Проблемы современного общества и человека в романе "Элементарные частицы"

  • Страниц:21
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по литературе
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Моё знакомство с писателем Мишелем Уэльбеком началось со сборника его коротких эссе «Мир как супермаркет». По сути, это- «философия жизни» современного европейца Она поясняет и структурирует последующие романы М.Уэльбека: «Логика супермаркета предусматривает распыление желаний; человек супермаркета органически не может быть человеком.1»
    Современная эпоха — это эпоха глобальных социальных проблем и глобальных процессов в экономике, глобальной войны и глобальной безопасности. 2 Слово « глобализм» стало символом нашей эпохи. Частота использования этого слова: 594 раза на 3 млн. …

    Читать подробнее

    Моё знакомство с писателем Мишелем Уэльбеком началось со сборника его коротких эссе «Мир как супермаркет». По сути, это- «философия жизни» современного европейца Она поясняет и структурирует последующие романы М.Уэльбека: «Логика супермаркета предусматривает распыление желаний; человек супермаркета органически не может быть человеком.1»
    Современная эпоха — это эпоха глобальных социальных проблем и глобальных процессов в экономике, глобальной войны и глобальной безопасности. 2 Слово « глобализм» стало символом нашей эпохи. Частота использования этого слова: 594 раза на 3 млн. слов.
    Экологический кризис, порождаемый вторжением человека в биосферу. Нарастающее истощение природных ресурсов. Стремительный рост численности населения в странах третьего мира и демографический кризис в экономически развитых странах. Попытки расколоть мир по религиозному и этническому признаку. Проблемы человеческой духовности и бездуховности. Стремительное развитие технологий и деградация « компьютерного поколения». Ощущение одиночества и уход от природного начала.
    Развитие массового производства привело к развитию массового общества, общества потребителя, которое порождает «массового» человека, живущего по определенным правилам и законам. По мнению А.Вебера современный человек — это трезвый, деловой человек, который придает чрезмерно большое значение «мелочам жизни» и материальным удовольствиям3.
    ___________________________ 1«Мир как супермаркет»: Ad Marginem; Москва; 2004 ISBN 5-93321-055-2Оригинал: Michel Houellebecq, “Le monde comme supermarche” Перевод: Нина Кулиш2Ковалевич Екатерина Леонидовна.Интернет ресурс. Дата обращеня30.04. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2866-2012-05-27-06-59-49 3Партон Т. А., Чёрный ЮЮ. Человек в потоке истории: введениев социологию культуры Альфреда Вебера. — М.: Наука, 2006

  • Введение
    Глава 1. Французский писатель Мишель Уэльбек.
    1.1. Биография Мишеля Уэльбека.
    1.2. Личность писателя и его творчество для российских читателей
    Глава 2. Проблемы современного общества и человека в романе "Элементарные частицы"
    2.1. Современный роман об обществе.
    2.2. Кризис сорокалетия
    Заключение
    Список использованной литературы



















    Читать подробнее

    Введение
    Глава 1. Французский писатель Мишель Уэльбек.
    1.1. Биография Мишеля Уэльбека.
    1.2. Личность писателя и его творчество для российских читателей
    Глава 2. Проблемы современного общества и человека в романе "Элементарные частицы"
    2.1. Современный роман об обществе.
    2.2. Кризис сорокалетия
    Заключение
    Список использованной литературы



















  • Введение
    Моё знакомство с писателем Мишелем Уэльбеком началось со сборника его коротких эссе «Мир как супермаркет». По сути, это- «философия жизни» современного европейца Она поясняет и структурирует последующие романы М.Уэльбека: «Логика супермаркета предусматривает распыление желаний; человек супермаркета органически не может быть человеком.1»
    Современная эпоха — это эпоха глобальных социальных проблем и глобальных процессов в экономике, глобальной войны и глобальной безопасности. 2 Слово « глобализм» стало символом нашей эпохи. Частота использования этого слова: 594 раза на 3 млн. …

    Читать подробнее

    Введение
    Моё знакомство с писателем Мишелем Уэльбеком началось со сборника его коротких эссе «Мир как супермаркет». По сути, это- «философия жизни» современного европейца Она поясняет и структурирует последующие романы М.Уэльбека: «Логика супермаркета предусматривает распыление желаний; человек супермаркета органически не может быть человеком.1»
    Современная эпоха — это эпоха глобальных социальных проблем и глобальных процессов в экономике, глобальной войны и глобальной безопасности. 2 Слово « глобализм» стало символом нашей эпохи. Частота использования этого слова: 594 раза на 3 млн. слов.
    Экологический кризис, порождаемый вторжением человека в биосферу. Нарастающее истощение природных ресурсов. Стремительный рост численности населения в странах третьего мира и демографический кризис в экономически развитых странах. Попытки расколоть мир по религиозному и этническому признаку. Проблемы человеческой духовности и бездуховности. Стремительное развитие технологий и деградация « компьютерного поколения». Ощущение одиночества и уход от природного начала.
    Развитие массового производства привело к развитию массового общества, общества потребителя, которое порождает «массового» человека, живущего по определенным правилам и законам. По мнению А.Вебера современный человек — это трезвый, деловой человек, который придает чрезмерно большое значение «мелочам жизни» и материальным удовольствиям3.
    ___________________________ 1«Мир как супермаркет»: Ad Marginem; Москва; 2004 ISBN 5-93321-055-2Оригинал: Michel Houellebecq, “Le monde comme supermarche” Перевод: Нина Кулиш2Ковалевич Екатерина Леонидовна.Интернет ресурс. Дата обращеня30.04. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2866-2012-05-27-06-59-49 3Партон Т. А., Чёрный ЮЮ. Человек в потоке истории: введениев социологию культуры Альфреда Вебера. — М.: Наука, 2006
    Общество потребления формирует нового человека — человека, стремящегося получать от жизни только удовольствия, высокомерного слуги собственного эго. Подавляется индивидуальность и формируется «человек массы». Бердяев еще в начале прошлого века говорил об « атомизации общества», о том, что в наше время общество дробится на отдельные элементы, не связанные друг с другом. Философ предупреждал об изоляции в социуме и самоизоляции человека . [ 96—105]3 Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в самом человеке, его мировосприятии, совокупности его ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации. Человечество сможет отойти от края пропасти, только если пересмотрит свои мировоззренческие установки, свои ценности .
    В современном обществе утрата моральных ценностей приводит к тому, что человек теряет основные нравственные основы в жизни. Явственно чувствуется отрыв человечества от истоков, природного начала, изменение ролей занимаемых в обществе. Утрата способности любить как самого сильного созидающего чувства, ответственности, семейных ценностей, веры и как следствие одиночество, психозы, депрессии, самоубийства[ 203]4. Невозможность дать другому человеку того, чего сам недополучил, утрата способности давать жертвовать. Утрата женщиной одного из основных инстинктов — материнского – самая большая опасная тенденция современности.
    Новый вид общества был создан на базе безусловного господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороной культуры над традиционной. Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет, в итоге к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций. _______________________________ 3Бердяев Н. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. – 1989. — № 2.
    4Партон Т. А., Чёрный ЮЮ. Человек в потоке истории: введение в социологию культуры Альфреда Вебера. — М.: Наука, 2006
    Техногенная цивилизация ведет к дегуманизации культуры, возвышению безличных структур над индивидуальным Я, множит отчуждение и бездуховность. Техника кардинально изменяет среду обитания человека, и в новых условиях формируется технократическое мышление с такими характеристиками, как схематизм, стандартность, формализм, искажение игровых элементов, снижение уровня личностной самостоятельности и творческой активности индивида и рефлексии внутреннего мира человека. В потребительской гонке человек рассматривается как средство, объект манипулирования. [454—494]5
    Многие исследователи, философы пытаются предсказать возможный исход человечества, который нас ожидает, если мы не одумаемся. Одним из них в наше время является Мишель Уэльбек , написавший роман «Элементарные частицы», в котором показал современные проблемы общества и современные проблемы человека.
    За роман «Элементарные частицы» французский писатель Мишель Уэльбек в 1998году получил престижную негосударственную премию - Приз Ноября.
    Мишель Уэльбек- один из самых читаемых в мире французских авторов. В своих произведениях он ставит под сомнение достижения западного общества. Главным объектом его критики становится сексуальная свобода, которая на практике оборачивается очередной ловушкой для современного человека. Сегодня роман « Элементарные частицы» крайне актуален и во Франции и в Европе. В романе присутствует описание современного французского общества в целом и человека в этом обществе в частности. Сделано это так, «чтобы читателю стало по-настоящему плохо, мерзко, противно и страшно и во всех отношениях нехорошо».6
    ___________________________
    5Партон Т. А., Чёрный ЮЮ. Человек в потоке истории:
    введение в социологию культуры Альфреда Вебера. — М.: Наука, 2006
    6Ковалевич Екатерина Леонидовна.Интернетресурс.Дата обращеня30.04.2013
    http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2866-2012-05-27-06-59-49
    О чём этот роман? Книга об отсутствии любви. Книга о присутствии страдания и боли. Книга об отсутствии смысла. Книга о присутствии смерти. Приговор современной цивилизации Запада. Приговор современному человеку. Уэльбек сначала шокировал своих соотечественников, затем Европу. Европа увидела себя именно в зеркале романа - и с ужасом себя узнала. Роман оказался подобен сеансу психоанализа. он действительно шокировал своих соотечественников.7 Теперь прочитали роман и в России. На фоне европейского успеха « русское издание» книги прошло очень незаметно. И от этого вдруг облегчение: как далеки мы от Европы с её проблемами.
    На мой взгляд, тема моей курсовой работы очень актуальна и интересна для нашего общества, как предупреждение о цене потребительской гонки.
    Цель дипломной работы: понять « историю болезни» европейского общества, раскрыть пространство души западного человека в романе « Современные частицы», ознакомиться с этапами биографии и творческой деятельности М. Уильбека.
    В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
    1.Рассмотреть формирование массового человека в обществе потребления.
    2. Раскрыть психологическую драму героев романа « Элементарные частицы» и причину их «душевного банкротства».
    3.Выяснить истоки негативного мировосприятия М.Уэльбеком.
    4. Раскрыть причины сильного воздействия этого романа на европейское общество.
    Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
    _____________________________
    7Евгений Ермолин. Частицы боли. Интернет-ресурс :http://magazines.russ.ru/continent/2003/115/erm11.html. Дата обращения09.05.2013
    Глава 1. Биография Мишель Уэльбек
    Все мы родом из детства. Мишель Уэльбек родился 26 февраля 1958 года на острове Реюньон, колония Франции в Индийском океане. Его отец, проводник в горах, его мать, врач-анестезиолог, уделяли ему мало внимания после рождения сестры. Мальчик живёт сначала у родственников в Алжире, затем оказывается во Франции у своей бабушки – коммунистки. Фамилию бабушки, с которой у него устанавливаются близкие отношения, Мишель и принимает позже в качестве литературного псевдонима.
    Шестнадцатилетним подростком Уэльбек становится страстным поклонником американского писателя-фантаста Говарда Лавкрафта, начинает интересоваться литературой и писательским ремеслом.
    В 1976 году будущий сочинитель переезжает в Париж и поступает в Национальный Агрономический Институт, где вскоре открывает студенческий писательский журнал «Karamazov». В этом журнале он публикует свои первые стихотворения и рассказы. В студенческие годы Уэльбек пробует себя кроме того в качестве постановщика любительских короткометражек. В 1978 году он получает диплом «эколога, специалиста по охране и развитию природной среды» и без малого тотчас поступает в кинематографический Национальный Институт имени Луи Люмьера, на операторский факультет, который заканчивает в 1981-м.
    Однако применить свои знания в киноиндустрии Уэльбеку не удалось: он долгое время оставался безработным, что привело его к тяжелейшей депрессии. В конце концов, он вынужден сменить профессию. Работал специалистом по обслуживанию компьютеров, и в этом качестве поступил на службу в большой IT-концерн Unilog, а после этого в Национальную Ассамблею Франции.
    В 1991-92 годах выходят два первых сборника его стихов и эссе о Лавкрафте. Они остаются абсолютно незамеченными ни публикой, ни прессой.
    Первый роман Уэльбека – «Расширение пространства борьбы» – увидел свет в 1994 году. Выход книги не сопровождался никакой рекламной кампанией, большинство рецензентов проигнорировали ее, и все-таки книжка стала предметом бурного обсуждения в молодежной среде и получила внезапный счастливый момент признания у самой широкой читательской аудитории. Впоследствии биографы Уэльбека скажут, что уже в тот миг он оказался «в положении лидера целого писательского поколения: того поколения, которое внимательно рассматривает бытие современного человека, стремясь докопаться до причин его духовной нищеты». Позже дебютный роман Уэльбека был дважды экранизирован – для французского телевидения (в 1999 году) и для датского (в 2002-м)8.
    Следующий роман «Элементарные частицы» выходит в 1998-м уже в крупном и престижном издательстве «Flammarion», и тотчас провоцирует в литературных французских кругах громогласный дебош, досконально освещенный прессой: престижный писательский журнал «Perpendiculaire», с которым Уэльбек активно сотрудничал, исключает его «за аморальность» из числа своих постоянных авторов. Уэльбек отвечает резкой статьей в газете «Le Monde», что привлекает к нему ещё больше публичного внимания.
    Скандал тот самый оказывается не единственным. Против Уэльбека начинается судебный ход по обвинению в оскорблении религиозных чувств приверженцев ислама. Кроме того, автора «Элементарных частиц» критикуют за содержащиеся в романе ожесточенные нападки на популярного и авторитетного французского писателя, литературного критика и издателя Филиппа Соллерса9. События, и все-таки, поворачиваются самым неожиданным образом: Уэльбек удостаивается престижной литературной премии «Prix Novembre. Более того: Филипп Соллерс выступает свидетелем в защиту ________________________________
    8,9Евгений Ермолин - Журнальный зал - Русский журнал
    Интренет ресурсmagazines.russhttp://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2866-2012-05-27-06-59-49.ru/continent/2003/115/erm11.html?
    Журнальный зал Русского Журнала: Континент, 2003 N115
    Евгений Ермолин - Частицы боли.
    Уэльбека в ходе «мусульманского» процесса и практически спасает его от обвинительного вердикта. Все эти события делают Уэльбека сильно популярной «медиатической» фигурой, провоцирует бесконечные дискуссии по его поводу в печати. 10
    В это же время Уэльбек выступает в неожиданном качестве автора рок- текстов: он записывает альбом «Человеческое присутствие» и дает немного концертов при большом стечении публики.
    Одновременно Уэльбек становится жутко популярным эссеистом: авторитетнейшие журналы и альманахи Европы соперничают за право издать его эссе и статьи.
    На пике славы литератор нежданно покидает Францию и поселяется в Ирландии: он выбирает весьма малонаселенную местность в графстве Корк, где перестраивает под жилой обитель сооружение заброшенной почты на берегу океана. С этого времени сочинитель на практике перестает контактировать с прессой, скрупулезно скрывает свои авторские планы.
    Весной 2000 года Мишель Уэльбек выпускает небольшой роман «Лансароте» (Lanzarote) сопровождаемый альбомом его собственных фотографий. Дискуссии кругом творчества Уэльбека снова накаляются, так как критики сразу же объявляют его новую книгу порнографической и пропагандирующей практику тоталитарных религиозных сект.
    Однако вскоре оказывается, что «Лансароте», по существу, только эскиз, пробный «подход» к новому большому роману: он выходит летом 2001 года под названием «Платформа».
    Роман, сюжетом которого оказалась попытка создания эротического чувственного «рая на земле», жестоко и бессмысленно разрушенного
    _______________________________________

  • В конце концов, он вынужден сменить профессию. Работал специалистом по обслуживанию компьютеров, и в этом качестве поступил на службу в большой IT-концерн Unilog, а после этого в Национальную Ассамблею Франции.В 1991-92 годах выходят два первых сборника его стихов и эссе о Лавкрафте. Они остаются абсолютно незамеченными ни публикой, ни прессой.Первый роман Уэльбека – «Расширение пространства борьбы» – увидел свет в 1994 году. Выход книги не сопровождался никакой рекламной кампанией, большинство рецензентов проигнорировали ее, и все-таки книжка стала предметом бурного обсуждения в молодежной …

    Читать подробнее

    В конце концов, он вынужден сменить профессию. Работал специалистом по обслуживанию компьютеров, и в этом качестве поступил на службу в большой IT-концерн Unilog, а после этого в Национальную Ассамблею Франции.В 1991-92 годах выходят два первых сборника его стихов и эссе о Лавкрафте. Они остаются абсолютно незамеченными ни публикой, ни прессой.Первый роман Уэльбека – «Расширение пространства борьбы» – увидел свет в 1994 году. Выход книги не сопровождался никакой рекламной кампанией, большинство рецензентов проигнорировали ее, и все-таки книжка стала предметом бурного обсуждения в молодежной среде и получила внезапный счастливый момент признания у самой широкой читательской аудитории. Впоследствии биографы Уэльбека скажут, что уже в тот миг он оказался «в положении лидера целого писательского поколения: того поколения, которое внимательно рассматривает бытие современного человека, стремясь докопаться до причин его духовной нищеты». Позже дебютный роман Уэльбека был дважды экранизирован – для французского телевидения (в 1999 году) и для датского (в 2002-м)8.Следующий роман «Элементарные частицы» выходит в 1998-м уже в крупном и престижном издательстве «Flammarion», и тотчас провоцирует в литературных французских кругах громогласный дебош, досконально освещенный прессой: престижный писательский журнал «Perpendiculaire», с которым Уэльбек активно сотрудничал, исключает его «за аморальность» из числа своих постоянных авторов. Уэльбек отвечает резкой статьей в газете «Le Monde», что привлекает к нему ещё больше публичного внимания.Скандал тот самый оказывается не единственным. Против Уэльбека начинается судебный ход по обвинению в оскорблении религиозных чувств приверженцев ислама. Кроме того, автора «Элементарных частиц» критикуют за содержащиеся в романе ожесточенные нападки на популярного и авторитетного французского писателя, литературного критика и издателя Филиппа Соллерса9. События, и все-таки, поворачиваются самым неожиданным образом: Уэльбек удостаивается престижной литературной премии «Prix Novembre. Более того: Филипп Соллерс выступает свидетелем в защиту ________________________________8,9Евгений Ермолин - Журнальный зал - Русский журналИнтренет ресурсmagazines.russhttp://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2866-2012-05-27-06-59-49.ru/continent/2003/115/erm11.html? Журнальный зал Русского Журнала: Континент, 2003 N115 Евгений Ермолин - Частицы боли.Уэльбека в ходе «мусульманского» процесса и практически спасает его от обвинительного вердикта. Все эти события делают Уэльбека сильно популярной «медиатической» фигурой, провоцирует бесконечные дискуссии по его поводу в печати. 10 В это же время Уэльбек выступает в неожиданном качестве автора рок- текстов: он записывает альбом «Человеческое присутствие» и дает немного концертов при большом стечении публики.Одновременно Уэльбек становится жутко популярным эссеистом: авторитетнейшие журналы и альманахи Европы соперничают за право издать его эссе и статьи.На пике славы литератор нежданно покидает Францию и поселяется в Ирландии: он выбирает весьма малонаселенную местность в графстве Корк, где перестраивает под жилой обитель сооружение заброшенной почты на берегу океана. С этого времени сочинитель на практике перестает контактировать с прессой, скрупулезно скрывает свои авторские планы.Весной 2000 года Мишель Уэльбек выпускает небольшой роман «Лансароте» (Lanzarote) сопровождаемый альбомом его собственных фотографий. Дискуссии кругом творчества Уэльбека снова накаляются, так как критики сразу же объявляют его новую книгу порнографической и пропагандирующей практику тоталитарных религиозных сект.Однако вскоре оказывается, что «Лансароте», по существу, только эскиз, пробный «подход» к новому большому роману: он выходит летом 2001 года под названием «Платформа».Роман, сюжетом которого оказалась попытка создания эротического чувственного «рая на земле», жестоко и бессмысленно разрушенного _______________________________________10Евгений Ермолин - Журнальный зал - Русский журналИнтренет ресурсmagazines.russ.ru/continent/2003/115/erm11.html? Журнальный зал Русского Журнала: Континент, 2003 N115 Евгений Ермолин - Частицы боли. исламскими террористами-фанатиками, моментально провоцирует бурную дискуссию о границах дозволенного в современной словесности, о противостоянии авторской воли и приличий, пропагандируемых благополучным буржуазным обществом. В адрес Уэльбека звучат обвинения в нетерпимости, разжигании межрелигиозной и межрасовой ненависти.Напряжение достигает апогея и взрывается бурным скандалом, когда автор скандального романа говорит в беседе влиятельному литературному журналу «Lire»: «Ислам – все-таки глупейшая из религий. Стоит инициировать объяснение текста Коран – и вы разваливаетесь, разлагаетесь…»10В результате множество исламских организаций обвиняют Мишеля Уэльбека в «исламофобии», и «анти-мусульманском расизме». Две влиятельных общественных организации – «Движение супротив расизма, за дружбу между народами» и «Французская лига прав человека» - начинают супротив Уэльбека судебный ход. Однако иск был отклонен, так как судьи объявили высказывания писателя «реализацией законной свободы критиковать религиозные доктрины». Свою роль в ходе процесса сыграл тот факт, что слушания по «делу Уэльбека» пришлись как раз на 11 сентября 2001 года и трагические события в Нью-Йорке послужили свидетельством правотыУэльбека.11Последний роман Мишеля Уэльбека «Возможность острова» вышел в свет осенью 2005 года. Вскоре появляются сведения, что издательство «Fayard» (принадлежащее крупнейшей европейской медиа-группе «Lagardere»), сумело перекупить у конкурентов из «Flammarion» права на издание «Возможности острова», выплатив автору беспрецедентный гонорарный аванс в 1 млн. евро (без учета авторского процента с продаж) и гарантировав ему внушительный бюджет на экранизацию книги .Роман «Возможность острова», был выпущен огромным тиражом в 200 000 экземпляров.________________________________10,11 Википедия.Электронный ресурс.ru.wikipedia.org/wiki/Уэльбек Мишель? Дата обращения 30.04.2013г.Издательство сообщило, что ещё до выхода книги были проданы права на ее перевод на 36 различных языков.Один из влиятельных французских критиков отметил: ожидание этой литературной премьеры было настолько велико, что «Уэльбек сумел отодвинуть в тень все шесть сотен книг, которые вышли во Франции в то же время с его романом в дни открытия осеннего литературного сезона». Роман собрал колоссальную численность рецензий и отзывов, приковав к себе внимание журналистов и критиков. В книге "Карта и территория" (La Carte et le Territoire) представляет собой сатиру на французских знаменитостей и самого себя. Одним из персонажей является "дурно пахнущий и одетый писатель-алкоголик" по имени Мишель Уэльбек. Как отмечает газета, выдуманный Уэльбек имеет реальное сходство с самим Уэльбеком. Например, персонаж живет в полуразрушенном доме у реки Шеннон с "худшей лужайкой во всей Ирландии". Настоящий Уэльбек до недавнего времени жил в бывшей гостинице в ирландском графстве Корк. В ноябре 2005 года Мишелю Уэльбеку за «Возможность острова» присуждена престижнейшая литературная премия «Интералье». Таковы этапы жизни и творчества талантливого французского писателя Мишеля Уильбека.Самая престижная литературная награда Франции - Гонкуровская премия за 2010 год - досталась в понедельник писателю Мишелю Уэльбеку за роман "Карта и территория", сообщило жюри премии. Голосование прошло в течение 1 минуты 29 секундКстати, в ответ на громкий отказ Жерара Пардье от французского гражданства, Мишель Уэльбек  заявил о своем возвращении на родину, заявив , что деньги- это не главное.12_____________________________12Интерент-ресурс http://izvestia.ru/news/541708 Дата обращения 18.05.20131.2. Личность Мишеля Уэльбека для русского читателяМотивы «заката Европы» для русского читателя не ново и неинтересно, поскольку симптомы этого «заката» в романах Уэльбека крайне очевидны. Хотелось бы подумать вместе с автором о тех социальных и психологических проблемах, которые в наши дни уже не являются специфически европейскими: об одиночестве человека в современном социуме. Тем более черный пессимизм автора «Элементарных частиц» обретает в России сторонников. Когда во время визита в Москву Мишелю Уэльбеку был задан вопрос о причинах успеха его книг в России, писатель ушел от ответа, обмолвившись, что «интерес оправдан…» Наверное, немало российских читателей увидят в Уэльбеке единомышленника, когда обнаружат в его небольшом романе «Лансароте» такие размышления главного героя: «Как бы там ни было, мы стремительно приближаемся к созданию всемирной федерации под управлением Соединенных Штатов Америки, и с английским языком в качестве государственного. Разумеется, перспектива жить под властью идиотов несколько смущает; но ведь это не в первый раз».13За Мишелем Уэльбеком утвердилась репутация расиста. У современного европейского общества крайне болезненная реакция даже на обсуждение проблемы расизма, что говорит об уязвимости и о страхе перед этим явлением. Мигранты оккупировали всю Европу. Их паразитизм и неуважение к европейской культуре раздражает многих. Один из своих принципов Уэльбек сформулировал так: «Углубляйтесь в темы, о которых люди не хотят слышать».14_______________________________________13Евгений Ермолин - Журнальный зал - Русский журналИнтренет ресурсmagazines.russ.ru/continent/2003/115/erm11.html? Журнальный зал Русского Журнала: Континент, 2003 N115 Евгений Ермолин - Частицы боли.14 Мишель Уэльбек, Бернар-Анри Леви.Враги общества. Издательство: Иностранка.2009Сам он неукоснительно следует этому положению: все, что болезненно воспринимается обществом, немедленно оказывается темой Мишеля Уэльбека. Возможно, расизм - оправданное желание европейца спасти свою вымирающую белую расу явно проскальзывает в его произведениях. Он проповедует отказ от деторождения и сам его опровергает. Трудно принять всё, о чём пишет Уэльбек. Подобно Аристотелю он женоненавистник, дети для него пустой звук. Ему не дорога демократия, он не ценит толерантность, он считает, что «понятие равенства в человеке не заложено». Мишель Уэльбек зло и цинично высмеивает борьбу за «свободу слова» утверждая: если у тебя изначально нет «свободы слова», то никто ее тебе не даст. В России хотя и ценят такое завоевание демократии, как отсутствие цензуры и «свобода слова», но считают неприличным всерьез говорить об этом, как о большом благе, наоборот, мы часто увлеченно разговариваем о цензуре, хотя на самом деле она не нужна никому. И в этом особенность нашего «ментального кода», которому оказываются близки идеи Мишеля Уэльбека с его антидемократичностью. Внутренняя свобода писателя Уэльбека воспринимается нами , русскими, как принципиально главное условие его творчества. Мы малочувствительны к тому, что шокирует европейцев в книгах Уэльбека. И ничто не помешает нам воспринимать утверждения Уэльбека о том, что «мир – замкнутое пространство, кишащее живыми тварями», как своеобразную литературно-философскую позицию, претендующую на оригинальность, а не как вызов «общественному мнению» или политический демарш. 15_________________________________________________15Евгений Ермолин - Журнальный зал - Русский журналИнтренет ресурсmagazines.russ.ru/continent/2003/115/erm11.html? Журнальный зал Русского Журнала: Континент, 2003 N115 Евгений Ермолин - Частицы боли.Глава 2. Проблемы современного общества и человека в романе «Элементарные частицы».Я долго искала объяснение названия романа Уэльбека «Элементарные частицы» и не нашла. Взяв за отправную точку время описываемых в романе событий, я обнаружила , что именно в эти годы физика элементарных частиц сделала величайшее открытие в теории элементарных частиц, которые на долгие годы застопорило все дальнейшие исследования в этой области и поставило человечество на грань катастрофы.Появился новый принцип: « Я существую, и поэтому моё существование говорит мне, какую вселенную из множества решений теории струн я должен выбрать, чтобы понять свой физический мир.»16 Именно об этом, на мой взгляд, роман Мишеля Уэльбекеля « Современные частицы»: о праве выбора собственного мира и ответственности за свой выбор каждого из нас.2.1. Роман Уэльбека о современном обществе1960-е годы, как видно из «Элементарных частиц», явились временем «новой ступени исторического возрастания индивидуализма» в Европе. Символом наступления этого периода стал крах традиционного супружества как «островка первобытного коммунизма в лоне либеральной цивилизации». Семья была последним ненужным препятствием, «стоящим между индивидом и рынком». Эту тенденцию в обществе Запада отмечал еще Василий Розанов, писавший: «семья тяготит человека; дети составляют не радость уже, а бремя». Крах семьи подразумевает сексуальную свободу. Не зря Уэльбек аргументирует свои выводы трагической историей жены Романа Полански, Шарон Тейт, погибшей по сценарию мужа от рук сатанистов.. При царящей в обществе сексуальной свободе один человек живет насыщенной сексуальной жизнью, другой же оказывается постоянно отвергнутым, одиноким.___________________________ 16 Интернет ресурс. Теория струн и кризис в физике элементарных частиц http://www.shestopaloff.ca/kyriako/Russian/Physics/Scientists_about_crisis/Schroer_String_theory_critics.pdfСексуальную свободу следует провозглашать тотчас же после провозглашения экономической свободы, считает Мишель Уэльбек. Если мужчина имеет право заработать неограниченное количество денег, значит он должен иметь право овладеть неограниченным количеством женщин. Такие женоненавистские догмы высказывает в романе писатель. Когда нет ограничений в зарабатывании денег, бессмысленны ограничения сексуального поведения. Когда устанавливается свобода нравов, происходит обострение «сексуальной борьбы», в которой выживает сильнейший, и этот сильнейший занимает главенствующее положение в сексуальной социальной иерархии. В рыночном обществе, при потребительском капитализме каждый человек, живущий сексуальной жизнью, оказывается в роли проститутки, его любовь так или иначе имеет цену и продается на рынке сексуальных отношений, хотя эта сделка у некоторых индивидов может состояться не более одного раза в жизни, потенциально же все мы выставлены на продажу. Эти ветряные мельницы и привели к депрессивному состоянию главных героев романа. «Элементарные частицы» написаны очень просто: это семейный роман, история двух сводных братьев — Мишеля и Бруно. У обоих жёсткие проблемы с сексуальной жизнью. Идея состоит в том, что как существуют богатые и бедные в экономическом смысле, так же они существуют и в сексуальном отношении. Сейчас это расслоение достигло катастрофических пределов: рок-звезды и киноактеры, которые всюду выступают образцами, слишком невыносимы для обычного человека. Аморализм распространяется не только в искусстве. Секс и деньги разделяют людей на победителей и проигравших. Общество абсолютной сексуальной свободы фактически становится обществом абсолютного тоталитаризма.Папа Иоанн Павел II говорил о целых «социальных греховных структурах» современности как коммунистические и либерально-буржуазные системы, которые, по сути, представляют собой концентрацию личных человеческих грехов. «Критическая масса» грехов каждого отдельного члена общества образует «общественную греховность», которая кристаллизуется в виде общественной системы – она такая же, как создавшие люди.В «Элементарных частицах» Мишель Джерзински задается вопросом, «сколько времени западное общество сможет обходиться без какой бы то ни было религии?» В «Элементарных частицах» Деплешен предсказывает неотвратимый крах мировых религий – ислама и христианства. Герои этого философский унылого романа : Мишель Джерзински, его сводный брат Бруно, их мать Жанин и девушка АннабельГлавный герой романа, одинокий ученый Мишель Джерзински, добивается кардинальных изменений в биологии человека как вида, в результате чего приходит новое поколение счастливых и без устали ублажающих друг друга людей и их клонов. Он считает , что «человечество должно исчезнуть, дать жизнь новому роду, бесполому и бессмертному, тем самым преодолев индивидуальность, разобщенность и понятие будущего».[93]18Мишель понимает, что «с такими, как я, обществу не выжить», но вокруг он видит похожих на себя людей, а следовательно – общество обречено. Одной «метафизической мутацией» стало возникновение христианства, другая породила научное знание Средневековья, но «материалистическая метафизика, сначала сокрушив религиозные верования предыдущего столетия, сама была уничтожена новейшими достижениями физики»[96]19 Сделал он это для брата Бруно, который страдал от недостатка секса. История Бруно столь же важна, как и история самого Мишеля, не любившего никого, но решившего проблему тех, кто любит. Также важна, как история Аннабель, у которой не было шансов на счастье, потому что она не была любимой. И история Жанин, матери Мишеля и Бруно, которая ударилась в движение хиппи. ______________________________________18 Мишель Уэльбек «Элементарные частицы»//М.:Иностранка, 2001.19 Мишель Уэльбек «Элементарные частицы»//М.:Иностранка, 2001.Ещё одна страшная и уродливая мысль из лишённого родительской любви детства принесена Уэльбеком на суд читателю в этом романе:«Ребенок – это ловушка, которая захлопывается, враг, которого ты обязан содержать и который тебя переживет». Жестокостью и ненавистью отзывается боль недолюбленного ребёнка Мишеля ( и автора и героя). Джейн в «Элементарных частицах» не желает видеть своих детей, поскольку они напоминают ей, что она принадлежит к старшему поколению. Вообще тема нелюбви к детям проходит через все творчество Уэльбека.В романе большое влияние на жизнь братьев оказала их мать Жанин Секкальди. Освободившись от детей, отправив их бабушкам, всю жизнь она провела в поисках новых истин и новых духовных ценностей, увлекаясь всевозможными современными учениями. Она была одной из первых, кто являлся продуктом своего времени, массового общества.В итоге дети, получившие пример жизни от своих родителей, в свою очередь не смогли создать полноценной семьи, выстроить нормальных, традиционных отношений с противоположным полом, оказались не приспособлены к жизни в человеческом обществе.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi