Рыночная экономика:сущность и пути перехода

  • Страниц:34
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по микро-, макроэкономика. Преподаватель оценил работу на 5
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • После длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. Россия начала переход к рыночной модели экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. Существовавшая система уже не могла обеспечить экономический рост страны. В результате совершенных преобразований изменилась не только экономика России, но и политическая, государственная, социальная системы. Уникальность социально-экономической ситуации в России состояла в том, что создание современной рыночной экономики происходило …

    Читать подробнее

    После длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. Россия начала переход к рыночной модели экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. Существовавшая система уже не могла обеспечить экономический рост страны. В результате совершенных преобразований изменилась не только экономика России, но и политическая, государственная, социальная системы. Уникальность социально-экономической ситуации в России состояла в том, что создание современной рыночной экономики происходило в условиях безраздельного 70-летнего господства коммунистической партии, монополизма государственной собственности и директивно-планового метода хозяйствования.
    Рыночное реформирование в России привело к спаду общественного производства, падению жизненного уровня всего населения при резкой социальной дифференциации в доходах, разрушению социальной сферы - образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения.
    Актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, ее условиями развитиями, которые отличают ее от западных и восточных моделей развития экономики.
    Объектом исследования является российская экономика.
    Предметом исследования является формирование рыночных отношений, их изменения и трансформация.

  • Введение………………………………………………………………………… - 3
    1. Сущность рыночной экономики и ее основные характеристики…… - 5
    1.1 Основные понятия рыночной экономики……………………………… - 5
    1.2 Основные принципы функционирования рыночной экономик………. - 9
    2. Пути перехода к рыночной экономике………………………………… - 13
    2.1 Факторы формирования российской модели рыночной экономики - 13
    2.2 Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации……………………………………………………………………… - 15
    2.3 Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития………………………………………………… - 21
    Заключение……………………………………………………………………. - …

    Читать подробнее

    Введение………………………………………………………………………… - 3
    1. Сущность рыночной экономики и ее основные характеристики…… - 5
    1.1 Основные понятия рыночной экономики……………………………… - 5
    1.2 Основные принципы функционирования рыночной экономик………. - 9
    2. Пути перехода к рыночной экономике………………………………… - 13
    2.1 Факторы формирования российской модели рыночной экономики - 13
    2.2 Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации……………………………………………………………………… - 15
    2.3 Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития………………………………………………… - 21
    Заключение……………………………………………………………………. - 28
    Список использованной литературы……………………………………… - 31
    Приложения…………………………………………………………………… - 33

  • Абалкин Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы // Вопросы экономики, 1996, №12.
    Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. - 2004. - № 1.
    Всемирный банк - Макроэкономические факторы послекризисного роста // Вопросы экономики. - 2004. - № 5.
    Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. - 2001. - № 4.
    Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала // Вопросы экономики. - 2001. - № 2.
    Кудров В.М. К научной оценке советской …

    Читать подробнее

    Абалкин Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы // Вопросы экономики, 1996, №12.
    Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. - 2004. - № 1.
    Всемирный банк - Макроэкономические факторы послекризисного роста // Вопросы экономики. - 2004. - № 5.
    Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. - 2001. - № 4.
    Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала // Вопросы экономики. - 2001. - № 2.
    Кудров В.М. К научной оценке советской экономической модели. // Общество и экономика, 1997, №6.
    Ловчинский П.А. Анализ опыта слияний и поглощений в России и странах с переходной экономикой // Финансовый менеджмент. - 2005. - № 1.
    Мартынов А. Структурная трансформация российской экономики. Проблема политических решений. - М., 1999.
    Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики. - 2001. - № 3.
    Панорама приватизации, 1995, №7.
    Переход к рынку. Концепция и программа. - М., 1990. - 194107. Переходная экономика: опыт решения экономических и социальных задач. / Под ред. Е.В. Юферевой. - М., 2000.
    Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. - 2002. - № 10.
    Пути стабилизации экономики России. /Под ред.Г. Клейнера. - М., 1999. - 195125. Путин В.В. Меры переходного характера исчерпаны // Экономика и жизнь 2001, №13.
    Экономика и общество в процессе формирования рыночных отношений/ Под ред. Юферевой Е.В. - М., 2010.
    http://www.economy.gov.ru
    http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23671.html#. URPlPPL7krg
    http://www.consultant.ru
    http://www.garant.ru
    Приложения

  • Роль в общественной жизни всегда принадлежало государству, к примеру, депортация населения на разные территории предшественниками Ивана VI, реформы Петра, манифест Александра II и Николая II, трансформационные мероприятия Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина. [9].В наше время главной проблемой является, отсутствие организованной рыночной системы в государстве. Создание такой системы предполагает, что государство будет опорой рыночной экономики, так же государство должно иметь ряд управляющих мероприятий и реформ. Все это придет к стабильности рыночной экономике в стране.Данный вопрос очень …

    Читать подробнее

    Роль в общественной жизни всегда принадлежало государству, к примеру, депортация населения на разные территории предшественниками Ивана VI, реформы Петра, манифест Александра II и Николая II, трансформационные мероприятия Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина. [9].В наше время главной проблемой является, отсутствие организованной рыночной системы в государстве. Создание такой системы предполагает, что государство будет опорой рыночной экономики, так же государство должно иметь ряд управляющих мероприятий и реформ. Все это придет к стабильности рыночной экономике в стране.Данный вопрос очень актуален в наше время, так как рыночная экономика для нашей страны и общества важна с 1991 года, когда произошел переход к рыночной экономики. Рыночная экономика сейчас в центре большого внимания, так как Россия вступила в ВТО.В современное время в России государство является производителем общественных благ человека, а так же защищает его в правовой и социальной сфере. Главной особенностью общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется на как можно большее количества людей – это и национальная оборона, мосты, защита от природных явлений.Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства, представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления к изменяющимся условиям. Регулирование экономики государство осуществляет с помощью соответствующего законодательства – это и законы о собственности, о сделках, о договорах и обязанностях, о защите потребителей, антимонопольные законы и т.д. Государство отвечает за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции. К примеру, в 2008 году по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева было принято ряд нормативно правовых актов, направленные на поддержку развития малого и среднего предпринимательства. Это поможет создать более благоприятные условия, для применения малым бизнесом специальных налоговых режимов. Законодательно обеспечена финансовая поддержка со стороны государства сельхозтоваропроизводителей, защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведение государственного и муниципального надзора, исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел по вопросам проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи, такие как:формирование правовой среды, обеспечивающие беспрепятственное развитие сферы малого бизнеса.предоставление правовой, судебной и физической защиты, осуществляемые на основе федеральных законов и законов субъектов РФ.финансовое обеспечение со стороны государстваформирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для предпринимателей необходимых услуг и ресурсов.Государственное регулирование развития экономики – это воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются: Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)Общая стратегия государственного регулирования экономики основывается на следующих принципах:При равных условиях, предпочтение следует отдавать рыночным формам организации. Это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнесГосударственное предпринимательство должно не только конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса.Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.Усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов.Государство является собственником почти всех основных средств производства, организует весь процесс расширенного воспроизводства, устанавливает объем и структуру материального производства, капитальных вложений и товарооборота. Поэтому государство проводит перераспределительную политику. Посредством прогрессивного налогообложения оно сокращает очень высокие доходы, за счет этого увеличивает доходы малообеспеченных слоев населения, оказывает помощь престарелым, нетрудоспособным, многодетным, проводит страхование безработных, и т. д. Таким образом, современная рыночная экономика включает в себя государственное регулирование, являющееся противоположностью рынка. Ведь рынок основан на законе стоимости, обмене эквивалентов, государство же изымает налога и оказывает помощь без всякого эквивалента. Поэтому рынок и государственное регулирование - противоположности, которые находятся в реальном единстве.2.2. Формирование российской модели рыночной экономикиВ России существует взаимодействие и разделение ответственности между государством и рыночной структуры, которые постоянно находятся в конфликте друг с другом, тем самым усугубляя кризисные явления в экономике. Существенное влияние на экономические процессы, сложившиеся в предыдущие эпохи монопольных структур, что делает его трудной конкурентной средой, часто практикуется и криминальные формы конкуренции.Вместе с, как правило, неблагоприятный инвестиционный климат в стране, ограничение конкуренции вызывает медленную реструктуризацию экономики. И начало перехода к открытой экономике, выявило недостаточную конкурентоспособность большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвало новый дисбаланс в структуре промышленности – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработке сырья (Металлургия и химическая промышленность). Преодоление неконкурентоспособности Российской экономики займет много времени, возможно, несколько десятилетий.Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и секторах Российской экономики является крайне неравномерным. Таким образом, в денежно-кредитной сфере и торговле Россия стремительно приближается к уровню стран с развитой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве, в основном, сохранились формы организации производства, унаследованные от административно – командной системы.Неравномерным является переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрыми темпами этот процесс происходит в Москве, и Санкт- Петербурге и других крупных городах, где распространены частные предприятия, в то время как в отдаленных регионах и сельской местности это происходит очень медленно .Присущие Российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход из бизнеса «в тень» из-за двух факторов, общих для всех стран с переходной экономикой (конфликты в передел собственности, рост коррупции) и российские особенности.Так же уничтожение старых социальных ценностей, не сопровождается быстрым формированием новой целостной системы. Фактическое проявления аномии (отклоняющихся поведений) в обществе, рост преступности, в том числе экономических. Характеристика российского деспотизма и отсутствие демократических традиций порождает неуважение к закону и недоверие к власти. Немалую роль играет и антагонизм (соперничество, конкуренция, борьба) между государством и бизнес-структурами, ведущие к росту теневой экономики.Формирование рыночной экономики в России находится под влиянием таких факторов, как стремление большей части населения к патернализма государства (большая роль государства в перераспределении доходов населения) и государственной форм присвоения (бесплатное образование, здравоохранение и др.). Это ведет к сохранению важной экономической роли государства в финансировании социальных потребностей рынка и ограничивающие факторы в социальной сфере.Отсюда следует, что на основе сильной регулирующей роли Государства Российской модели рыночной экономики опирается на ряд долгосрочных факторов: преобладание добывающих отраслей; отсутствие конкурентоспособность большинства отраслей обрабатывающей промышленности;неэффективности сельского хозяйства;социальное иждивенчество. Эти факторы, в нынешних условиях подавляющие функцию свободного рынка.Такой переход к рыночной экономике, является шагом вперед по сравнению с административно-командной системой , с течением времени.Совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовой формы, является экономической системой общества. В последние два столетия в мире эксплуатируются следующие системы: -рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм); - современная рыночная экономика (современный капитализм); - административно-командная экономика;- традиционная экономика. Каждая система имеет свои собственные национальные модели экономической организации, уровня экономического развития , социальными и национальными условиями .Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В переходной экономике имеются некоторые особенности, в этот период функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия), и в то же время, интенсивное развитие форм характеристики новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.Ситуация в первой половине 90-х годов Российской модели переходной экономики имеет ряд особенностей: сильный общественный сектор, малый удельный вес малых и средних частных предприятий, постоянное перераспределение собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерное перехода к рыночным отношениям в различных секторах и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственным патернализмом .2.3. Перспективы развития экономики в 2014 годуВ сентябре 2013 г. исполнилось пять лет с начала глобального экономического кризиса. В отличие от большинства стран с развивающимися рынками, сумевших найти успешные модели адаптации к кризисным потрясениям и вернуться к устойчиво высоким темпам роста, Россия не смогла добиться на этом поприще заметных успехов. После короткого периода надежд на оживление роста в 2011-2012 гг., развитие экономики резко замедлилось. К осени 2013 г. масштаб проблем в российской экономике достиг столь угрожающих масштабов, что позволил говорить в лучшем случае о стагнации, а в худшем - о серьезных рисках новой полноценной рецессии. С одной стороны, крайне неблагоприятной оказалась динамика базовых макроэкономических показателей. Наиболее тревожные сигналы поступали из сектора обрабатывающей промышленности. Его замедление началось еще в IV квартале 2012 г. и продолжилось в I квартале 2013 г., а II и III кварталах 2013 г. наблюдался уже заметный спад - на 1,3% и 0,8% соответственно. Грузооборот транспорта в 2013 г. также сократился на 0,4%, в том числе железнодорожного транспорта на 2,6%. Существенно, что в ходе острой фазы кризиса именно падение грузооборота железнодорожного транспорта сыграло роль одного из ключевых аргументов, убедивших правительство в глубине кризисных тенденций и в необходимости проведения экстренной антикризисной политики. Не менее тревожной оказалась ситуация в во внешнем секторе российской экономики. По данным Центрального Банка России, в I-III кварталах 2013 г. экспорт товаров сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., причем произошло это за счет снижения объемов ненефтегазового экспорта на 4,6% при почти неизменном объеме нефтегазового экспорта - рост менее чем на 0,3%. В результате доля сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа в структуре экспорта достигла рекордного уровня 67,3%. Таким образом, тенденция к усилению сырьевой ориентации российского экспорта, характерная для всего периода с начала глобального кризиса, получила в 2013 г. новый импульс. Параллельно с этим чистый вывоз капитала частным сектором в 2013 г. достиг 48,1 млрд. долл., отражая дальнейшее сокращение объема ресурсов, потенциально доступных для инвестиций в российскую экономику. Сочетание указанных внутренних и внешних факторов свидетельствует о том, что модель экономического роста, основанная на использовании доходов от экспорта энергоресурсов для повышения потребительского и инвестиционного спроса, в очередной раз дает сбои. При этом резкое замедление темпов роста поставило перед российским правительством двойной вызов: обеспечить реализацию инициатив, выдвинутых в период надежд на скорейшее преодоление последствий кризиса, и одновременно не допустить сползания экономики в новую рецессию. Не справившись с задачей перевода экономики на рельсы посткризисного развития, российская экономическая политика стала вновь приобретать характер «политики кризисного периода». Такая двойственность вызовов обусловила двойственность реакции, породив трудноразрешимые противоречия между отдельными приоритетами экономической политики. Нигде эти противоречия не проявлялись ярче, чем в бюджетной сфере. Противоречия бюджетной политики Нарастание напряженности в сфере исполнения бюджетных обязательств наблюдалось на протяжении всего 2012 г. и первой половины 2013 г. Главной задачей в этот период было обеспечение выполнения социальной составляющей майских указов Президента РФ. Наибольший удар «майские указы» нанесли по позициям региональных бюджетов, на которые было возложено основное бремя финансирования дополнительных социальных расходов. В результате в 73 субъектах РФ отношение суммарного регионального и муниципального долга к собственным доходам превысило 10%, причем у 58 субъектов оно оказалось выше 20%. Указанные тенденции не только поставили под вопрос выполнение «майских указов», о неудовлетворительной реализации которых неоднократно заявлялось на заседаниях правительства, но и дали основания говорить о формировании в среднесрочном периоде угрозы долгового кризиса российских регионов, вынужденных нести ответственность за финансирование бюджетных расходов, не подкрепленных соответствующими доходами. С лета 2013 г. к острым темам бюджетной политики добавились еще две. Сначала на фоне замедления российской экономики усилилось политическое давление, направленное на использование средств суверенных фондов на цели финансирования крупных инвестиционных проектов. А в конце сентября 2013 г. правительство внесло в Государственную Думу проект бюджета, ставшего одним из самых противоречивых за последние годы. И в том, и в другом случае вопросы экономической целесообразности оказались на вторых ролях, уступив дорогу лоббистскому давлению и приоритетам политического характера. Несмотря на то, что формально необходимость приступить к расходованию средств Фонда национального благосостояния обосновывалась задачей обеспечить преодоление инвестиционного застоя для оживления экономического роста, набор обсуждавшихся проектов - строительство шоссейной и железнодорожной инфраструктуры, судостроение, авиастроение, космос, производство композиционных материалов, был четко ориентирован на приоритеты крупнейших компаний с государственным участием. При этом экономическая целесообразность реализации соответствующих крайне дорогостоящих проектов в условиях ухудшения экономической ситуации и нарастания бюджетных проблем вызывает серьезные сомнения. Во-первых, утвержденные в июне 2013 г. проекты модернизации Транссибирской железной дороги, строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань и Центральной кольцевой автодороги, на которые было запланировано выделить из Фонда национального благосостояния 450 млрд. руб. при суммарном бюджете 1,8 трлн. руб.) смогут дать экономическую отдачу лишь в долгосрочной перспективе - два-три десятилетия. Далеко не очевидно, что решение о начале столь дорогостоящих проектов является своевременным с учетом нарастания напряженности в бюджетной сфере и наличия множества гораздо более насущных задач, от решения которых непосредственно зависит качество жизни людей. Во-вторых, краткосрочный антикризисный эффект соответствующих проектов, выражающийся в росте спроса на российскую рабочую силу, а также материалы и комплектующие российского производства, не следует переоценивать. Как показывает опыт реализации масштабных инфраструктурных проектов подготовки к Саммиту АТЭС 2012 г. и Олимпийским играм в Сочи 2014 г., значительная часть средств, направленных на финансирование крупных проектов, расходуется не по назначению либо идет на оплату импортируемых товаров и услуг. В-третьих, та же практика свидетельствует, что бюджет соответствующих проектов имеет тенденцию разрастаться по мере их исполнения - так, размер затрат на подготовку зимней Олимпиады в Сочи по сравнению с изначальной сметой вырос более чем в 5 раз. Уже на стадии разработки проекта высокоскоростной магистрали Москва-Казань его стоимость увеличилась на 140 млрд. руб. - до 1,068 трлн. руб., из которых 62,7% планируется профинансировать за счет государственных средств, в т.ч. 150 млрд. руб. - из средств Фонда национального благосостояния. С учетом того, что плановый срок окупаемости проекта составляет 40 лет, а с учетом вероятного роста затрат и он может быть увеличен, проблемы в данном случае могут возникнуть не только с обеспечением положительного экономического эффекта, но и с возвратностью средств, выделенных на проект из Фонда национального благосостояния. В отличие от решений по поводу использования средств Фонда национального благосостояния, принимаемых правительством без широкого обсуждения, внесенный им в Государственную Думу проект бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. стал объектом острых дискуссий как в экспертных, так и в политических кругах. С одной стороны, правительство признало необходимость бюджетной экономии. Первоначально запланированный на 2014 г. объем расходов - 13,96 млрд. руб., в номинальном выражении лишь немногим превысил уровень расходов, утвержденный в федеральном бюджете на 2013 г. - 13,39 млрд. руб., что с учетом инфляции означает сокращение расходов в реальном выражении. Большинство статей бюджета попало под 5-процентное сокращение финансирования. С другой стороны, принцип экономии не был распространен на колоссальные инвестиционные расходы, о которых было сказано выше.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi