Систематизация нормативно-правовых актов

  • Страниц:32
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по праву и юриспруденции
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
    Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них …

    Читать подробнее

    Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
    Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
    Потребность в систематизации очень актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства.
    Таким образом, целью работы является исследование систематизации современного законодательства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
    1)выявить существенные признаки данного вида юридической деятельности;


  • Введение - 3
    Глава 1 Понятие систематизации законодательства. - 5
    1.1 История систематизации законодательства - 5
    1.2 Сущность и характерные черты систематизации законодательства - 7
    1.3 Основные этапы систематизации законодательства - 9
    Глава 2 Виды систематизации законодательства. - 15
    2.1 Учет как форма систематизации законодательства - 15
    2.2 Инкорпорация как форма систематизации законодательства - 17
    2.3 Кодификация как форма систематизации законодательства - 20
    2.4 Консолидация как форма систематизации законодательства - 22
    Глава 3 Значение систематизации законодательства …

    Читать подробнее


    Введение - 3
    Глава 1 Понятие систематизации законодательства. - 5
    1.1 История систематизации законодательства - 5
    1.2 Сущность и характерные черты систематизации законодательства - 7
    1.3 Основные этапы систематизации законодательства - 9
    Глава 2 Виды систематизации законодательства. - 15
    2.1 Учет как форма систематизации законодательства - 15
    2.2 Инкорпорация как форма систематизации законодательства - 17
    2.3 Кодификация как форма систематизации законодательства - 20
    2.4 Консолидация как форма систематизации законодательства - 22
    Глава 3 Значение систематизации законодательства для совершенствования нравственного регулирования - 24
    3.1 Проблемы систематизации - 24
    3.2 Пути совершенствования законодательного процесса - 25
    Заключение - 30
    Список использованных правовых актов и литературы. - 32

  • -

  • Все исключения сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта сборника сможет решить окончательный вопрос о целесообразности выдвинутых кодификатором предложений;9)создание алфавитно-предметной картотеки, расположение в алфавитно-предметном порядке свободных листов с текстами законодательных актов. Это создает удобство для быстрого получения справки по действующему законодательству, является основой для системного толкования действующих правовых норм, облегчает дальнейшую кодификационную работу. В настоящее время …

    Читать подробнее

    Все исключения сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта сборника сможет решить окончательный вопрос о целесообразности выдвинутых кодификатором предложений;9)создание алфавитно-предметной картотеки, расположение в алфавитно-предметном порядке свободных листов с текстами законодательных актов. Это создает удобство для быстрого получения справки по действующему законодательству, является основой для системного толкования действующих правовых норм, облегчает дальнейшую кодификационную работу. В настоящее время данный вид работ выполняется с использованием электронных носителей информации;10)разработка схемы сборника, в соответствии с которой весь материал располагается по определённым разделам. Если тот или иной документ относится сразу к нескольким разделам, то данный акт следует помещать в тот раздел, к которому он по предмету своего регулирования относится в наибольшей степени, а в других разделах давать извлечения из него в виде отдельных статей, пунктов, приложений, заголовков с указанием раздела, в котором находится полный текст данного акта;11)кодификатор устраняет имеющиеся противоречия в законодательстве. При наличии противоречий в различных актах по одному и тому же вопросу действующим признается тот акт, который был издан позже. Однако предпочтение (при одинаковой юридической силе актов) может отдаваться тому из них, который в наибольшей степени будет соответствовать действительности и регулируемым общественным отношениям. Одновременно устраняются повторения. Сохраняют ту статью в том именно акте, предмет регулирования которого в наибольшей степени обусловливает её наличие и сохраняет логическую стройность и целостность тех актов, из которых подобная статья будет исключена. Такая работа (консолидация) уменьшает объем материала, делает его более четким, лаконичным, цельным и облегчает дальнейшую кодификационную работу. В целях укрупнения законодательных актов используют отсылки и дополнения. Отсылки применяются для указания на содержащуюся в данном сборнике статью, которая развивает или конкретизируется другими статьями этого же сборника. Дополнения – указания на то, что содержащаяся в данном сборнике статья развивается и конкретизируется другими статьями законодательных актов, не вошедших в данный сборник. При этом статья, к которой отсылаются или которая дополняет то или иное положение сборника, сама не должна содержать отсылки или дополнения. При устранении противоречий и повторений в действующем законодательстве обнаруживаются пробелы, о которых ставится в известность законодатель. Может возникнуть и обратный вопрос – о целесообразности отмены ряда действующих правовых норм, о чем также ставится в известность законодатель.Систематические собрания, как результат процесса систематизации, отражая свойство системности законодательства, способствуют его правильному пониманию и применению. И все же особая роль отводится Своду законов как наиболее совершенному (по удобству пользования, механизму обновления и т. п.) виду систематического собрания. Специфика свода законов соотносится с целями его издания — укрепить стабильность правопорядка, сделать законодательство более открытым и доступным, обеспечить (особенно гражданам) реальную возможность знакомиться с текстами действующих законов.В настоящее время в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 94 «О подготовке и издании Свода законов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 февраля 1998 г.) и от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 ноября 2003 г.), ведутся работы по созданию федерального Свода законов. Разработан и проект Федерального закона «О Своде законов Российской Федерации». Началась работа по систематизации законодательства и в российских регионах. В ряде субъектов Федерации приняты нормативные правовые акты о сводах и собраниях законодательства.Работа по систематизации законодательства и подготовке Свода законов, проводящаяся в настоящее время в РФ, организационно обеспечена специальным органом – Комиссией, которая действует при Президенте РФ и подотчетна ему. Полномочия и обязанности Комиссии определены соответствующим Положением.Глава 2 Виды систематизации законодательства2.1 Учет как форма систематизации законодательстваУчет нормативно-правовых актов — одна из наиболее простых форм систематизации, характеризующаяся деятельностью предприятий, организаций, учреждений по формированию соответственно собственным информационным потребностям информационных законодательных фондов путем сбора законов, иных нормативных актов и систематизации их в определенном порядке.Цель учета — получение информации по всем законодательным актам, регулирующим деятельность данной организации. Наличие такого рода информации является необходимым условием квалифицированного применения правовых норм в организациях и предприятиях.Не менее важна роль учета для участия исполнительных органов власти, иных организаций в работе по подготовке проектов нормативных актов, инкорпорированных сборников законодательства (по профилю деятельности организации), учета законодательных актов, в которые внесены изменения, дополнения, актов, утративших свое значение.Чтобы учет выполнял функцию систематизации законодательства, он должен отвечать, по меньшей мере, следующим требованиям: обеспечивать полноту информационного массива, достоверность и удобство пользования. Это означает, что, обратившись в информационный фонд организации, можно получить сведения обо всех действующих нормативных актах в сфере функционирования данной организации. При этом исключается риск получения не только неполных, но и не точных сведений, поскольку формирование информационных фондов основано на использовании официальных источников опубликования законодательных актов и учитывает все те изменения, которые внесены в данные акты. Простота и удобство картотечного учета обеспечивает доступ к информации самому широкому кругу интересующихся такой информацией.Среди форм учета выделяют: 1) журнальный, представляющий фиксацию реквизитов нормативных актов по хронологическому, алфавитно-предметному или тематико-предметному принципу, а специальных журналах; 2) картотечный, заключающийся в фиксировании информации об актах в виде системы карточек, расположенных по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципу; 3) учет в форме ведения контрольных текстов действующих нормативных актов — внесение в тексты официальных изданий отметок об отмене, изменении и дополнении таких актов или частей.Наиболее предпочтительным является автоматизированный учет законодательства, основанный на базе применения современной компьютерной техники и достижений информатики. Преимущество этой формы учета состоит в оперативности, возможности получить справку по любому вопросу. В этом проявляется универсальность автоматизированных систем правовой информации. Компьютерные системы отличаются практически неограниченным объектом информации. Таким объемом охватывается: федеральное законодательство (все федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства, ведомственные акты; законодательство субъектов РФ (региональные законы, нормативные акты глав администрации, представительных и исполнительных органов власти органов местного самоуправления); законопроекты, подлежащие обсуждению в Государственной Думе; законодательство зарубежных стран; наиболее важные решения судебных органов, аннотаций юридической литературы и т.д. В Российской Федерации подобные системы созданы в аппаратах палат Федерального Собрании, Президента РФ, Правительства, в Министерстве юстиции и др. ведомствах. На коммерческой основе функционируют автоматизированные информационно-поисковые системы законодательства «Кодекс», «Консультант-Плюс» и др. Своего рода генеральным учетом станет создаваемый ныне государственно-правовым управлением Президента РФ эталонный банк данных, которым будет охвачен весь массив федерального законодательства и нормативных актов органов государственной власти субъектов.2.2 Инкорпорация как форма систематизации законодательстваЛатинское слово «sogroge» означает «общее», соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.Цели инкорпорации:1)поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;2)обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.Субъекты инкорпорации.Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.По субъектам различают три вида инкорпорации:1)официальнаяОна осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;2)официознаяСборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;3)неофициальнаяОна проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.Технико-юридические правила инкорпорации. Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку' юридических документов.Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:1)юридическая силаИменно этот критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;2)хронология Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;3)системность Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:нормативные акты;акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);правореализационные акты (их образцы), например договоры;правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты.Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.2.3 Кодификация как форма систематизации законодательстваСовременные авторы под кодификацией понимают следующее: кодификация – это форма (вид) систематизации, при которой происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала, заключающаяся в создании нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта.В процессе кодификации составитель стремится не только объединить и систематизировать зарекомендовавшие себя действующие нормы, но и переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.Кодификация обладает рядом характерных черт:1)кодификационный акт является важнейшим среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;2)такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);3)будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний;4)кодификация предусматривает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;5)предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;6)акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения).Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации :1)всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап — создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов»;2)отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.);3)специальная (комплексная) кодификация — это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (налоговый, лесной кодексы и т. д.).Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, опирающейся на научный фундамент, системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства.2.4 Консолидация как форма систематизации законодательстваС течением времени в любой правовой системе образуется значительное число нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» законодательства. Возможный путь преодоления такой множественности – консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой большое число нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Объединению подлежат предписания одинаковой юридической силы.Консолидацию можно рассматривать как своеобразный вид правотворчества (принимается компетентным правотворческим органом и имеет все официальные реквизиты), особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт). Поэтому консолидацию, ряд авторов, рассматривают как форму систематизации, выполняющую вспомогательную роль, не имеющую самостоятельного значения, как этап в переходе от инкорпорации к кодификации, наиболее совершенную форму инкорпорации. Однако они, по мнению А.С. Пиголкина, представляют собой качественно различные приёмы систематизации нормативных актов .Работу по созданию качественно новой правовой системы России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует проводить таким образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности тождественных нормативных актов как на уровне Федерации, так и ее отдельных регионов.Курс на консолидацию актов, имеющих силу, укрупнение законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному и тому же вопросу, становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства. При этом стремление к простому механическому сокращению числа нормативных актов не должно быть самоцелью. Главное — это удобство пользования нормативным материалом, четкое и конкретное определение в акте предмета регулирования.Глава 3 Значение систематизации законодательства для совершенствования нравственного регулирования3.1 Проблемы систематизацииНыне действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента России от 16 декабря 1993 года № 2117 не вполне отвечает требованиям времени: с начала 90-х годов на первый план вышли акты, регулирующие экономические, основанные на равенстве сторон, а не административные отношения. В названном же классификаторе основное внимание уделено именно административным, а не экономическим отношениям. Анализ этого классификатора приводит к выводу о том, что он является результатом адаптации системы классификации нормативных актов, сложившейся в бывшем СССР, к принципиально новым общественным отношениям, реальность которых подтверждается нормами Конституции России.Рассматриваемый классификатор имеет три существенных недостатка: 1.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi