Право и закон

  • Страниц:29
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по праву и юриспруденции
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность и значимость проблемы закона как юридической категории обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, так как не все нормативные правовые акты, создаваемые государством имеют правовое содержание, поэтому необходим четкий критерий в соответствии, с которым можно было судить о законе как правовом акте. В противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится не правовым, или даже произволом.
    Скорее всего, это был, закрепленный государством …

    Читать подробнее

    Актуальность и значимость проблемы закона как юридической категории обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, так как не все нормативные правовые акты, создаваемые государством имеют правовое содержание, поэтому необходим четкий критерий в соответствии, с которым можно было судить о законе как правовом акте. В противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится не правовым, или даже произволом.
    Скорее всего, это был, закрепленный государством произвол, хотя внешне все формальные признаки права были налицо: нормы устанавливались государством и охранялись им от нарушений. Если наука не выделит четкого критерия, позволяющего отделить подлинное право от произвола и других, переходных к нему форм, то будет возможность трактовать в качестве права не правовые процессы и явления в процессе юридической практики.
    К сожалению, в современной теории права нет единого понимания сущности права, это обусловлено, прежде всего, сложность права, многообразие проявления его в обществе, невозможность определить ее "эмпирическими принципами". То есть, что говорят или говорили о праве в том или другом месте в то или другое время юрист еще может указать, но является ли то, что они требуют правом, и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и не правовое, это остается для него тайной, если он хоть на время не отвлечется от эмпирических принципов, а не поищет ответов в одном лишь разуме. Чисто эмпирическое учение о праве – это голова, которая может быть красивой, но не имеет мозга), а также различными методологическими основаниями подходами исследователей различных школ.
    Выбор мною курсовой работы на тему "Право и закон" обусловлен актуальностью данной темы, её многогранностью и множеством мнений на этот вопрос. Огромное значение эта проблема имеет для становления современного Российского государства. Для дальнейшего поступательного развития России необходимо создание таких условий, где право, государство и экономика будут органически взаимодействовать и дополнять друг друга. На современном этапе развития Российское государство стоит перед сложным выбором дальнейшего пути. Необходимо определить тенденции в изменениях государства, права и экономики, с тем, чтобы учитывать их при начавшемся строительстве демократии и правового государства, чтобы максимально уравновесить интересы всех социальных групп и создать условия для полноценного, материального и духовного, развития общества и личности.
    1. Понятие соотношения экономического базиса и политической надстройки

  • Введение …………………………………………………………………… - 3
    1. Понятие соотношения экономического базиса и политической надстройки……………………………………………………………………… - 5
    2. Относительная самостоятельность государства…………………… - 11
    3. Роль права в становлении рыночных отношений…………………… - 16
    4. Закон. Признаки закона………………………………………….……. - 24
    Заключение ………………………………………………………………. - 28
    Литература……………………………………………………………… - 29





















    Читать подробнее

    Введение …………………………………………………………………… - 3
    1. Понятие соотношения экономического базиса и политической надстройки……………………………………………………………………… - 5
    2. Относительная самостоятельность государства…………………… - 11
    3. Роль права в становлении рыночных отношений…………………… - 16
    4. Закон. Признаки закона………………………………………….……. - 24
    Заключение ………………………………………………………………. - 28
    Литература……………………………………………………………… - 29





















  • 1. Денисов Б.А., Зубов А.М., Чугунов И.В. Современное государство и экономика. М., 1988.
    2. Зинченко С.А., Лисневский С.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение // Государство и право. 1992. No 3.
    3. Илларионов А. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. No 9.
    4. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. No 5.
    5. Марданов Р.Д. Соотношение права и экономики в российской модели государственности (теоретико-методологический аспект). Казань, 2003.
    6. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в …

    Читать подробнее

    1. Денисов Б.А., Зубов А.М., Чугунов И.В. Современное государство и экономика. М., 1988.
    2. Зинченко С.А., Лисневский С.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношение // Государство и право. 1992. No 3.
    3. Илларионов А. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. No 9.
    4. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. No 5.
    5. Марданов Р.Д. Соотношение права и экономики в российской модели государственности (теоретико-методологический аспект). Казань, 2003.
    6. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений // Государство и право. 1995. No 4.
    7. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.
    8. Талапина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. No 11. С. 73.
    9. Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. М., 1989.
    10. Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Советское государство и право. 1990. No 2.

  • Диалектика обучает, что хоть какое формирование проистекает ввиду борьбы противоположностей в предоставленном объекте либо явлении. Марксизм открыл противоположности в Базисе и отыскал тот момент в их, модифицирование которого меняет целый вид Населения земли. Марксизм отыскал еще светлые подтверждения, что Империализм – крайняя выкройка «бесчеловечного» сообщества. Он обязан скрыться и скинуть пространство новеньким – человечьим формам Населения земли. С сиим Империализм, естественно, не согласен. КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ. Маркс и Энгельс совершили величайшее открытие, определив, что отношения, …

    Читать подробнее

    Диалектика обучает, что хоть какое формирование проистекает ввиду борьбы противоположностей в предоставленном объекте либо явлении. Марксизм открыл противоположности в Базисе и отыскал тот момент в их, модифицирование которого меняет целый вид Населения земли. Марксизм отыскал еще светлые подтверждения, что Империализм – крайняя выкройка «бесчеловечного» сообщества. Он обязан скрыться и скинуть пространство новеньким – человечьим формам Населения земли. С сиим Империализм, естественно, не согласен. КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ. Маркс и Энгельс совершили величайшее открытие, определив, что отношения, складывающиеся между людьми при их совместной жизни в обществе, делятся на материальные и идеологические. Первые складываются независимо от сознания людей, их интересов, желаний, воли. Они обусловлены только состоянием производства средств существования общества на данный исторический момент.Вторые находятся в подчинении к первым, хотя и играют определенную роль в развитии общества. Прежде чем сформироваться эти отношения “проходят” через сознание людей. Базис и Надстройка – понятия Марксизма, позволяющие рассматривать взаимодействие этих двух групп отношений в их определенной подчиненности.2. Относительная самостоятельность государства.Общая черта развития государств любого типа, как определенной организации, - разрастание его аппарата и все большее его обособление не только от общества, но и от социальных классов, чьи интересы оно преимущественно выражает. Дело в том, что усложнение социальной жизни и необходимость упрочения государственной организации неизбежно порождают тенденцию увеличения степени организованности, постоянного возрастания ее сложности и степени централизации. Данная тенденция есть проявление системного закона необходимого разнообразия. Для того чтобы система могла противостоять натиску со стороны, количество внутренних состояний, в которых она может находиться, должно быть не меньшим, чем количество состояний или разнообразия действующей на нее среды. Отсюда, чем сложнее социальная жизнь, тем сложнее должна быть организованная структура государства в целом. Следствием этого является и усложнение возможностей контроля за государством со стороны наиболее могущественных классов и общества. Относительная самостоятельность государства в отдельных социально-исторических ситуациях может носить чрезвычайны характер. Эти ситуации, во-первых, возникают, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на вре­мя получает известную самостоятельность по отношению к основным классам общества. Вследствие этого равновесия сил более или менее явные, открытые, прочные, прямые формы господства определенных классов уступают место скрытым, косвенным, неустойчивым формам господства и управления. Во-вторых, предпосылкой чрезвычайной относительной самостоятельности государства является неразвитая социально-классовая структура общества. В результате ни один из классов не может добиться доминирующего положения, а государство контролируется либо союзом классов, либо промежуточными слоями.Относительная самостоятельность любого государства может, очевидно, проявляться в его известной независимости от интересов экономически господствующих групп, от борьбы социально-политических сил и определенного несовпадения их целей в том или ином обществе. Социально-историческая динамика такова, что в условиях кризисов общественного развития, ослабления безраздельного господства определенных классов и усиления политической борьбы государство «сдвигается» в сторону обеспечения функций гаранта порядка и целостности общества. Для этого оно в известной мере «дистанцируется» от борьбы социально-политических сил, как бы ставит себя над ними, стремится занять политически как бы нейтральное положение. Эта «квазинейтральность» государства особенно четко проявляется в динамичные переходные периоды и в историческом плане возрастает по мере усиления интенсивности развития общества, расширения сферы публичной политической жизни. Тенденция к нейтральности государства обнаруживает себя, в частности, в его известной «деидеологизации», в которой в большей или меньшей степени заинтересованы все борющиеся политические силы. При этом центром решения социально-политических проблем становится парламент, где доминирующее положение принадлежит наиболее могущественным партиям. Автономия государства в ее внешней форме выражается в том, что оно предстает как символ единства нации, целостности общества, движущегося через борьбу социально-политических сил в поисках оптимальных путей общественного прогресса.Наряду с этим организационным стандартом государства история дает другую, полярную ему модель. Она характеризуется жесткой связанностью экономически господствующих классов и государства, безраздельным руководством государственной властью со стороны этих классов.Тысячелетний опыт развития государственности у различных народов мира дает богатый материал политологической науке для выделения общего и особенного в этом процессе, подразделения госу­дарств на основные типы и формы. В основу типологии государства как общественно-политического института можно положить цивилизационные и формационные факторы развития человечества. В соответствии с ними историческими типами государства, очевидно, можно считать рабовладельческий, азиатский, феодальный, буржуазный и социалистически ориентированный. Каждому из указанных типов присущи отличительные социально-классовые характеристики и особенности власти, преимущественные формы государственного строя и правления. В конце ХХ в. формируется его новая разновидность – «социально-правовое» государство в постиндустриальных странах.Конституция Российской Федерации, как основной закон государства провозглашает конституционные основы государственной и общественной жизни страны.Российская Федерация — демократическое государство. Конституция России провозглашает РФ демократическим государством с Республиканской формой правления. Это означает, что единственным источником государственной власти в РФ является весь народ государства, который принимает реальное участие в управлении государственными делами. Принцип народовластия является важнейшей составной частью основ конституционного строя России. Отсюда следует, что высшие органы государственной власти (Президент и Парламент) формируются путем свободных, демократических выборов. Однако народовластие в правовом государстве неразрывно связано с гражданским обществом. Поэтому Конституция РФ провозглашает одной из важнейших целей народа — формирование гражданского общества. Государство в гражданском обществе обязано всемерно поддерживать и развивать инициативу граждан. Оно должно всемерно способствовать единению власти и граждан, оберегать покой и безопасность личности.Россия — правовое государство. Это означает, что для России главной целью является обеспечение прав и свобод человека. Для Российской Федерации характерен демократический политический режим, - признаками которого является: наличие широких прав и свобод, предоставляемых гражданам государства, широкие гарантии этих прав и официальное признание оппозиции политическим партиям находящимся у власти в государстве.Принцип, провозглашающий человека высшей ценностью в государстве и обществе. Это принцип положен в основу действующей Конституции РФ. В Российской Федерации в основу государственности заложены гуманистические идеи, провозглашающие незыблемость и не отчуждаемость прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство ответственно перед гражданином в вопросе соблюдения его прав и свобод и обязано создавать все условия для свободного развития личности. Оно возлагает на себя обязанность обеспечивать социальную стабильность, охранять жизнь, честь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность гражданина. Одновременно Конституция РФ возлагает и на гражданина обязанности перед государством.'Россия — суверенное государство. К конституционным основам строя относится также и то, что Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Начало государственной независимости Российской Федерации было положено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Суть государственного суверенитета заключается в верховенстве и полноте власти государства на всей территории страны. Проявлениями государственного суверенитета является верховенство, единство и независимость государственной власти. Единственным ограничением верховенства государственной власти в РФ может быть только право.Верховенство государственной власти означает, что государственная власть в России ничем не ограничена, кроме Конституции РФ, естественного права и законов. Это предполагает отсутствие на территории государства других параллельных властных структур, противопоставляющих себя законно существующей государственной власти. Все другие виды власти в обществе находятся в подчиненном положении по отношению к государственной власти. Конституция РФ предусматривает правовой механизм, препятствующий узурпации государственной власти кем бы то ни было. В Конституции говорится, что "никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ст.З).Единство государственной власти означает принадлежность государственной власти совокупности государственных органов олицетворяющих государственную власть в РФ.Независимость государственной власти означает, что в решении государственных вопросов касающихся внутренней и внешней политики государство ничем не ограничено в своей самостоятельности. Проявлением суверенитета Российского государства является его неотъемлемое право объединяться с другими государствами в союзы. Федерализм. Важнейшей основой конституционного строя России является федерализм как принцип государственно-территориального устройства и как форма территориальной демократии, т.е. самоопределения и самоуправления народов в составе Российской Федерации.3. Роль права в становлении рыночных отношений.1.Право: определение понятия Потребность в порядке и справедливости – одно из самых древних потребностей человеческого обществаЛюдям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать конфликтыТак возникло право и его нормы – общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьмиТрактовки понятия «право»Право как управление в государстве: оно устанавливает единый для всех порядокПраво как способ установления справедливости, способ установить истину и правду Естественное право – это такое право, которое принадлежит человеку от рождения, и никто не может отнять это право у него. Это права человека на жизнь и на все то, что помогает и сохраняет развитие жизни – право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право владеть имуществом. Сегодня это право наиболее полно представлено в Всеобщей декларации прав человека и в конституциях ряда стран (в том числе и России) Виды права.Позитивное (положительное). Естественное право.- реально существующее, действующее, установленное государством Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности, как отдельных лиц, так и организаций. Признаки права.1.Обычно исходит от государства, т.е. создается законодательными и другими компетентными органами государства2.Право закреплено в законе или другом нормативно-правовом акте 3.Имеет общеобязательный характер и распространяется на все население 2.Мера свободы, справедливости и ответственности. Право устанавливает порядок и справедливость в обществе путем четкого определения меры свободы людей.Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, поскольку только одно право может указать, сколько и какие права имеет человек.Взаимосвязь прав и свобод точно определил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании): поступай так, что бы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и всеобщими законами.Таким образом, право – это прежде всего ответственность. 3.Норма права. Закон.Норма права – это установленное и оберегаемое государством сплошная норма поведения, регулирующее публичные дела и поведение людей. Нормативные(правовые, нормативно-правовые)акты – это официальные муниципальные бумаги, закрепляющие правовые нормы. Виды нормативно-правовых актов.(В соответствии иерархии). 1. Конституция – главный закон. 2. Законы. 3. Подзаконные акты. Закон – это нормативный документ, который регулирует более принципиальные публичные дела и владеет высшей юридической силой. Держава нормативного акта зависит от такого, какой-никакой орган страны его воспринимает: верховная юридическая держава законов разъясняется тем, что их воспринимает верховная законодательная администрация – рейхсрат либо же конкретно люд страны – методом референдума. Законы разделяются на главный(конституция)и простые. На базе законов издаются подзаконные акты, какие не имеют все шансы возражать закону: это имеют все шансы существовать указы президента, распоряжения правительства, указы министерства. Норма права – это установленное и оберегаемое государством сплошная норма поведения, регулирующее публичные дела и поведение людей. Характерные индивидуальности нормы права от остальных соц. норм: - укреплена в законе (либо остальных нормативных актах). - общеобязательность - богатство силой страны Функции правовых норм - функция регулирования: регулирование взаимоотношений меж людьми и их группами 4.Система законодательства Законодательство – это вся совокупность нормативных актов, действующих в стране. Система законодательства Конституция – возглавляет всю систему законодательства, является юридической базой для выработки новых законов и вообще всей законотворческой деятельности государстваЗаконыПодзаконные акты Отрасли праваОтрасли права – это совокупность (группа) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений.Важнейшие отрасли праваКонституционное правоГражданское правоАдминистративное право- регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека- регулирует главным образом сферу имущественных отношений - регулирует общественные отношения в сфере государственного управления Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри каждой отрасли принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права, которые регулируют однородные общественные отношения (институт купли-продажи, институт дарения, институт сделки и т.д.) Правонарушение-это действия, возражающие нормам права. Противоправность правонарушения проявляется в том, что гражданин, другое лицо преступает какую-либо орудующую норму права, действует наперекор ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою личную волю воле государства, входит с ним в конфликт. Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе. Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие непременно является правонарушением. Встречаются два основания, по которому люди могут узнаваться неделиктоспособными – возраст и психическое заболевание. По законодательству Российской Федерации лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, несут уголовную и административную ответственность в полном объеме, т.е. за все составы правонарушений и административных действий. За некоторые составы преступлений ответственность наступает с 14 лет. Правонарушение обладает сложной строение, структуру. Оно заключается в четырех элементах – субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны. При отсутствии хотя бы одного из них деяние изменяет свое качество и может быть чем угодно, но не правонарушением. Правонарушение возникает как внешнее выражение свободной воли правонарушителя, жаждущего удовлетворять свои интересы и потребности путем нарушения действующего права и, согласно, охраняемых им интересов других лиц. Противоправное деяние в безусловном большинстве случаев выступает собой акт самого правонарушителя. Однако в крайне исключительных случаях оно может быть произведено действиями других лиц. Правонарушения, произведенные под физическим принуждением, рассматриваются как действия самого правонарушителя. Виды правонарушений В теории права правонарушения делятся на два вида – преступления и проступки. В основе систематизации лежит представление законодателя о степени общественной опасности деяния для общества, государства и личности. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федерации признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками: Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, собственность и экономические основы общества и государства, государственная власть, правосудие, порядок государственного управления и воинская служба. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды Юридическая ответственность, является составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. В широком (философском) значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам. В указанном значении юридическая ответственность есть обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершенное правонарушение. Из приведенного определения выливается, что, во-1-х, юридическая ответственность постоянно связана с муниципальным принуждением. Во-2-х, юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, какие виноватый должен претерпеть. Отмена правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Эти потеря наступают как натуральная реакция страны на урон, доставленный правонарушителем социуму либо отдельной личности. Нехорошие последствия имеют все шансы существовать: а)собственного нрава(к примеру, отнятие свободы, права брать определенную обязанность, исправительные работы - в уголовном льготе; обязанность правонарушителя доставить общественные прощения за распространение неправильных, бесславящих сведений о ином лице - в гражданской льготе; акцент - в трудовой льготе; предупреждение - в административной)и б)имущественного(конфискация, штраф - в административной и уголовной льготе; взимание неустойки, пени - в гражданской льготе; материальная ответственность сообразно трудовому праву и т. д. ). Юридическая ответственность возникает необязательно в случае нарушения правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с ними. Юридическая ответственность – это вид правового принуждения, предполагающая наличие обязанности, закрепленной в законе, понимание необходимости ее выполнения, а также возможность наступления неблагоприятных последствий (применение санкций) в случае нарушения обязанности.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi