Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

  • Страниц:28
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по праву и юриспруденции
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Правовой статус - это совокупность прав и обязанностей, которые обеспечиваются и гарантируются государством. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.
    Вопрос о правовом статусе человека и гражданина - один из самых важных для современной науки конституционного права. Как указывает в своей работе доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве».
    Конституцией Российской Федерации определяется, что высшей ценностью государства …

    Читать подробнее

    Правовой статус - это совокупность прав и обязанностей, которые обеспечиваются и гарантируются государством. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.
    Вопрос о правовом статусе человека и гражданина - один из самых важных для современной науки конституционного права. Как указывает в своей работе доктор юридических наук Витрук Н.В.: «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве».
    Конституцией Российской Федерации определяется, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
    Основой правового института конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, как и в других государствах, являются Конституция Российской Федерации как основной закон государства и иные нормативные акты, которые закрепляют права, свободы и обязанности человека.
    Существенное влияние на развитие внутригосударственного права в сфере регулирования правового статуса человека и гражданина оказывают международные документы, которые провозглашают наиболее важные основы в области прав и свобод человека и гражданина, к которым должны стремиться народы и государства.

  • ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… - 3
    1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ………………… …………………………………………………… - 5
    2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ………….…… - 13
    3. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ…………… - 18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… - 21
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… - 22



    Читать подробнее

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… - 3
    1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ………………… …………………………………………………… - 5
    2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ ………….…… - 13
    3. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ…………… - 18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… - 21
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… - 22



  • Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов, 2-е изд.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2008. 354с.
    Айрапетян С.В. Административно-правовые проблемы незаконной миграции // Административное право и процесс. 2013. N 8. С. 75 - 77.
    Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2008. 234с.
    Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). – М.: Проспект, 2011.
    Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: учебное пособие. М.: Статут, 2013. 240 с.
    Валеев Р.М. Международная и …

    Читать подробнее

    Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов, 2-е изд.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2008. 354с.
    Айрапетян С.В. Административно-правовые проблемы незаконной миграции // Административное право и процесс. 2013. N 8. С. 75 - 77.
    Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА, 2008. 234с.
    Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). – М.: Проспект, 2011.
    Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: учебное пособие. М.: Статут, 2013. 240 с.
    Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с.
    Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. 416 с.
    Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 39 - 48.
    Козлова Е.И. Конституционное право России/ Е.И. Козлова.- М.: Юристъ, 2008.-416с
    Купреев С.С. Административно-правовой статус иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. N 1. С. 53 - 56.
    Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.
    Мельников В.А. Проблемы формы реализации правоприменительного уровня административно-правового механизма ограничения прав граждан // Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 14 - 19.
    Мельников В.А. Проблемы определения правовых средств правоприменительного способа административно-правового ограничения прав граждан // Административное право и процесс. 2011. N 9. С. 13 - 15.
    Окуньков Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2011.
    Рыльская М.А. Особенности реализации специальных административных режимов // Административное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 44 - 52.
    Старилов Ю.Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2013. N 6. С. 2 - 13.
    Стахов А.И. Административно-правовой режим в России: понятие, сущность, классификация // Административное право и процесс. 2012. N 7. С. 19 - 21.

  • Правовой статус – интеграционная, комплексная категория, которая отражает взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Следовательно, имеет особое значение, что человек правильно представляет свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, поскольку, как справедливо отмечается в литературе, "в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Поскольку такой статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения" (В.А. Ануфриев).Еще более недопустимо и …

    Читать подробнее

    Правовой статус – интеграционная, комплексная категория, которая отражает взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Следовательно, имеет особое значение, что человек правильно представляет свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, поскольку, как справедливо отмечается в литературе, "в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Поскольку такой статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения" (В.А. Ануфриев).Еще более недопустимо и вредно наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение их функций, что не только нарушает их официальный статус, но и свидетельствует о правовом нигилизме. Помимо прочего, правовой статус может быть размытым, аморфным, юридически нечетким, что приведет к нарушениям законности, прав личности, неразберихе.Виды правового статуса. Различают:а) общий, или конституционный, статус гражданина;б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;в) индивидуальный статус;г) статус физических и юридических лиц;д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).Набор правовых статусов объемен, но чисто теоретически наибольшее значение имеют первые три вида.Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства и члена общества. Прежде всего, он определяется Конституцией РФ и не зависит от разных текущих обстоятельств (должности, семейного состояния, выполняемых функций, перемещений по службе), он является одинаковым и единым для всех, характеризуется относительной обобщенностью и статичностью. Содержание его составляют, в основном, те права и обязанности, которые отражены и гарантируются Конституцией. Изменение этого содержания зависит только от воли законодателя, а не от конкретного лица.Общий правовой статус не может учесть всего разнообразия субъектов права, их специфики, особенностей и отличий. Следовательно, в него не включаются многочисленные субъективные права и обязанности, возникающиеся и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. В случае, если бы данные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, получился бы разный, очень нестабильный и неопределенный статус, который не был бы единым. Следовательно, общий правовой статус - базовый, исходный для всех остальных.Специальным (родовым) статусом отражаются особенности положения определенных категорий граждан (к примеру, участников войны, инвалидов, пенсионеров, учителей, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и др.). Данные слои, группы, основываясь на общем конституционном статусе гражданина, имеют свою специфику, дополнительные права, обязанности и льготы, которые предусмотрены действующим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.Индивидуальный статус – это статус отдельного лица (по полу, возрасту, семейному положению, выполняемой работы и иным характеристики). Этот статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Знание конкретным лицом своего индивидуального (личного) статуса, своих прав, обязанностей и ответственности – это признак правовой культуры и юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус динамичен и подвижен, он изменяется вместе с тем, что происходит в жизни человека.Вышеуказанные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, но на практике они неразделимы. Любой индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – как гражданин своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и обладает родовым статусом, и он представляет собой неповторимую, отдельную личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех одинаков, специальных статусов - много, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.Конечно, при этом, специальные, индивидуальные и все иные статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Наоборот, они должны соответствовать ему как основному, базовому, первичному, исходному.Правовой статус – это сложная, собирательная категория, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы, это: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа. Как уже отмечалось, права и обязанности, в особенности конституционные, а также их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса и это закреплено в ст. 64 Конституции РФ.Необходимо отразить, что категория правового статуса сравнительно недавно появилась в нашей науке. Ранее, до шестидесятых годов, она отождествлялась с правоспособностью и не могла рассматриваться как самостоятельная. Только в последующий период, в семидесятые и восьмидесятые годы, категория правового статуса получила достаточно широкую разработку и сформировалась как одно из ключевых понятий правоведения, была зафиксирована в законодательстве.Сегодня вопросы правового статуса личности – это важное самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах. 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИПод принципами правового статуса понимаются наиболее общие, основополагающие положения, которые закреплены в главе 2 Конституции РФ и на которые основывается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.Такие принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все без исключения отрасли права, вместе с тем, они могут в дополнение к ним вырабатывать собственные принципы. Количество принципов правового статуса человека и гражданина, которые рассматриваются разными авторами, различно. Прежде всего, это связано с тем, что их определенного перечня нет в Конституции РФ, и с тем, что эти принципы развиваются и дополняются в действующим законодательстве. Однако, по замечанию Л.Д. Воеводина, "принципы правового статуса - идеологические категории". Поэтому, их перечень, содержание и значение могут изменяться, если даже Конституция РФ неизменна. Следовательно, принципы правового статуса, в первую очередь, составляют его основу, на которую опирается все правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во вторую очередь, имеют достаточно гибкое содержание, которое развивается вместе с развитием государства.Совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих правовой статус личности (человека и гражданина) в РФ, образует институт государственного (конституционного) права РФ, функционирование которого определяется основными постулатами (принципами). Принципы данного правового института можно изложить в следующем логическом порядке:1. Он вытекает из естественного права (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ: “Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”).2. Он основывается на общепринятых принципах и нормах международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ: “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.”).Осознание того, что права человека являются мировой проблемой, пришло не сразу. Только во 2-й половине ХХ в. на международном уровне был принят ряд документов, участниками которых стала большая часть государств мира. Впервые обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации зафиксирована в Преамбуле Устава Организации Объединенных Наций 1945 г. Затем Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Ее нормы не носили обязательный характер, не был предусмотрен механизм их реализации. Поэтому в 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает важные акты - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). Иначе эти два международно- правовых документа называют Хартией прав человека. На этот раз государства-участники взяли на себя обязательства принять на внутригосударственном уровне все необходимые меры для обеспечения указанных международно-правовых норм. В рамках Пакта о гражданских и политических правах был создан Комитет для защиты соответствующих прав. Аналогичный Комитет по защите экономических, социальных и культурных прав начал функционировать лишь в 1984 г. Но для того, чтобы граждане государств имели возможность обращаться в данные Комитеты в случае нарушения прав и свобод, государства были обязаны посредством сдачи специальных заявлений признать их легитимность. СССР соответствующие заявления сдал в 1991 г. К важнейшим региональным международным актам относят Европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах 1950 г., участниками которой стали государства-участники Совета Европы. В силу определенного геополитического положения для России имело большое значение вступление сначала в Совет Европы (Устав Совета Европы ратифицирован Федеральным законом от 26.02.96), затем ратификация Европейской конвенции и принятие на себя обязательств по Дополнительному Протоколу № 6 1983 г. к Европейской конвенции 1950 г. относительно отмены смертной казни. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. перечислены несколько принципов, ставшие впоследствии основными принципами международного права, в том числе принцип уважения прав и свобод человека. Это было время формирования соответствующей отрасли международного права. В последующие годы европейскими региональными международными организациями (Советом Европы, ОБСЕ) приняты десятки документов, предметом регулирования которых остаются права и свободы человека. Международным сообществом под эгидой ООН принимаются специальные конвенции (Конвенция о предупреждении геноцида 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о пресечении апартеида 1973 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенции Международной организации труда и др.). Указанные и не вошедшие в данный перечень международно-правовые акты послужили основой для соответствующей главы (глава 2) в Конституции России. Тенденция идентификации международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод продолжается. Не все права и свободы, зафиксированные в международных конвенциях, нашли свое отражение в Конституции РФ. Но это вовсе не значит, что первые не применимы на территории России. Основанием для данного утверждения служит ч. 4 ст. 15 Конституции, где международные договоры признаются составной частью российской правовой системы.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Смысл этого принципа заключается в том, что в нормативном закреплении правового статуса невозможно учесть всего многообразия направлений деятельности человека. Поэтому каждый человек (гражданин) при реализации своих прав и свобод должен сам ограничивать свое поведение, если его права и свободы ущемляют или создают препятствия для реализации прав и свобод другим человеком. Естественно, это несколько идеальная формула. Но именно она способствует формированию в государстве гражданского общества и обеспечивает правопорядок, а также безопасность личности.4. Права и свободы человека и гражданина ограничиваются их обязанностями при соблюдении между ними баланса. Нормативный перекос в сторону расширения прав и свобод может вызвать хаос, охлократию. Доминирование обязанностей неизбежно приводит к полицейскому государству и диктатуре.В целом же совокупность прав и обязанностей составляют правовой статус личности. Под конституционными обязанностями следует понимать не только обязанности гражданина РФ, но и лиц, не имеющих гражданства РФ (например, платить налоги, сохранять природу), хотя ряд обязанностей возлагаются только на граждан России (например, защищать Отечество и др.)Общей формой защиты прав и свобод личности в России является сама Конституция, которая в ст. 2 объявляет их наивысшей ценностью и относит к основам конституционного строя. Кроме того, имеются и другие конституционные гарантии.3. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИГраницы прав и свобод могут быть определены только законом (ч. 3 ст. 55, ст. 64 Конституции РФ).Следовательно, ограничить человека и гражданина в его правах и свободах можно лишь посредством федеральных законов или в порядке, предусмотренном в самой Конституции РФ, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Оснований предостаточно, причем некоторые носят довольно абстрактный характер, что дает повод для их двусмысленного толкования и даже для злоупотреблений. Однако, предполагая, что опасность необоснованного ограничения прав и свобод личности обычно исходит от исполнительной власти, Конституция позволяет производить ограничения только посредством федеральных законов, принимаемых представительными органами государственной власти, или Конституции, которая принята народом. Развитие общества приводит к тому, что все чаще государству во имя общих интересов приходится применять указанный принцип. В частности, в ст. 56 Конституции РФ предусмотрены подобные ограничения для обеспечения безопасности граждан и конституционного строя в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, эпизоотии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и т.д.), которое вводит на основании ст. 88 Конституции РФ Президент РФ с незамедлительным сообщением об этом в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. Чрезвычайное положение вводится либо на всей территории РФ, либо в отдельных ее местностях. Порядок введения чрезвычайного положения указан в одноименном Законе 2001 г. А именно, в Указе Президента РФ должны содержаться сведения об основаниях и необходимости данной акции, о границах территории, на которой вводится чрезвычайное положение, об ответственных органах государства и пределах их полномочий, о перечне временных ограничений прав и свобод и т. д. Срок действия чрезвычайного положения на всей территории РФ не должен превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Непосредственное проведение чрезвычайных мер обычно возлагается на Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ). Однако, несмотря на проведение указанных мероприятий, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ перечисляет защищенные права и свободы, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению. Они предусмотрены следующими статьями Конституции РФ: ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на личное достоинство), ст. 23 ч. 1 (право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени), ст. 24 (право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, если иное не предусмотрено законом), ст. 28 (право на свободу совести и вероисповедания), ст. 34 ч. 1 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), ст. 40 ч. 1 (право на жилище), ст. 46 (право на судебную защиту своих прав и свобод), ст. 47 (право на рассмотрение дела в суде) ст. 48 (право на квалифицированную юридическую помощь), ст. 49 (каждый обвиняемый считается виновным приговором суда, вступившим в законную силу), ст. 50 (никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление), ст. 51 (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом), ст. 52 (право на компенсацию причиненного преступлениями или правосудием ущерба), ст. 53 (право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами), ст. 54 (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет).В порядке, предусмотренном ст. 88 Конституции РФ, Президент РФ может вводить военное положение на всей территории или части территории РФ с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы. Диспозиция ст. 88 предусматривает, что процедура объявления военного положения (в случае агрессии против Российской Федерации) регулируется федеральным конституционным законом.6. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов и других нормативных актов на территории РФ, определяют деятельность всех государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ).Данный принцип позволяет по-новому взглянуть на правовое положение личности в России, когда индивид, а не государство становится главным объектом политической системы. Доминирование общественных, государственных интересов над личными долгое время считалось непреложной истиной. Данная идеология отражает внутреннюю сущность тоталитарного и авторитарного режимов, подавляет индивидуализм (в лучшем смысле этого слова) и стремление к самовыражению, являющиеся основой любого демократического общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение следует отметить, что понятие «правовой статус личности» имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: правовой статус гражданина; правовой статус иностранного гражданина; правовой статус лица без гражданства; правовой статус беженца; правовой статус вынужденного переселенца.Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (к примеру, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.Правовой статус личности - это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом.Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi