 2009. 215 с.
    4). Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
    5). Глотов С.А., Мизаев В.Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы: Спец. лек. курс. М., 2008. 247 с.
    6). Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2009.
    7). Комаров С.А., Ростовщиков К.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2008. 336 с.
    8). Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2010.

  • Если говорить о правах именно граждан (а они несут, конечно, и обязанности человека), то нужно сказать, что отличие проявляется в отражении в них государственно-правового качества личности.Осуществление этих обязанностей предполагает, что гражданин Российской Федерации выступает от имени России, а осуществление этих обязанностей схож с понятием государственная деятельность. В таком случае к конституционным обязанностям именно граждан РФ относятся две обязанности:Соблюдение конституции Российской Федерации;Защита Отечества.Таким образом, мы видим, что конституционные обязанности во много …

    Читать подробнее

    Если говорить о правах именно граждан (а они несут, конечно, и обязанности человека), то нужно сказать, что отличие проявляется в отражении в них государственно-правового качества личности.Осуществление этих обязанностей предполагает, что гражданин Российской Федерации выступает от имени России, а осуществление этих обязанностей схож с понятием государственная деятельность. В таком случае к конституционным обязанностям именно граждан РФ относятся две обязанности:Соблюдение конституции Российской Федерации;Защита Отечества.Таким образом, мы видим, что конституционные обязанности во много схожи, но одновременно с этим и во многом различны. Можно выделить множество других, в некоторых случаях, экзотических классификаций конституционных обязанностей. Например, по способу закрепления этих обязанностей в писаных и неписанных конституциях. Конституционные обязанности, встречающиеся в той или иной правой семье (англо-саксонская и романно-германская системы права). Обязанности, вытекающие из международных документов (Всеобщая декларация прав человека) и фиксируемые в конституциях различных стран и обязанности, сформированные без оглядки на такого рода документы.Глава 2. Юридическая природа конституционных обязанностей§1. Общая характеристика понятияДля более полного и глубокого изучения конституционных обязанностей, необходимо проанализировать их юридическую природу.Юридическая природа – это совокупность специфических признаков, которые делают возможным выделить из всей массы правовых одно отличное.В нашем случае речь идёт об отграничении понятия конституционные обязанности, которое сделает возможным отличить их от прочих, схожих с ним правовых явлений. Именно в таком ключе я попытаюсь определить юридическую природу данного понятия. Вместе с тем, нельзя рассматривать юридическую природу без рассмотрения сущности данного понятия.Кстати говоря, сущность и содержание конституционных обязанностей играет немаловажно научное, а так же политико-практическое значение для того или иного государства. Изучая характер и специфику конституционных обязанностей, можно говорить о сущности какого – либо государства, о месте и положении человека в государстве и обществе. И с другой стороны это позволяет установить какие потребности существуют в государстве, что для него более значимо в тот или иной период времени (неукоснительное соблюдение обязанности охраны окружающей среды, при неблагоприятной экологической обстановке или экологическом бедствии или повышение роли обязанности защиты отечества при возникновении опасности военного конфликта). Изучение конституционных обязанностей может многое поведать о роли государства, его органов и общественных организаций в жизни общества.Несмотря на то значение, которое конституционные обязанности оказывают на жизнь государства и какое место занимают в науке конституционного права, юридическая сторона данного понятия до сих пор мало изучена. Так, до сегодняшнего дня остаётся не решённым вопрос о том, могут ли носить конституционные обязанности субъективный характер? «Хотя вопрос определения юридической природы конституционных обязанностей не исчерпывается одним этим вопросом, он занимает значительное место и нуждается в рассмотрении».В юридической литературе можно встретить два, прямо противоположных на этот счет мнения. Одно из них отрицает возможность несения конституционными обязанностями субъективного характера, другое же, противоположное ему, выражается в признании субъективного характера конституционных обязанностей. Кстати говоря, ранее доминировало первая точка зрения, в настоящее время, напротив, большинство сторонников в лагере с противоположным мнением на этот счет.Главным доводом ученых, отрицающих субъективность конституционных обязанностей, является то, что «субъективное право может существовать исключительно в рамках конкретного правоотношения». Следовательно, если брать обязанности вне определенного правоотношения, то они превращаются в «социальный ноль», то есть не будут действительны. Хотя и это положение нуждается в доказывании.Обсуждая мнение о субъективности конституционных обязанностей, стоит сказать, что они принадлежат каждому гражданину и являются, наряду с всеобщность, его личными обязанностями. Субъективность как раз и стоит в том, что они принадлежат не только всем, но и каждому. Обсуждая этот вопрос, несомненно, можно запутаться, ведь и те и другие доводы вполне логичны. Говоря о юридической природе, можно сказать, что конституционные обязанности носят характер как субъективных, так и объективных обязанностей.На мой взгляд, юридическая природа конституционных обязанностей наиболее полно будет раскрыта, если рассматривать её в совокупности с другими элементами правового статуса личности: гражданством, правосубъектностью, гарантиями и формами их реализации. Положение человека в обществе можно определить с установлением его места в процессе производства и распределения материальных и духовных ценностей, его участия в управлении государством. Отправным пунктом для понимания конституционных обязанностей является положение о том, что они устанавливают связь человека с государством. Человек, в данных отношениях выступает как гражданин и участник социально-политических отношений. Тут не учитывается его черты, такие как пол, возраст, род деятельности и другие. Именно это является главной стороной юридической природы конституционных отношений.Так же по своей природе конституционные обязанности эти могут быть наложены только государством, чьим гражданином является человек. Ни какой иной субъект международных отношений не может возлагать обязанности на человека. Что нельзя сказать о правах, например, Всеобщая декларация прав человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах устанавливает права человека для всех стран – членов ООН.Таким образом, можно сделать выводы о юридической природе конституционных обязанностей:Конституционные обязанности носят черты субъективного и объективного характера. Они относятся не только ко всем гражданам, но и к каждому гражданину.Главным свойством юридической природы данных обязанностей является существование их вместе с существованием статуса гражданина государства. А так же они должны рассматриваться без отрыва от других атрибутов правового статуса гражданина (прав, гарантий и др.).§2 Юридическое значение конституционных обязанностейВ развитом правовом государстве к обязанностям предъявляются высокие требования, они представляют собой совокупность морально-правовых требований, которые предъявляются к личности и исходят из объективных потребностей общества, государства и самой личности.«Обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство - чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии».С точки зрения юридического значения обязанностей, им можно дать ещё одно определение: это выражающиеся в конституционно-правовых нормах, притязания определенного государства к поведению тех лиц, которые находятся на его территории. К этим лицам соответственно можно отнести как граждан, так и не граждан конкретного государства.Конституционные обязанности устанавливаются не только в интересах общества и государства. Они так же служат интересам правообязанного субъекта. Конечно, может показаться, что определенная конституционная обязанность ограничивает свободу личности, стесняет в некоторой степени его действия, заставляет его прибегать к действиям помимо его желания, то есть рассматриваться как форма принуждения (например, обязанность уплаты налогов). Однако, в конечном счете какой бы не была по содержанию конституционная обязанность, она выражает интересы его носителя, даже если носитель не в состоянии это осознать. К примеру, налогоплательщик, осуществляющий очередной взнос в казну, может получать выгоду от того, что его дети получают бесплатное школьное образование за счет этих же налогов.Конституционные обязанности являются неотъемлемой частью конституционно-правового статуса личности. Например, в РФ это определяет то, что они закреплены в Главе II (Права и свободы человека и гражданина) основного закона страны.Основой для изучения конституционных обязанностей с точки зрения теории правоотношений является в первую очередь то, что все разновидности обязанностей могут быть обозначены общим единым определением, а во вторую очередь эти обязанности, служат в конкретном правоотношении главной формой реализации конституционных обязанностей. Такие черты конституционных обязанностей как принадлежность всем гражданам, широта их содержания, преимущественная очередь реализации через конкретное правоотношение, могут служить опорой для рассмотрения их с позиции правоспособности.«Было бы не правильным применять к конституционным обязанностям особенности относительных и абсолютных прав, так как это могло бы быть применено к конституционным правам. Дело в том, что они в чем - то схожи, но это сходство не имеет под собой глубоких корней и потому они не могут».Глава 3. Конституционные обязанности граждан в РФКонституционные обязанности в Российской Федерации – это общеобязательные, установленные конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых законодательных актах, правила поведения человека и гражданина на территории Российской Федерации и за неисполнение которых наступает юридическая ответственность в соответствии с законами России.Часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.Однако особенностью закрепления обязанностей человека и гражданина в конституции РФ является то, что они содержаться в главе с названием: «Права и свободы человека и гражданина» (Глава II). Как видно в названии ничего не сказано про обязанности. В тоже время, например, в настоящей Конституции Украины подобная глава называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина, а в Конституции Кыргызстана существуют разделы: «Права и свободы человека», «Права и обязанности гражданина».Стоит отметить, что все Конституции Советского Союза содержали в себе главы, в названии которых существовало слово обязанности. Аналогичные разделы об обязанностях существуют так же в Конституциях Японии, Италии, Испании и других государств.Конечно, это ни в коей мере не принижает значение обязанностей для жизнедеятельности нашего государства. Конституционные обязанности были и будут основой для обеспечения нашего существования. Думается что это связанно с процессами демократизации в нашем обществе и с попыткой ухода от прошлых жестких устоев. Мол наше государство на первое место ставит права и свободы, а потом уже возлагает обязанности.Надо заметить, что в Конституции России одни обязанности возлагаются только на граждан, а другие на всех людей.И так, В конституции РФ содержаться следующие обязанности:Соблюдение Конституции и законов (п. 2 ст. 15 Конституции РФ). В соответствии с этой статьёй органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы. Стоит заметить, что это обязанность носит всеобщий характер и по своему объему распространяется не только на граждан РФ, а вообще на всех возможные субъектов правоотношений. К физическим лицам, на которых распространяется это обязанность, относятся наряду с гражданами лица без гражданства, с двойным гражданством и иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны. Как указано в статье 15, помимо граждан данную обязанность должны исполнять и государственно – правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования), а так же их органы и должностные лица. Хоть об этом и не упоминается в ст. 15 Конституции, но, безусловно, эта обязанность так же лежит на юридических лицах любой формы собственности и обладающих любым правовым статусом находящихся на территории России. На мой взгляд, эта обязанность носит первостепенное, самое важное значение. Это диктуется той важностью, которая заложена в исполнении законов. Без существования этой обязанности вообще нельзя говорить и существовании государства.Обязанность соблюдать Конституцию и законы не замыкается на одном лишь не нарушении закона. Некоторыми законодательными актами на отдельных субъектов могут быть возложены дополнительные обязанности, выполнение которых так же является исполнение этой конституционной обязанности. «Не соблюдение рассматриваемой нами обязанности всегда влечет наложение юридической ответственности».Защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ). Конституция гласит, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Надо понимать, что прохождением срочной службы в Вооружённых Силах РФ гражданами мужского пола, не исчерпывается исполнение данной обязанности. Смысл обязанности по защите Отечества нужно толковать расширительно и понимать, что обязанность это так же возлагается на всех граждан. Понятие защита может выражаться в самых различных действиях. Например, все медицинские работники являются военнообязанными не зависимо от пола. Так же некоторые транспортные средства подлежат учету в военных комиссариатах, и в случае начала военных действий будут использованы для защиты суверенитета нашей страны. Значит, владельцы данных транспортных средств тоже исполняют обязанность по защите Отечества. Еще одним примером может служить охрана государственной тайны или обеспечение гражданами мероприятий связанных с гражданской обороной при условии ведения военных действий. Таким образом, все граждане, потенциально исполняют обязанность по защите Отечества.Что же касается п. 2 ст. 59 Конституции РФ, которая гласит, что граждане РФ несут военную службу в соответствии с федеральным законом, то тут хочется остановиться подробнее.Возлагая воинскую обязанность на российских граждан, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется. Так, например, не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами России (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, военной службы по призыву, граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях, а ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.).Таким образом, можно сделать вывод, что не на всех российских граждан, имеющих возможность исполнять воинскую обязанность, она возлагается государством. Следовательно, в данном случае речь идет о необходимой по закону возможности, т.е. правовой необходимости. Правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона, исходя из конкретных исторических условий общественной жизни. По действующему российскому законодательству воинская обязанность не является всеобщей. Она является производной от конституционной обязанности российских граждан по защите Отечества, а производной от воинской обязанности является обязанность военной службы по призыву отдельных категорий российских граждан. «Таким образом, в соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации) все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, но не все являются носителями юридической обязанности военной службы».Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.Реализовать конституционный долг по защите Отечества российские граждане могут в формах, установленных законом. Так, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены добровольная подготовка к военной службе, исполнение военной службы по контракту, поступление граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.Право на поступление на военную службу по контракту является одной из форм реализации права российских граждан на труд, гарантированного ст. 37 Конституции Российской Федерации. Военная служба по призыву имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется, и, следовательно, не противоречит ст. 19 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Конституционные принципы равенства предполагают равенство возможностей, в том числе в выборе путей исполнения конституционной обязанности. Так, любой гражданин, подлежащий призыву на военную службу, может на законном основании воспользоваться отсрочкой от призыва, например, при поступлении в учебное заведение профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, реализуя при этом конституционное право на образование, гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации.Получение основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ). Смыслом данной обязанности является получение всеми гражданами РФ начального образования, понятие основное общее образование соответствует 9 классам школьного обучения. Исполнение данной обязанности выражается в получение аттестата об основном общем образовании. Данная конституционная обязанность имеет характерную особенность - она исполняется один раз, а не постоянно. Так же не совсем понятно как государство обеспечивает исполнение данной обязанности всеми гражданами, оно конечно возлагает на родителей или лиц их заменяющих обязанность по обеспечению получения детьми образования, но при этом не устанавливает санкций за её не исполнение. Естественно дети, не имея деликтоспособности, так же не могут нести никакую ответственность за это. Да и в зрелом возрасте её не понесут. Единственное как это повлияет на жизнь человека это неполучение им последующего образования, что необходимо для его профессиональной деятельности.Следовательно, смысл введения обязанности по получению основного общего образования невелик. Видимо значением включения этого в конституции является упоминание людям о необходимости быть образованными и трудиться на благо процветания нашей страны.Забота о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры (п. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi