Конфуцианство и Легизм. Влияние на право древнего Китая.

  • Страниц:33
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по праву и юриспруденции
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность темы данной курсовой работы. Карта современного мира представлена более чем 190 государствами, каждое из которых отличается богатством национальной культуры, языковым и национально-этнографическое своеобразием народов, наций, уровнем развития экономики и т.д. В этой картине неповторимым и оригинальным явлением является право.
    Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали …

    Читать подробнее

    Актуальность темы данной курсовой работы. Карта современного мира представлена более чем 190 государствами, каждое из которых отличается богатством национальной культуры, языковым и национально-этнографическое своеобразием народов, наций, уровнем развития экономики и т.д. В этой картине неповторимым и оригинальным явлением является право.
    Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
    Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.
    Объектом курсовой работы выступают направления дальневосточных учений, а именно конфуцианство и легизм, а также их влияние на различные области правоотношений в эпоху Древнего Китая.
    Предметом работы стала научная и учебная литература.


  • Глава 1. Общая характеристика влияния конфуцианства и легизма как учений - 4
    1.1.Конфуцианство как учение - 4
    1.2.Легизм как учение - 7
    1.3.Источники конфуцианского права и права легистов - 9
    1.4.Правовое положение населения в период расцвета конфуцианства - 11
    Глава 2. Общая характеристика влияния конфуцианства на право Древнего Китая - 15
    2.1.Влияние конфуцианства на семейное право - 15
    2.2.Влияние конфуцианства на имущественное право - 17
    2.3.Влияние конфуцианства на уголовное право (преступление и наказание) - 18
    2.4.Влияние конфуцианства на суд и процесс - 22
    Глава 3. Общая …

    Читать подробнее


    Глава 1. Общая характеристика влияния конфуцианства и легизма как учений - 4
    1.1.Конфуцианство как учение - 4
    1.2.Легизм как учение - 7
    1.3.Источники конфуцианского права и права легистов - 9
    1.4.Правовое положение населения в период расцвета конфуцианства - 11
    Глава 2. Общая характеристика влияния конфуцианства на право Древнего Китая - 15
    2.1.Влияние конфуцианства на семейное право - 15
    2.2.Влияние конфуцианства на имущественное право - 17
    2.3.Влияние конфуцианства на уголовное право (преступление и наказание) - 18
    2.4.Влияние конфуцианства на суд и процесс - 22
    Глава 3. Общая характеристика влияния легизма на право Древнего Китая - 25
    3.1. Влияние легизма на семейное и имущественное право - 25
    3.2. Влияние легизма на уголовное право - 26
    3.3. Влияние легизма на суд и процесс - 27
    Заключение - 29
    Список использованной литературы - 32

  • Батырь К.И. История государства и права зарубежных государств. М.: ТК Велби, 2003. — 496с.
    Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М.: Норма, 2007. -752 с.
    Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. — М.: Норма, 2004. — 624 с.
    Жижанов Г. Влияние конфуцианства на развитие современной Китайской Народной Республики /Официальный сайт познавательного открытого журнла http://познавательный.рф.
    Мартынов Д.Е. Конфуцианское учение а политической теории и практики КНР: 60-90 гг. 20 в. автореф. дис. … канд.ист.наук / Д.Е.Мартынов; Казанский …

    Читать подробнее

    Батырь К.И. История государства и права зарубежных государств. М.: ТК Велби, 2003. — 496с.
    Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М.: Норма, 2007. -752 с.
    Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. — М.: Норма, 2004. — 624 с.
    Жижанов Г. Влияние конфуцианства на развитие современной Китайской Народной Республики /Официальный сайт познавательного открытого журнла http://познавательный.рф.
    Мартынов Д.Е. Конфуцианское учение а политической теории и практики КНР: 60-90 гг. 20 в. автореф. дис. … канд.ист.наук / Д.Е.Мартынов; Казанский государственный университет. –Казань, 2004 г. –36 с.
    Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС корпорейшен, 2007. – 633 с.
    Переломов Л.С., Конфуций. Лунь Юй. – М.: «Восточная литература», 2001.
    Попов А.Г. Трансформация традиционной городской семьи в Китае. автореф. дис. … канд.ист.наук / Попов А.Г.; Институ востоковедения. –Москва, 2005 г. –25 с.
    Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство Норма, 1996. -432 с.
    Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М.: Юристь, 2003. -448 с.
    Шубаро О.В. Традиционная правовая система в Китае и современность / Официальный сайт Белорусского государственного университета http://www.bsu.by
    Хайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая. автореф. дис. … канд.полит.наук / Г. Хайтянь;. Дальневосточный федеральный университет –Уссурийск, 2011 г. –26 с.

  • Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена наобщинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.1.4.Правовое положение населения в период расцвета конфуцианстваВ шаньско-иньском (15-17 вв. до н.э.) и раннечжоусском (11-10 вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: во - первых, привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их …

    Читать подробнее

    Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена наобщинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.1.4.Правовое положение населения в период расцвета конфуцианстваВ шаньско-иньском (15-17 вв. до н.э.) и раннечжоусском (11-10 вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: во - первых, привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и клановых объединений; во - вторых, свободными крестьянами-общинниками и, в третьих, бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати. Правящая знать жила за счет эксплуатации рабов и крестьян, присвоения их прибавочного продукта. В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов, которое как и знать существовало за счет ренты-налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий.Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в 6, 5 вв. дон.э. к росту крупного и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.Далее « рента-налог в форме отработок на «общественных полях» была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной, в нее входили:- работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства;- арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян,- рабы,- наемные работники.Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден, состоял из:- титулованной знати, - ранжированного чиновничества,- незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации. Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией «подлым» (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам) и простому народу (свободному крестьянству, ремесленникам).Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов, также им вводится большой налог на крупные состояния. Императором Ван Маном в 9 году до н.э. проводится попытка перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года. Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.Итак, в данной главе мы определили, что основной философской идеей конфуцианства является идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире и счастья людей. Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как «внешнему принуждению». Легисты определяли, что человек эгоистичен, иметь свои корыстные цели и должен строго наказываться в соответствии с законом. Все люди равны перед законом, правильное социальное поведение должно прививаться суровым наказанием, а общественная жизнь должна регулироваться позитивным правом. Правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми. Закон должен быть известным всем, иметь ясный смысл. С возникновением конфуцианства китайская правовая система из обычной превратилась в традиционную. Писаному праву отводилась незначительная роль в регулировании общественных отношений. В концепции легизма провозглашается концепция права и закона, близкая западной правовой традиции. Появление писаных законов в Китае фактически относится к 6—5 вв. до н.э., усиление законодательной деятельности приходиться на период Чжаньго в 5—3вв. до н.э., что было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки. На рубеже 5 — 4вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», в ханьском Китае в 3 — 2 вв.до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. Выделяли три социальных слоя: привилегированная правящая родовая аристократия, свободные крестьяни-общинники и бесправные рабы. В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие - чиновников различных рангов. Различия между указанными общественными слоями находили выражение и в праве.Глава 2. Общая характеристика влияния конфуцианства на право Древнего Китая 2.1.Влияние конфуцианства на семейное правоДля Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.Стоит отметить, что Конфуций трактовал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между подданными – семейным отношениям: то есть младшие зависят от старших, а старшие обязаны заботиться о младших Конфуций говорил, что фундаментом управления государством должно быть воспитание человеколюбия. Но это понятие значительно отличалось от современного: попечение родителей о детях, сыновняя почтительность к старшим в семье и справедливое отношение между теми, кто не связан родственными узами – вот ключевые составляющие человеколюбия по Конфуцию.По Конфуцию, отношения в семье и государстве должны основываться на морали и человечности, выраженных в пяти добродетелях: взаимной любви, этикете, мудрости, нравственности и скромности, а также в трех беспрекословно соблюдаемых принципах: подчинения сына отцу, народа - правителю и женщины - мужчине.Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. Одним из основополагающих принципов установленного социального порядка был принцип «Один муж — одна жена», но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Служили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае «нарушения супружеского долга». Имелось в виду причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в «жизни земной и загробной», ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до 19 в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд «семейных» преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за другие преступления.2.2.Влияние конфуцианства на имущественное правоВ периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины первого в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положений скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В 5—3 вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.Основополагающие принципы конфуцианской традиции гуманность, гармония, ритуал, почтительность, добродетель, справедливость, долг, муж и другие являются базой имущественных отношений. Участники торговли руководствовались прежде всего соображениями конфуцианской морали, помимо получения прибыли, это также служение обществу, что выражалось в помощи малообеспеченным. Стоит отметить, что принципы конфуцианства живы и сегодня, что проявляется в создании различных целевых фондов с участием как государства, так и частного капитала. Одной из задач государственной экономической политики является предоставление предпринимателям равных возможностей для развития. 2.3.Влияние конфуцианства на уголовное право (преступление и наказание)Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого пронизывали сферу брачно-семейных и гражданских отношений и пр. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления - моральная норма (ли) или наказание (син).Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек», который выступал носителем пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.Из признания верховенства моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, человек не нарушает закон», стали складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника было закрепленои законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, - за неподтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со «злодейским умыслом» или в драке.В древнем праве проводились различия и между оконченным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, вслучае намерения убить кровного родственника.Преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной идеей наказания легистов.Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не знало) определялось также наставлением Конфуция: «Любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям». В свете этой заповеди освобождались от телесных наказаний дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.В 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения «ли», ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась борьба с легистами и против тяжких наказаний за легкие преступления. Своеобразным напоминаем «сян» в праве последующих столетий стало сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Неизменно особое место занимали государственные преступления - измена императору, бунт и др. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье.Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В 3 в. до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.Кроме того, Конфуций был противником управления государством на основе жестких законов и запретов. Единственный вид запрета и закона, который признавал Конфуций – это религиозно-моральный закон, то есть тот закон, который одинаков во всех религиях и во всех культурах. Известно высказывание Конфуция по поводу такого управления: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».Термин «бао» использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнообщинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боролись китайские правители.Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в 5-4 вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры 5. Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна особая система символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь - ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками.Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление.2.4.Влияние конфуцианства на суд и процессФилософское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом.В течение веков судебной деятельностью в Китае занимались не профессиональные юристы, а администраторы, сдававшие для занятия должности экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами высших чиновников, монарха. Монарх являлся уникальной личностью, посредником между миром людей и сакральной сферой. Он получает благодать свыше и распространяет ее на вверенном ему пространстве, устанавливая, таким образом, порядок и гармонию во всей Поднебесной.Такая модель соответствовала традиционному религиозному мировоззрению задолго до появления Конфуция. В этой модели Конфуция не устраивала полная монополизация власти в пределах одной кровнородственной группы, из которой происходила царствующая фамилия. Конфуций развивает учение о «совершенном муже», который общественные интересы должен ставить выше личных. Совершенствование человека начинается с подавления его «эго». Конфуций провозглашает формулу кэ цзи (преодолевать себя), которая представляет собой первый шаг на пути трансформации обычного человека в «совершенного мужа». Человек, сумевший освободиться от диктата материальных условий существования, имел возможност исключить фактор выгоды из своего поведения: «Совершенный муж осознает свой долг, тогда как низкий человек понимает только свою выгоду».

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi