Особенности поэтики испанского плутовского романа 17 в.

  • Страниц:22
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по литературе
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Формирование стиля художественной литературы напрямую связано с дифференциацией жанров. Каждой жанровой форме свойственны особые приемы художественного воплощения, т. е. в сфере литературно-языковой культуры народа стиль художественного произведения — это то «приспособление», которое отличает язык литературы и специальные языки от языка бытового (В. В. Виноградов).
    Жанр плутовской повести или романа (novela picaresca) активно включает образующие единое целое с тканью художественного произведения элементы языка многочисленных воровских братств (germanias) и прочих деклассированных групп …

    Читать подробнее

    Формирование стиля художественной литературы напрямую связано с дифференциацией жанров. Каждой жанровой форме свойственны особые приемы художественного воплощения, т. е. в сфере литературно-языковой культуры народа стиль художественного произведения — это то «приспособление», которое отличает язык литературы и специальные языки от языка бытового (В. В. Виноградов).
    Жанр плутовской повести или романа (novela picaresca) активно включает образующие единое целое с тканью художественного произведения элементы языка многочисленных воровских братств (germanias) и прочих деклассированных групп общества. Лексический репертуар деклассированных групп (germanes, picaros, rufos, jaques) определяет семантическую одноплановость плутовского романа и является его различительным жанровым признаком.
    Необходимо отметить, что функционирование плутовского жаргона в тексте художественного произведения изучено недостаточно. Исследований, посвященных проблеме проникновения плутовского языка (арго, или хермании) в язык испанской художественной литературы, немного. Плутовской роман – это одна из ранних форм европейского романа (16-18 вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса»). Данное произведение рассказывает о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста, обычно выходца из низов или деклассированного дворянина.
    Плутовской роман, который установился в 19 веке обозначение центрального жанра испанской прозы «золотого века» — «пикарески» (la picaresca: от «пикаро»-picaro: прихлебатель, пройдоха, ловкач одна из ранних форм европейского романа 16-18 вв.).
    Основой плутовского романа послужила анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса» («Жизнь Ласарильо де Тормес»).


  • Введение……………………………………………………………………… - 3
    1. Особенности испанского плутовского романа…………………………… - 4
    Развитие плутовского романа……………………………………………… - 4
    Герой плутовского романа………………………………………………… - 6
    1.3Многоликость героя…………………………………………………………. - 7
    2 Особенности произведений, написанных в жанре «плутовского романа»… - 9
    2.1 Анализ произведений……………………………………………………… - 9
    2.2 Эволюция плутовского испанского романа………………………………. - 17
    Заключение……………………………………………………………………. - 19
    Список использованной литературы…………………………………………. - 22








    Читать подробнее


    Введение……………………………………………………………………… - 3
    1. Особенности испанского плутовского романа…………………………… - 4
    Развитие плутовского романа……………………………………………… - 4
    Герой плутовского романа………………………………………………… - 6
    1.3Многоликость героя…………………………………………………………. - 7
    2 Особенности произведений, написанных в жанре «плутовского романа»… - 9
    2.1 Анализ произведений……………………………………………………… - 9
    2.2 Эволюция плутовского испанского романа………………………………. - 17
    Заключение……………………………………………………………………. - 19
    Список использованной литературы…………………………………………. - 22








  • -

  • [4,c.78]1.3 Многоликость герояОсобая черта произведений Пикаро-это наличие способности постоянно менять свой внутренний мир.В течение всего романа он представляется читателю в разных ролях и образах (например, самая расхожая — «слуга многих господ»). Довольно протеистичен и сам жанр, активно взаимодействующий с различными жанровыми традициями: с житийной литературой (плутовской роман, по мнению Г. Д. Гачева, — своего рода «антижитие»), с исповедью (в истоках пикареска — спародированная исповедь), с проповедью, новеллой, менипповой сатирой, и т. д. [12,c.45]Соответственно, вокруг условного …

    Читать подробнее

    [4,c.78]1.3 Многоликость герояОсобая черта произведений Пикаро-это наличие способности постоянно менять свой внутренний мир.В течение всего романа он представляется читателю в разных ролях и образах (например, самая расхожая — «слуга многих господ»). Довольно протеистичен и сам жанр, активно взаимодействующий с различными жанровыми традициями: с житийной литературой (плутовской роман, по мнению Г. Д. Гачева, — своего рода «антижитие»), с исповедью (в истоках пикареска — спародированная исповедь), с проповедью, новеллой, менипповой сатирой, и т. д. [12,c.45]Соответственно, вокруг условного жанрового «ядра», образуемого классикой жанра — «Ласарильо с Тормеса», «Гусман де Альфараче» (1599-1604) Матео Алемана и «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» («Бусконом»,1604-1609, которая была опубликована 1626) Франсиско де Кеведо располагаются тексты, сдвигающие плутовское повествование к иным жанровым образованиям.Основные черты нарушения жанрового канона «пикарески» можно свести в основном : - повествования от первого лица (например, в романах Кастильо-и-Солорсано, представляющих, заключенные в плутовское обрамление сборники новелл); -использование формы стилизованной, соответственно заведомо вымышленной плутовской автобиографии для развертывания подлинного автобиографического повествования («История жизни и деяния Эстебанильо Гонсалеса», 1643);- к замене героя-пикаро — человека, не просто низкого, но «дурного» происхождения, безнадежно стремящегося выбиться в люди, вынужденного под давлением обстоятельств плутовать и совершать нечестные поступки.Таким персонажем в какой-то степени является и маленький Ласарильо (в отличие от Ласаро-рассказчика), обманывающий своих хозяев, чтобы не умереть с голоду. Герои романа такие как Висенте Эспинеля («Жизнь Маркоса де Обрегон», 1618), Херонимо Алькала Яньеса-и-Риберы «Красноречивый послушник Алонсо, слуга многих господ» (1624-1626).Испанская «пикареска» к середине 17 века завершила свое существование как жанр. Необходимо отметить, что многие жанровые новации и приемы ее авторов в том же веке становятся достоянием иных национальных литературных традиций («Симплициссимус» Гриммельсхаузена) будут унаследованы романистами 18 и последующих веков (Лесажем, Мариво, Прево, Дидро, Дефо, Филдингом, Смоллеттом, Теккереем, Диккенсом, Гоголем и др.).При всем этом сюжетно-композиционная схема плутовского романа, в особенности повествование от первого лица, будет использоваться и в очень далеких от «пикарески» разновидностях романа.2 Особенности произведений, написанных в жанре «плутовского романа» 2.1 Анализ произведенийНачиная с первых произведений, написанных в Испании конца XVI века, жанр неустанно эволюционировал, изменялся, приобретая все новые и новые черты. В первых плутовских романах, например, в знаменитом «Ласарильо с Тормеса», тип главного героя представлен как образ «плута поневоле», лишь в конце повести плутовство становится не только образом его жизни, но и образом мыслей. В более поздние романы черты «плута поневоле» отступают обычно на задний план, герой приобретает черты «плута по призванию», для которого жизнь пикаро – это средство своеобразного самоутверждения и освобождения, хотя бы временного и иллюзорного, от общественных пут (Плавскин, 2005).Первым образцом жанра принято считать испанскую повесть «Ласарильо с Тормеса», которая вышла в свет в Бургосе в 1554 году. В ней описывается служба мальчишки-бедняка у семи господ, за лицемерными масками каждого из которых кроются разнообразные пороки. Довольная широкая популярность «Ласарильо» породила череду испанских произведений в жанре пикарески, самыми яркими из которых являются: «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» Матео Алемана (1599) — это эталон жанра, породивший моду на воспроизведение литературой неприкрашенной действительности; «Хитрая Хустина» доминиканского монаха Андреса Переса де Леона (1605), где ведется описание жизни женщины-пикаро, столько необычное для того времени; «История пройдохи по имени Дон Паблос…» Франсиско де Кеведо (1626); «Маркос из Обрегона» Висенте Эспинеля (1618), а так же «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары (1641). Все эти произведения, написанные на протяжении всего лишь полутора веков, являются примерами классического испанского плутовского романа в период его расцвета.Интересны также примеры испанских плутовских романов, где протагонистом является женщина.[5,c.45] Они появились одновременно с самыми знаменитыми образцами жанра, например: «La P?cara Justina» (1605), авторство которого точно не установлено; «La Ni?a de los embustes, Teresa de Manzanares» (1632) Алонсо де Кастильо Солорсано и «La gardu?a de Sevilla y anzuelo de las bolsas» (1642) этого же автора. Все данные романы объединяет не только наличие женщины-главной героини, но и множество черт, характерных для жанра. По мнению испанского исследователя Хосе Антонио Марабаля, вся культура эпохи барокко, и плутовской роман в частности характеризуются четырьмя основными чертами: 1. действие всегда происходит в городе; 2. произведения рассчитаны на массовую публику; 3. они поддерживают консервативные идеи; 4. также произведения часто написаны по заказу действующей власти и отражают идеологию данного периода в данной стране (Марабаль, 1975).В последнем пункте характеристики Марабаля не все столь однозначно, ибо многие произведения данного жанра содержат в себе жесткую критику действующего строя и социального устройства, например «Ласарильо с Тормеса» или «История пройдохи по имени Дон Паблос…», где авторы во многом оправдывают главных героев, объясняя их неблаговидные поступки тяжелыми жизненными ситуациями и неустроенностью общества в целом.Одновременно с развитием жанра в Испании, появлялись и романы-пикарески на других языках, например в Англии или во Франции, где Шарль Сорель стал автором романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623), которое также является продолжением традиции Ф. Рабле. На русском языке к жанру плутовского романа могут быть отнесены «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» М. Д. Чулкова, «Российский Жилбаз» В. Т. Нарежного, оба этих произведения относятся уже к XVIII веку, когда русские писатели познакомились с европейской литературной традицией. Из произведений допетровского времени к пикарескной традиции примыкает лишь «Повесть о Фроле Скобееве». В русской литературе существует даже пример плутовского романа XIX века - «Иван Выжигин» Ф. В. Булгарина (1829). Роман стал предшественником «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова и других русских романов, ориентированных на традицию плутовского романа.Поздние образцы жанра, за исключением основанного на переработке испанских образцов «Жиль Бласа» француза Лесажа (1715-1735), редко достигают художественных высот классических романов-пикаресок. В XVIII веке пикарескная фабула как средство удержания читательского интереса использовалась в романах самой разной жанровой окраски. В XIX веке плутовской роман постепенно превращается в роман приключенческий.Влияние плутовского романа на последующую литературу было огромным. Сатира данного жанра, присущая ему способность вскрывать общественные пороки привлекали писателей даже в период модернизма. Как опыты иронического переосмысления жанра литературоведами расцениваются «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Признания авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и многие другие произведения мировой литературы XIX и XX вв.Первый плутовской роман на английском языке — «Злополучный скиталец, или Жизнь Джека Уилтона» Томаса Нэша — вышел в свет уже в 1594 году, поэтому английский плутовской роман может считаться самостоятельным жанром наравне с испанским. Его развитие проходило параллельно с испанским и включало в себя элементы, традиционные для английской литературы того времени.В эпоху правления королевы Елизаветы I (1558 — 1603) английская литература достигла наивысшего расцвета и отвечала вкусам всех классов общества, предлагая всевозможные жанры – от классической драмы и поэзии Шекспира до сатирического и обличительного плутовского романа, примером которого и является произведение Томаса Нэша.Пикарескные сюжеты широко использовали английские классики более позднего времени, среди которых особенно выделяется не только Даниэль Дефо с ярким примером плутовского романа о женщине-авантюристке «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс», но и Генри Филдинг с его «Историей Тома Джонса, найдёныша» (1749) — это тщательно построенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха.Прообразом “пикарески” явилась анонимная повесть “Жизнь Ласарильо де Тормес”, сохранившаяся в трех изданиях 1554 года и написанная, по всей вероятности, в начале 1550-х годов. В “Ласарильо” отображен тот стержень, который ляжет в основу жанра. Характерные черты пикарески: 1) Это повествование, ведущееся от лица самого героя. 2) Однако автор пикарески оценивает происходящее, отражает свой взгляд не действительность в романе, несмотря на то, что герой-повествователь, пикаро-действующее лицо имеет право судить об окружающем его обществе и его порядках. Это все и является основой гармонии романа. 3) Сюжет “пикарески” состоит из разнообразных эпизодов-похождений героя, без внятного композиционного рисунка, которые заключены, однако, в жесткую рамочную конструкцию: это – или письмо пикаро, имеющее какого-то адресата, или его речь-исповедь, а еще чаще - проповедь, адресованная определенному слушателю, или же - и то, и другое; таким образом, пишет Пискунова, «композиция “пикарески” основана на парадоксальном сочетании “закрытости” и “открытости”: пикаро ведет рассказ о своей жизни с момента своего рождения и до времени, к которому приурочено повествование, что предполагает возможность его продолжения». 4) Важную роль в плутовских романах играют “прологи”, которые подключают читателя к общению с автором и героем-пикаро. Таким образом, плутовской роман, с одной стороны, монологичен, так как повествование ведется от лица самого плута и действительность судится им, с другой, - диалогичен, так как автор позволяет себе иронию и критику «носителя правды мира», а читатель активно вовлечен в этот диалог. Характерная черта персонажа-пикаро – протеистичность. Он выступает перед читателем в разных образах и обличьях (самая расхожая – “слуга многих господ”); его оценки действительного также не однозначны, так как герой-рассказчик нередко исповедует (или думает, что исповедует) иную нравственность, нежели герой рассказа (часто герой рассказывает о своей прошлой греховной жизни, пережив религиозное просветление). Необходимо отметить что сам жанр также протеистичен, в нем можно заметить активное взаимодействие с самыми разными жанровыми традициями: житийной литературой (плутовской роман, по мнению Г.Гачева, - своего рода “анти-житие”); исповедью (в истоках пикареска – спародированная исповедь); проповедью, новеллой, менипповой сатирой, “селестинеской” и т.д. Поэтому вокруг условного жанрового стержня, считающегося классикой жанра – “Жизнью Ласарильо де Тормес”, “Гусманом де Альфараче” (1 ч. –1599, 2 ч. –1604) Матео Алемана и “Историей жизни пройдохи по имени дон Паблос” или просто “Бусконом” (написана в 1604-1609 гг., опубл. 1626) Франсиско де Кеведо имеют место быть произведения, в той или иной степени сдвигающие плутовское повествование к другим жанрам. Нарушения условного жанрового канона “пикарески” сводятся к трем основным пунктам: 1) К отказу от повествования от первого лица (напр., в “плутовских романах” А.Кастильо де Солорсано, представляющих по сути заключенные в плутовское обрамление сборники новелл). 2) К использованию заведомо вымышленной плутовской автобиографии для рассказа подлинного автобиографического повествования (“История жизни и деяния Эстебанильо Гонсалеса”, 1643). 3) К замене героя-пикаро – человека, не просто низкого, но “дурного” происхождения, бесконечно старающегося пробить себе путь в люди, плутом поневоле, человеком благородного (пускай, и незнатного) происхождения, которому необходимо в данных обстоятельствах поступать низко, дабы добытьсебе кусок хлеба.Таким персонажем в какой-то степени является и маленький Ласарильо (в отличие от Ласаро-рассказчика), обманывающий своих хозяев, чтобы не умереть от голода. Таковы герои романов Висенте Эспинеля (“Жизнь Маркоса де Обрегон”, 1618), Херонимо Алькала Яньеса-и-Риберы “Красноречивый послушник Алонсо, слуга многих господ” (1624-1626). Само слово “пикаро” впервые появляется в романе Матео Алемана, привлекшим внимание и издателей, и читателей к плутовскому роману. Поэтому, а также потому, что у автора “Ласарильо” нашелся только один продолжатель – анонимный автор “Второй части “Жизни Ласарильо де Тормес” (1555), существует мнение, что история жанра начинается именно с “Гусмана де Альфараче” из-за успеха романа Алемана. Его работа практически не переиздавалась на протяжении второй половины XVI столетия и дала начало большому количеству сочинений, посвященных плутам. Первые авторы плутовских романов (Грегорио Гонсалес в «Побирушке Онофре» (1604, опубл. 1973), Франсиско Лопес де Убеда в «Плутовке Хустине», 1605), Кеведо в «Бусконе») пародируют роман Алемана и вступают в полемику с автором, не выходя за пределы «пикарескного» жанра. Светлана Ильинична считает, что «подлинно-содержательный и принципиально-творческий спор с Алеманом ведет Сервантес во второй части «Дон Кихота»». Женщины также являются особыми героинями данного жанра, к примеру романы Лопе де Убеды, А. дель Кастильо Солорсано, «Дочь Селестины или изобретательная Елена», 1612, Алонсо Херонимо де Саласа Барбадильо). Но к середине XVII века история испанской «пикарески» завершается, оставив свое особое значение для литературы, Пискунова отмечает, что «многие жанровые новации и приемы авторов «пикаресок» в том же веке станут достоянием иных национальных литературных традиций («Симплициус Симплициссимус» Г.-Я.К.Гриммельсгаузена) будут унаследованы романистами XVIII и последующих веков (Лесажем, Мариво, Прево, Дидро, Дефо, Филдингом, Смолеттом, Теккереем, Диккенсом, Гоголем и др..

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi