Творческая деятельность учащихся на уроках основ православной культуры в начальной школе.

  • Страниц:28
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по педагогике
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность. Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.  
    Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих …

    Читать подробнее

    Актуальность. Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.  
    Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих  сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.         Осуществление творческой деятельности на уроках «Основы православной культуры»   помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
    Цель работы – обосновать направления творческой деятельности детей на уроках основ православной культуры.
    Объект исследования – творческая деятельность младшего школьника. Предмет исследования – творческая работа учащихся на уроках основ православной культуры.
    Задачи работы:

  • Введение - 3
    Глава 1.Теоретические основы творческой деятельности в начальной школе - 5
    1.1. Возрастные особенности младшего школьника - 5
    1.2. Творческая деятельность детей в учебном процессе. (виды тв. деят) - 8
    Глава 2.Система развития творческой деятельности на базе учебников по ОПК в начальной школе - 14
    2.1. Особенности содержания курса основ православной культуры в начальной школе - 14
    2.2. Виды творческой деятельности на уроках ОПК - 23
    Заключение - 28
    Список литературы - 29

    Читать подробнее

    Введение - 3
    Глава 1.Теоретические основы творческой деятельности в начальной школе - 5
    1.1. Возрастные особенности младшего школьника - 5
    1.2. Творческая деятельность детей в учебном процессе. (виды тв. деят) - 8
    Глава 2.Система развития творческой деятельности на базе учебников по ОПК в начальной школе - 14
    2.1. Особенности содержания курса основ православной культуры в начальной школе - 14
    2.2. Виды творческой деятельности на уроках ОПК - 23
    Заключение - 28
    Список литературы - 29

  • Абрамов, С.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С.И.Абрамов // Педагогика. – М., 2009. - №8. -25 с.
    Алексеев А.П. Мораль, нравственность // Краткий философский словарь / ред.-сост. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – М.: Издательство Проспект, 2008. С.298-299.
    Аристотель. Большая этика / Аристотель.- М.: Мысль, 1983. С.358-361.
    Влахос Иерофей (митр.). Православная духовность / И. Влахос. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. -136 с.
    Герберт И.-Ф. Избранные педагогические сочинения / И.-Ф. Герберт. - М., 1940. …

    Читать подробнее

    Абрамов, С.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С.И.Абрамов // Педагогика. – М., 2009. - №8. -25 с.
    Алексеев А.П. Мораль, нравственность // Краткий философский словарь / ред.-сост. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – М.: Издательство Проспект, 2008. С.298-299.
    Аристотель. Большая этика / Аристотель.- М.: Мысль, 1983. С.358-361.
    Влахос Иерофей (митр.). Православная духовность / И. Влахос. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. -136 с.
    Герберт И.-Ф. Избранные педагогические сочинения / И.-Ф. Герберт. - М., 1940. С.283.
    Григорий Палама, (свят.). Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С.152-154.
    Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю.Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2008. -237 с.
    ДивногорцеваС.Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – М.: ПСТГУ, 2006. Вып. 3. С. 68-87. С.68-90.
    Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие / С.Ю. Дивногорцева. –М.: ПСТГУ, 2004. -196 с.
    Дмитрий Ростовский (свят.). Алфавит духовный. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. -235 с.
    Дорофеев Виктор (прот.). О духовно-нравственном воспитании. / Виктор Дорофеев. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. М.: ПСТГУ, 2007. Вып. 1. С.107-127
    Зеньковский Василий (прот.). Педагогика. М., 1996. -120 с.
    Кравченко А. П. Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе / А.П.Кравченко // http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00010248_0.html
    . Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. Возрастная педагогика и психология. Учеб.пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий. Издательский дом «Покров», Москва, 2004 -55 с.
    Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым: избранные статьи о воспитании / А.С.Макаренко. – М.: Карапуз, 2009. -288 с.
    Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического     развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-448с.
    Меньшиков, Владимир Михайлович. Как разумно организовать духовно-нравственное воспитание в школе / В.М.Меньшиков. // http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44554.php.
    НикандровН.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 1998. - №4. С.3-8.
    Ожегов С.И. Духовность // Толковый словарь русского языка. / - М.: Оникс, 2008. с.395.
    Парошина Р.А. Духовность и ее развитие в свете синтеза науки, философии и религии: Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века: Сборник научных статей. – Красноярск, 2003, с. 235-251.
    ПетраковаТ.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. - М., 1997. -97 с.
    Петракова Т.И. Цель и объект духовно – нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании / Т.И. Петракова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. М.: ПСТГУ, 2008, №2(9), с.40-57.
    Подласый И.П. Педагогика Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. -256 с.
    Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2003 г. Регистрационный № 4955. Публикация в "Российской газете" 13.08.2003 г., № 160(3274).
    Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский.- М.: МГУ, 1981. с.184.
    Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. / А.Н. Стрижев. -М.: Паломник, 1999. – 573 с.
    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1990: В 6 т. Т. 1. С.165-248.
    Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. Т.4. -518 с.
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
    Феофан Затворник (свят.). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Отчий Дом, 2012. -304 с.
    Чаплин Всеволод (прот.). Нравственность в Церкви вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества / Всеволод Чаплин // http://www.polomniki.ru/2009-07-24-21-01-40/176-2009-08-07-17-35-23
    Dictionary of education, prep.-under the auspices of Phi Delta Kappa, C. V. Good, N. Y., 1945, N. Y.-Toronto-L., 19592; N. Y., 1973 (Пед. словарь). С.95.

  • В этой программе заложены большие способности развития творческих способностей младших подростков. Наиболее эффективной сферой становления творческих возможностей ребят говорят умение, художественная работа. Этому содействуют уроки литературного творчества и отечественного языка, музыки, изобразительного мастерства. Желая, это той предмет, как математика, имеет кроме того немало возможностей для развития творческого потенциала воспитанников, хотя какие-то считают математику «сухой» наукой. Как может показаться математика и творчество - 2 вещи несопоставимые. систему становления креативных …

    Читать подробнее

    В этой программе заложены большие способности развития творческих способностей младших подростков. Наиболее эффективной сферой становления творческих возможностей ребят говорят умение, художественная работа. Этому содействуют уроки литературного творчества и отечественного языка, музыки, изобразительного мастерства. Желая, это той предмет, как математика, имеет кроме того немало возможностей для развития творческого потенциала воспитанников, хотя какие-то считают математику «сухой» наукой. Как может показаться математика и творчество - 2 вещи несопоставимые. систему становления креативных возможностей младших молодых людей вероятно представить в виде схемы. Начальный этап — исследование темы на уроке арифметики. После чего она углублённо изучается на факультативе. И заканчивающий этап — интегрированный урок трудового преподавания. Конечно, все линии анализа в одно и также время устроить нельзя. Это всё происходит поэтапно.Вовлечение младших подростков в творчество сможет посодействовать им раскрыть личные психические качества, сформировывает эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства демонстрировать личные творческие возможности, сохраняет креативность и в преклонном возрасте, а именно это качество совместно с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.Роль школы в развитии творческих возможностей младших подростковВ количество основных задач прогрессивной школы входит развитие творческих возможностей учеников, начиная с младшего возраста. Это достигается способом введения в образовательный процесс инновационных педагогических программ и вовлечения в творчество детей во время внеурочной работы. На данный момент существует большое количество общеобразовательных программ, главными аспектами которых являются собственный подход к ребенку, предоставление ему широких полномочий для самореализации, одобрение всех творческих начинаний.Уроки рисования помогают раскрыть художественные возможности, занятия музыкой и пением позволяют проявиться музыкально талантливым ребятам, на уроках труда подростки знакомятся с декоративно-прикладным искусством.[2, c117]Вспомогательный толчок к развитию творческих возможностей младших подростков выдает посещение ими всевозможных кружков и секций. Самовыражению ребят и улучшению их коммуникативных навыков содействует роль в театральной работы. Опытнейший преподаватель сумеет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в личные силы, может помочь личностному росту. Для достижения данных эффектов применяются всевозможные методологии, хотя основной двигающей силой для становления творческих возможностей младших подростков остается игра. Игровая форма используется во всех видах работы, будь то проведение предметных олимпиад, викторин, декад литературного чтения и т.п. Каждый ребенок предпочитает играть, и преподавателю остается только подтолкнуть данный процесс в необходимое русло, в последующем усложняя творческие формы игровой активности.Глава 2.Система развития творческой деятельности на базе учебников по ОПК в начальной школе2.1. Особенности содержания курса основ православной культуры в начальной школеПредмет "Основы религиозных культур и светской этики" стал неотъемлемым для всех российских четвероклассников с 1 сентября 2012 года.Дискуссии про то, подходяще ли в светской школе вводить неотъемлемый для всех учеников предмет о религии, проводились с начала 2000-х годов. Точку в спорах в начале июля 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал мысль религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах Рф и предложил провести опыт в ряде регионов. Состоявшийся в 21 районе Рф на протяжении 2 лет опыт был признан успешным, и свежий курс введен по всей стране. Преподавание в школах основ религиозных культур и светской этики, как продемонстрировал двухлетний опыт по апробации предметов в ряде регионов Рф, станет не разграничивать, а, напротив, соединять среднее учебное заведение, семью и общество,.Относительно учебников, то в Российской православной церкви уверены: "Использоваться в школах имеют все шансы исключительно учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в подходящих религиозных организациях". Уже прошли апробацию в масштабах опыта по преподаванию основ религиозных культур в ряде отечественных регионов учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства "Просвещение") и новейший учебник издательства "Дрофа", на котором будет стоять церковный гриф.В масштабах ФГОС изначального единого образования курс (модуль) «Основы духовно-нравственной культуры народов Рф. Основы православной культуры» реализует исследование основ православной культуры в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль «Основы православной культуры» обязан опираться кроме того на неотъемлемый минимум содержания главных образовательных программ Федерального составляющая Казенного образовательного стереотипа изначальной средние учебные заведения в масштабах комплексного курса «Базы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (указы Минобрнауки Рф № 69 от 31 января 2012 г. и № 74 от 1 февраля 2012 г.).Согласно отмеченным нормативным документам в издательстве подготовлены модули по «Основам православной культуры»:• О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс,• А.В. Бородина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс.Модули подходят требованиям Федерального муниципального образовательного стандарта и входят в систему учебников «Изначальная инноваторская школа» издательства «Российское слово», включающую помимо прочего учебники по «Основам светской этики» (автор М.Т. Студеникин) и «Основам религиозных культур народов Рф» (авторы А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров), прошедших федеральную экспертизу и включенных в федеральные списки учебников на 2011-12 учебный год. Во всех учебниках линии представлено постоянное изложение содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов Рф» для 4 класса согласно с ФГОС начального общего образования.Сообразно Примерной главной образовательной программе начального общего образования (раздел 5.2.6.) предметное содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного курса в этих учебниках подходит образовательным и воспитательным целям обучения основ религиозных культур и светской этики, и еще интересам и возрастным отличительным чертам обучающихся на ступени исходного совместного образования, отображает главнейшие основы православной культуры, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.Согласно с подтвержденными материалами ФГОС начального единого образования содержание учебников ориентировано на:• знакомство с главными общепризнанными мерками религиозной морали, осознание их ценности в выстраивании плодотворных взаимоотношений в семье и сообществе;• осознание ценности нравственности, веры и религии в жизни жителя нашей планеты и сообщества;• составление начальных представлений о классических религиях, их роли в культуре, истории и наши времена Рф; о исторической роли обычных религий в становлении русской государственности;• образование нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных обыкновениях народов Рф. С учетом программы ОРКСЭ и обязательного минимума содержания по «Основам православной культуры» (приказ Минобрнауки России № 69 от 31 января 2012 г.) содержание учебника предусматривает раскрытие на доступном для учащихся данного возраста уровне всех основных дидактических единиц стандарта (обязательного содержания).В состав УМК к каждому из учебников по «Основам православной культуры» входят программа курса, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение.Учебники по «Основам православной культуры Российской Федерации» включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».Учебники допущены Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Издательским советом Русской Православной Церкви.О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 классВ первых темах учебника характеризуются понятия культуры, религиозной культуры, православной культуры. Отдельный параграф (тема 1) «Россия – наша Родина» посвящен общегражданским основам духовно-нравственного воспитания, закрепленным в Конституции России, воспитанию основ веротерпимости, культуры межрелигиозного и межнационального общения в нашей стране. В последующих темах учебника проводится раскрытие таких дидактических единиц стандарта, как «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции» (темы 3–7 и др.). Большое место в учебнике занимает характеристика нравственной культуры православия с учетом дидактических единиц обязательного содержания «Любовь к ближнему», «Отношение к труду», «Долг и ответственность», «Милосердие и сострадание» (темы 9, 13–16, 29). Выделяется и характеризуется «Золотое правило нравственности» (тема 17). В историческом контексте затрагивается тематика православия в России, его роли в истории и культуре нашей страны. Отдельные темы посвящены рассказам о православном храме и других святынях христиан, о символическом языке православной культуры, христианском искусстве (темы 22, 23), о православном календаре и христианских праздниках (тема 18). В ряде тем учебника рассказывается о нравственной культуре православной семьи и ее ценностях (14–16, 20, 28).Содержание основного учебного текста, а также вопросов и заданий к урокам направлено на формирование знаний учащихся об основных понятиях православной культуры, ее истории в России, особенностях и традициях Православия, основных составляющих Предания Церкви, таких, как Библия, священные сооружения (храмы), праздники и святыни. Задания предполагают выработку умений описывать различные явления православной традиции, культуры, устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей, соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры.Отдельные задания (обычно выделены звездочкой) предполагают выработку умения излагать свое мнение по поводу разных явлений православной культуры в жизни людей и общества, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение (тема 3, задание 4 и др.). Основы православной культуры — официально рекомендованный[1] Министерством образования и науки России учебник по школьному предмету Основы православной культуры, преподаваемому в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».[2] Автор учебника — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии, кандидат философских наук А. В. Кураев. Иллюстратор — О. Иванова. Задача курса по словам одного из авторов учебника Андрея Кураева - привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребёнок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой, научился бы реагировать не только на боль пальчика, но и на боль своей совести, чтобы он научился делать запросы к совести, прося её проанализировать вот то или иное его стремление и ответить - к добру оно или ко злу. В этом смысле задача курса - это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан.Учебник о. Андрея Кураева получил ряд положительных внешних рецензий, включая рекомендации нескольких академиков РАО. В то же время, некоторыми экспертами дана отрицательная оценка учебника В виде ключевого довода против применения учебника в учебном процессе назывался миссионерский, но не культурологический характер подачи материала. В официальной рецензии на начальную рукопись учебника помимо прочего отмечалось, что содержание учебника «имеет не культурологический, а вероучительный характер, что вступает в противоречие с работающим законодательством». Из официальной рецензии на учебник о. Андрея Кураева «Основы православной культуры»: «Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер, что вступает в противоречие с работающим законодательством. Так, подключение великого количества молитв с доскональным разбором, сопровождаемые заданиями по их текстам, нацеливает учителя и учеников на зазубривание наизусть. При всем при этом в тексте почти что нет упоминания о взаимосвязи православной культуры с культурами иных крупных религий. Слова рецензируемой рукописи написаны языком, слишком трудным для восприятия учениками 4-5 классов. Слова перегружены специфичной церковной лексикой, которой не обладает существенное количество преподавателей. Потому представляется проблемной возможность того, что светский преподаватель адекватно донесет до воспитанников содержание используемых определений. Присутствует серьезная опасность, что у учеников станут сформированы искаженные представления о изучаемых понятиях».В последствии приобретенных рецензий текст рукописи учебника значительно правился как автором, так и издательством «Просвещение».Дальше осмотрим этот курс в интерпретации Кураевой. Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры».Учебный курс считается культурологическим и ориентирован на становление у подростков 10-11 лет представлений о моральных идеалах и ценностях, составляющих базу религиозных и светских традиций, на осознание их ценности в жизни современного сообщества. Ключевые культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность».Учебный курс создает исходные условия для освоения обучающимися русской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного обилия и исторического, национально-государственного, духовного единства русской жизни.Учебный курс сформировывает у обучающихся изначальное представление о религиозных культурах и светской этике средством:- ориентации на совокупную педагогическую цель – образование высоконравственного, творческого, сознательного гражданина Рф;- системы взаимосвязей между иными учебными предметами;- знакомство с основами религиозной морали;- составление начальных представлений о религиозной культуре и ее роли в истории и нашего времени Рф;- понимание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.Более распространен именно в данный момент модуль ОПК, созданный знаменитым православным миссионером, протодиаконом А.В. Кураевым. Но продолжают использоваться в виде дополнительной, а часто и главной учебной литературы учебники наиболее ранних поколений. В их числе выделяются для начала пособия А.В. Бородиной и Л.Л. Шевченко.Первые учебники православной культуры Книга А.В. Бородиной[1] — это в сущности первый учебник по православной культуре, получивший в русской школе обширное распространение. Учебник не был формально одобрен Минобрнауки, хотя имел рекомендательный гриф некоего координационного совета данного министерства Московской Патриархии. Скоро в последствии выхода пособие подверглось острой критике как в светской прессе, но и в выступлениях некоторых священнослужителей. Внимание критиков привлекли для начала высказывания автора, которые возможно было объяснять как ксенофобные либо враждебные относительно к конкретным конфессиям. Хотя, наверное, в большей степени учебник привлекал внимание некой воинственной антинаучностью.ФактыНапример, А.В. Бородина отвела много страниц (С. 42—47) под объяснение подлинности Туринской плащаницы, хотя ни Ватикан, ни Московская Патриархия официально не признают ее настоящим погребальным покровом Иисуса Христа. Как о безусловной правде сообщает учебник о явлении во сне завоевателю Тамерлану «лучезарной Девы», Всемирном потопе, Ноевом ковчеге, при всем при этом, не обходясь библейскими словами, привлекает псевдосвидетельства о открытии в наши дни обломков ковчега. Некие же страницы пропагандируют в том числе и не веру, а суеверия: к примеру, утверждение, что с похищением в 1904 г. иконы Казанской Богородицы «верующие связывают поражение Рф в войне с Японией» (С. 219). Ну а верхом абсурда смотрится в изложении А.В. Бородиной история Великой Отечественной войны, коя, как оказалось, была выиграна благодаря ливанскому митрополиту Илии Карами, будто бы рассказавшему Сталину о требовании явившейся к нему в пламенном столпе Богородицы: открыть ради победы храмы и отслужить в Москве и Сталинграде молебны перед Казанской иконой. В последующие издания учебника А.В. Бородина, вероятно, под влиянием критики HYPERLINK "file:///H:\%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%20-13\21%20%D0%98%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-GV-%D1%80%D0%B5%D0%B4.doc" l "_ftn2" o "" [2] внесла отдельные изменения. Исчезли рассказы о «чудесах» в годы Великой Отечественной войны, исправлено «сенсационное» утверждение, будто похищенный в 1904 г. образ Казанской Богородицы «хранится в одном из католических монастырей Португалии». Однако концепция учебника не изменилась. В дальнейшем значительная часть его материалов вошла и в другие учебные пособия А.В. Бородиной.Еще большую известность приобрела линия учебных пособий Л.Л. Шевченко «Православная культура» HYPERLINK "file:///H:\%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%20-13\21%20%D0%98%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-GV-%D1%80%D0%B5%D0%B4.doc" l "_ftn3" o "" [3], выпущенная в виде книг для 1 — 11 классов средней школы, затем неоднократно переиздававшихся стереотипными изданиями HYPERLINK "file:///H:\%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%20-13\21%20%D0%98%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-GV-%D1%80%D0%B5%D0%B4.doc" l "_ftn4" o "" [4].В отличие от учебника А.В. Бородиной, у Л.Л. Шевченко отсутствуют высказывания, которые можно трактовать как выражение нетерпимости к представителям других национальностей и вероисповеданий. Поэтому, возможно, пособие «Православная культура» и не привлекло внимание т.н. «светского общества». Резкой критике «за чрезмерную толерантность» Л.Л. Шевченко подверглась только в националистической прессе и на сайте А.В. Бородиной. Критиков, декларирующих свою православность, не смутило даже то, что на форзаце каждой книги Л.Л. Шевченко стояло благословение патриарха Алексия II.Как и модуль, разработанный А.В. Кураевым, учебник Т.А. Костюковой и др. состоит из тридцати уроков. Авторы умело вводят обучаемого в суть темы. В ходе второго урока ученик получает четкое представление о сущности религиозной культуры и ее составляющих, нравственном законе жизни, рядом понятий (вера, молитва, священные предметы, религиозные практики). В то же время определенные высказывания учебника уже вначале вызывают определенную настороженность. «Наиболее распространенными в мире религиями сегодня являются христианство, ислам, буддизм и иудаизм, — пишут авторы. — Для нашей страны эти религии считаются еще и традиционными» (Костюкова и др. С. 11). Кем считаются? По каким признакам? В чем отличие традиционных религий от нетрадиционных? Ответ не дается.Тем не менее ни один из рассмотренных выше учебников не может считаться чисто культурологическим. Каждый в той или иной степени не столько знакомит детей с религиозными культурными традициями, сколько стремится привить ребенку догматические представления о природе и обществе, свойствах человека, а также о правилах поведения и мышления верующего данной религиозной конфессии.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi