Система органов исполнительной власти

  • Страниц:30
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по праву и юриспруденции. Преподаватель оценил работу на 5
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Исполнительная власть является наиболее видимой институцией политической системы общества, деятельность которой непосредственно связана с повседневной жизнью граждан. Она не только воплощает в жизнь политические решения, а часто еще инициирует и организовывает их принятие, выполняя доминантную роль в жизни общества.
    Партийно-политическая борьба в социуме сосредотачивается прежде всего вокруг достижения политической власти или же определяющего влияния на нее.
    Эффективностью этой власти и мерой контроля над ней со стороны общества определяется степень ее демократизма. Следовательно, не …

    Читать подробнее

    Исполнительная власть является наиболее видимой институцией политической системы общества, деятельность которой непосредственно связана с повседневной жизнью граждан. Она не только воплощает в жизнь политические решения, а часто еще инициирует и организовывает их принятие, выполняя доминантную роль в жизни общества.
    Партийно-политическая борьба в социуме сосредотачивается прежде всего вокруг достижения политической власти или же определяющего влияния на нее.
    Эффективностью этой власти и мерой контроля над ней со стороны общества определяется степень ее демократизма. Следовательно, не случайно проблемы исполнительной власти традиционно находятся в поле зрения ученых-правоведов и достаточно широко освещаются в юридической научной литературе.
    Исследованием актуальных вопросов функционирования исполнительной власти занимались такие специалисты-правоведы, как В. Б. Аверьянов, Ю. П. Битяк, И. Б. Колиушко, М. И. Ославский, А. В. Петришин и др.
    Понятием «исполнительная власть» в его прямом значении оперируют только в правовой доктрине. Конечно, эта категория часто употребляется и в других науках (например, в политологии или социологии, теории управления), но там ее точность нарушается, поскольку она в большей степени применяется слишком расширенно, в значении любого директивного решения органа государственной власти.

  • Введение - 3
    Глава 1. Особенности исполнительной власти в РФ - 5
    1.1.Современные тенденции становления исполнительной власти в РФ - 5
    1.2.Понятие и сущность исполнительной власти - 11
    Глава 2. Общая характеристика системы органов исполнительной власти в РФ - 17
    2.1. Система органов исполнительной власти - 17
    2.2. Структура органов исполнительной власти - 23
    Заключение - 27
    Список использованных источников - 29

    Читать подробнее

    Введение - 3
    Глава 1. Особенности исполнительной власти в РФ - 5
    1.1.Современные тенденции становления исполнительной власти в РФ - 5
    1.2.Понятие и сущность исполнительной власти - 11
    Глава 2. Общая характеристика системы органов исполнительной власти в РФ - 17
    2.1. Система органов исполнительной власти - 17
    2.2. Структура органов исполнительной власти - 23
    Заключение - 27
    Список использованных источников - 29

  • Нормативные правовые акты:
    Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ.2014. N 31. Ст. 4398.
    Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.1997. N 51. Ст. 5712.
    Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – …

    Читать подробнее

    Нормативные правовые акты:
    Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ.2014. N 31. Ст. 4398.
    Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.1997. N 51. Ст. 5712.
    Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 06.09.2012) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ.2005. N 4. Ст. 305.
    Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (ред. от 27.03.2013) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ.2005. N 31. Ст. 3233.
    Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации"// Российские вести, N 108, 08.06.1993.
    Постановление Правительства РФ от 12.08.2000 N 592 "О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти"//Собрание законодательства РФ.2000. N 34. Ст. 3473.
    Учебная и специальная литература:
    Акопов Л.В. Федеральная государственная власть в России XXI века. Ростов-на-Дону, 2006.
    Алексеев А.А. Министерская власть в конституционном государстве. – Харьков, 1910. – С. 120.
    Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. – М., 2000. – С. 8.
    Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. – М., 1990. – С. 76.
    Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Мн., 2002. С.741.
    Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.
    Лапина М.А. Административное право. – М.: Консультант Плюс, 2009. – 149 с.
    Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3. – С. 96.
    Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). Ростов-на-Дону, 2006.
    Полянский И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. – Хабаровск, 1999. – С. 21.
    Сахаров А.С. Исполнительная власть: проблемы дефиниции / Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1139367 (Дата обращения 23.08.14).
    Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М., 2002. – С. 102.

  • И тогда слова Н.А. Бердяева: «Власть станет злом порождающим зло…» – воплотятся в реальность.Понятие и сущность исполнительной властиВ соответствии с теорией разделения властей одной из ветвей власти является исполнительная. Ее функции сводятся к исполнению действующего законодательства, выработке основных направлений внутренней и внешней политики государства, организации деятельности государственного аппарата по реализации такой политики, а также к охране гражданских прав и свобод. Термин «исполнительная власть» появился в законодательстве в 90-е гг. XX в. Единый подход к данному …

    Читать подробнее

    И тогда слова Н.А. Бердяева: «Власть станет злом порождающим зло…» – воплотятся в реальность.Понятие и сущность исполнительной властиВ соответствии с теорией разделения властей одной из ветвей власти является исполнительная. Ее функции сводятся к исполнению действующего законодательства, выработке основных направлений внутренней и внешней политики государства, организации деятельности государственного аппарата по реализации такой политики, а также к охране гражданских прав и свобод. Термин «исполнительная власть» появился в законодательстве в 90-е гг. XX в. Единый подход к данному определению в науке до сих пор не сложился. Понятие «исполнительная власть» толковалось учеными по-разному. Исполнительную власть рассматривали А.Д. Градовский, С.А. Котляревский и др. Под данным определением понималась правительственная власть (В.М. Гессен, Н.О. Куплеваский, Ф.М. Кокошкин и др.). В качестве синонимов рассматривались термины «правительственная власть» и «исполнительная власть» (Н.И. Лазаревский, Г. Новоторжский). В работах А.А. Алексеева, С.П. Покровского под исполнительной властью понималась «министерская власть», под которой подразумевалась правительственная власть. А.А. Алексеев в своем труде о министерской власти называет ее также исполнительной, или административной [9;120]. Подобной точки зрения придерживается и Д.Н. Бахрах, считая, что исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества. В свою очередь, «административную власть можно трактовать в двух аспектах: в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; и в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию, компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность» [10;8]. Исполнительная власть рассматривалась во взаимосвязи с администрацией и административной деятельностью (А.О. Евтихиев), органами управления или административными учреждениями (В.М. Грибовский, А.И. Елистратов). В работе И.А. Полянского «Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ» исполнительная власть определяется как государственная власть, которая предполагает наличие особых звеньев государственного аппарата (органов государственного управления общей компетенции), деятельность которых направлена на реализацию общих норм, установленных субъектами законодательной (представительной) власти, в целях регулирования различных сторон общественной жизни [17;21]. Понятие «исполнительная власть» рассматривает в узком и широком смысле К.С. Бельский. В узком смысле под исполнительной властью понимается «право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица» [11;76]. В широком смысле рассматривается система органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью создать условия для нормального функционирования общества. Рассматривая взаимосвязь понятий «исполнительная власть» и «государственное управление» следует отметить, что после принятия конституции 1993 г. последовало изъятие из нормативной практики терминов «управление», «государственное управление», «орган государственного управления». Ряд ученых (В.С. Рыжов) считает, что термин «государственное управление» исчезнет из лексикона, другие (В.Ф. Дерюжинский, Б.Н. Чичерин, Ю.М. Козлов, Ю.Н. Старилов) рассматривают данное понятие шире понятия «исполнительная власть». Выделяют органы, осуществляемые исполнительную власть, и полномочия, которыми может именоваться исполнительная власть. Под органом исполнительной власти понимается государственная организация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющая организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями [14]. Исполнительная власть в РФ представлена разветвленной системой разнообразных государственных органов, поскольку реализация законов предполагает достаточно широкий круг субъектов, призванных исполнять законы или способствовать их исполнению. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, однако давать субъектную характеристику исполнительной власти, основываясь только на данной статье конституции, было бы неверным. Ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в РФ, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ [1]. Помимо этого, в круг субъектов исполнительной власти необходимо включить Президента РФ, хотя юридически президент не входит в систему исполнительной власти. Конституция определяет статус президента как главы государства и выводит его за рамки концепции разделения властей, тем не менее, наделяя его обширными полномочиями, касающимися непосредственно Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов. Так, президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; некоторые федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ; Президент РФ вправе приостановить действие акта органов исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина [18]. Также к субъектам исполнительной власти относятся главы исполнительной власти субъектов РФ, правительства субъектов РФ, иные органы исполнительной власти субъектов РФ, чьи статус и полномочия предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ [19;102]. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» исполнительная власть РФ имеет трехзвенную систему федеральных органов исполнительной власти. Координирующими и определяющими государственную политику в соответствующей сфере (области) являются федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество. В их ведении находятся федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор и (или) федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. В 2011 г. количество федеральных органов исполнительной власти составляло 76 исполнительных органа, из которых: – 18 федеральных министерств; – 34 федеральных служб; – 24 федеральных агентств. Выделяют следующие классификации органов исполнительной власти: – по основанию образования; – уровню функционирования; – порядку образования; – компетенции; – организационно-правовой форме; – порядку принятия решения; – функциям. Таким образом, деятельность исполнительных органов власти не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами исполнительной власти. Исходя из этого, выделяют внешнюю и внутреннюю формы органов исполнительной власти. К элементам внешней формы органов исполнительной власти относят: – официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.); – компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности; – функции, цели и задачи деятельности; – формы и методы деятельности; – положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами; – порядок образования, реорганизации и управления. Элементами внутренней формы органов исполнительной власти являются: – устройство органа исполнительной власти, его внутренняя структура (линейная, линейно-функциональная и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности; – штаты, внутренний распорядок и дисциплина. Также орган исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой. Из чего следует, что орган исполнительной власти – это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.Под «полномочиями» органа исполнительной власти понимаются характеристики прав и обязанностей, направленных на выполнение его функций и задач. Данный термин может быть использован и в более широком значении «для обозначения всей совокупности правовых возможностей государства оказывать воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения и стимулирования развития» [15;96].Таким образом, органы исполнительной власти представляют собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования; полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют полномочия. Объем и характер полномочий, предоставленных субъекту исполнительной власти, предопределяется функциями исполнительной власти. Таким образом, исполнительная власть – это совокупность государственно-властных полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами, важнейшей функцией которых является исполнение законов и иных нормативно-правовых актов.Глава 2. Общая характеристика системы органов исполнительной власти в РФ2.1. Система органов исполнительной властиПринятие Конституции РФ 1993 г. и конкретизирующего ее законодательства не позволило сразу сформировать в стране действенный механизм реализации государственных управленческих функций в условиях разделения властей как по вертикали, так и по горизонтали. Советская административно-командная система управления страной была фактически ликвидирована, а правовая система в работоспособном виде находится в стадии своего формирования. Становление новой российской государственности конца XX ? начала XXI вв. характеризовалось нарушением ряда базовых конституционных устоев, утратой способности центральной власти влиять на политические и социально-экономические процессы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, противостоянием представительных, исполнительных, судебных органов публичной власти на всех ее уровнях, особенно на местном. Следствием этого явились центробежные, сепаратистские устремления субъектов Российской Федерации, реальная угроза территориальной целостности России, снижение эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по решению неотложных социально-экономических проблем, что наложило значительный отпечаток на развитие современного территориального управления.Государственное управление и система органов публичной власти в России с 2000 г. претерпевают существенные изменения, которые в значительной степени связаны с образованием семи федеральных округов и созданием государственных органов на уровне федерального округа. В настоящее время государственное управление на уровне федерального округа находится в стадии становления, характеризуется интенсивным поиском центральной властью места государственных органов на уровне федерального округа в структуре государственного аппарата и механизме государственного управления. Некоторые их этих органов пока лишь формируются, а созданные порой действуют недостаточно результативно. Повышение эффективности деятельности государственных органов на уровне федерального округа является важнейшей частью проводимой сегодня в России административной реформы. Определяя цели административной реформы в стране, Президент РФ в своем Указе от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах» назвал в качестве приоритетной «повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти» [3].В связи с установлением перечней специализированных федеральных органов исполнительной власти в практике государственно-правового строительства РФ с конца 1993 г. осуществляется дифференциация понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Начало было положено Конституцией РФ 12 декабря 1993 г., где содержатся упоминания о таких понятиях, как «система федеральных органов исполнительной власти» (п. «г» ст. 71 Конституции РФ) и «структура федеральных органов исполнительной власти» (п. 1 ст. 112 Конституции РФ) [1].В юридической литературе соотношение общефилософского и юридического аспектов понятий «система» и «структура» не анализируется. Основной недостаток этих определений состоит в том, что они даются в отрыве от общефилософских понятий «система» и «структура».Под «системой» в общефилософском смысле понимается «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места» [12;741]. Из других определений, даваемых в философских словарях, также вытекает, что система – это объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений. Единство обеспечивается путем установления существенных связей между ними. Наиболее существенными являются те взаимосвязи, которые складываются между частью и целым, затем выделяют менее существенные связи между частями и потом уже ? связи внутри них.Структура – способ связи «внутренних связей и отношений системы». Структура определяет функциональную деятельность системы, линию ее поведения, характер взаимодействия. Она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств. Структура системы позволяет: 1) сконструировать, сформулировать на основе принципов целое, состоящее из структурных частей; 2) определить место каждого звена в структуре, интегрировать их в систему.Из приведенных определений вытекает первый принципиальный вывод: понятия «система» и «структура» ее элементов обеспечивают целостность и целенаправленность системы. Обеспечить устойчивое взаимодействие элементов в рамках единой системы невозможно без установления соподчиненности между ними по «вертикали» и «горизонтали» на основе отношений координации, власти – подчинения, согласования деятельности всех звеньев системы вокруг общей цели [13].Второй вывод состоит в том, что «система» и «структура» органа власти не существуют раздельно друг от друга. Система органа всегда имеет внутреннее устройство, построение; структура не существует вне системы. В Конституции РФ используются такие понятия, как единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти (п. «г» ст. 71); система органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ст. 72); единая система исполнительной власти в Российской Федерации (п. «г» ст. 77). Одновременно дважды упоминается понятие «структура» - «структура федеральных органов исполнительной власти» (ч. 1 ст. 112); «структура органов местного самоуправления» (ч. 1 ст. 131). Согласно Конституции РФ система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти. Все системы власти (государственной, исполнительной) и органов (государственной власти, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти) имеют как общие черты и свойства «системы», так и свои особенности. И они, эти особенности, определяют иерархичность, соподчиненность, согласованное взаимодействие перечисленных систем и органов.О системе федеральных органов исполнительной власти в Конституции РФ сказано также, что ее установление находится в «ведении РФ»; но Конституция РФ не указывает, к компетенции какого из федеральных органов (должностных лиц) государственной власти относятся вопросы «ведения Российской Федерации», а следовательно, и установление системы федеральных органов исполнительной власти. О структуре же федеральных органов исполнительной власти в Конституции РФ говорится, что предложения в отношении нее представляются для утверждения Президенту РФ Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения на должность.Соотношение понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти разъяснялось в ФКЗ «О Правительстве РФ» (до изм. от 19 июня 2004 г.), где было закреплено, что «система федеральных органов исполнительной власти устанавливается федеральным законом»; а «предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ в недельный срок после своего назначения» (ст. 5) [2]. В результате изменений и дополнений этого Закона соответствующие полномочия Президента и Правительства конкретизированы с учетом того, что частью министерств и иных федеральных исполнительных органов государственной власти непосредственно руководит Президент РФ, а другая находится в непосредственном подчинении Правительства РФ (ч. 10 ст. 12 и ч. 3 ст. 32 Закона о Правительстве в ред. от 19 июня 2004 г.).Официальные разъяснения конституционных понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти дал Конституционный Суд РФ в своем постановлении по делу о толковании ст.ст. 71, 76, 112 Конституции РФ (от 27 января 1999г.). Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, система федеральных органов исполнительной власти, в которую входят: «Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти», ? определяются на основе Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ» и иных федеральных законов, т.е. в актах Федерального Собрания.Вместе с тем Конституционный Суд РФ в своем постановлении пришел к выводу, что по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, если они не урегулированы законодателем, Президент РФ может издавать указы, но они не должны противоречить Конституции РФ и прекращают свое действие в случае принятия закона по тем же самым вопросам.Что касается понятия «структура федеральных органов исполнительной власти», то Конституционный Суд в анализируемом постановлении (от 27 января 1999г.) дал ему следующее толкование: оно не означает внутреннюю организацию этих органов. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» находится в системной связи со ст. 83 (п. «д») Конституции, где устанавливается, что Президент РФ компетентен по предложению Председателя Правительства РФ назначать на должность заместителя Председателя Правительства и федеральных министров.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi