Дон Жуан Мольера (дополнение)

  • Страниц:1
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по литературе
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • На протяжении веков человечество обращается к вечным образам – символическим персонажам, которые олицетворяют извечные жизненные проблемы и поиски. Особенно ярко вечные образы проявляются в период кризисов, значительных перемен. От средневековья до современности наиболее постоянными и популярными остаются символические образы Гамлета, Фауста, Дон Кихота и Дон Жуана – они многократно воссоздаются в живописи, музыке, театральном искусстве, поэзии и прозе. К образу Дон Жуана в разные времена относились неоднозначно. Американский исследователь Лео Вайнштейн с иронией отметил, что за четыре …

    Читать подробнее

    На протяжении веков человечество обращается к вечным образам – символическим персонажам, которые олицетворяют извечные жизненные проблемы и поиски. Особенно ярко вечные образы проявляются в период кризисов, значительных перемен. От средневековья до современности наиболее постоянными и популярными остаются символические образы Гамлета, Фауста, Дон Кихота и Дон Жуана – они многократно воссоздаются в живописи, музыке, театральном искусстве, поэзии и прозе. К образу Дон Жуана в разные времена относились неоднозначно. Американский исследователь Лео Вайнштейн с иронией отметил, что за четыре века существования сюжета в мировой литературе сложилось так много его версий, что сам проныра Лепорелло не мог бы составить их полного реестра . Началом жизни литературного Дон Жуана (вариации имени — Дон Гуан, Дон Хуан, Дон Джованни,) по традиции считают драму, написанную монахом ордена Милосердия Габриэлем Тельесом, который более известен, как Тирсо де Молина. В 1630 году его драма «Севильский озорник» вошла в составе сборника «Двенадцать новых комедий Лопе да Вега Карпио и других авторов», хотя могла быть знакома зрителю и раньше. После «Севильского озорника» возник ряд произведений, которые были классифицированы по национальному признаку: итальянские, немецкие, испанские, французские, русские, по времени возникновения – средневековые, XVIII века, ХIX и ХХ веков, по оценке поведения главного героя - обличение, оправдание, сострадание, романтизация образа. Герой, разумеется, носил гордое имя: Дон Жуан. В разное время о нем написали: в Англии – Д.Г. Байрон (поэма «Дон Жуан», 1817–1824), Дж. Б. Шоу («Человек и сверхчеловек: философская комедия», 1903); в Германии – Э.Т.А. Гофман (новелла «Дон Жуан», 1812), К.Д. Граббе (драма «Дон Жуан и Фауст», 1829), Б. Брехт (драма «Дон Жуан», 1954); в Испании – Тирсо де Молина (комедия «Севильский озорник, или Каменный гость», 1630); в Италии – Карло Гольдони (драма «Дон Джованни Тенорио, или Распутник», 1736); в России – А.С. Пушкин (трагедия «Каменный гость», 1830), А.К. Толстой (драматическая поэма «Дон Жуан», 1862), А.А. Блок (стихотворение «Шаги командора», 1910–1912), Н.С. Гумилев (одноактная драма «Дон Жуан в Египте», 1902), М.И. Цветаева (поэтический цикл «Дон Жуан», 1917), Леся Украинка (драма «Каменный властелин», 1912); во Франции – Ж.-Б. Мольер (комедия «Дон Жуан, или Каменный гость», 1665), Т. Корнель (комедия «Дон Жуан», 1677), О. де Бальзак (новелла «Эликсир долголетия», 1830), А. Мюссе (поэма «Намуна», 1832), П. Мериме (новелла «Души чистилища», 1834), А. Дюма-отец (драма «Дон Жуан де Марана», 1836), Ж. Ануй (драма «Орнифль», 1955); в Чехии о Дон Жуане писал Карел Чапек (рассказ «Исповедь Дон Хуана», 1932), в Швейцарии – Макс Фриш (комедия «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», 1953). В 1997 году было отмечено больше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем. В России «жуаниана» представлена многими интересными работами, среди которых можно назвать историко-литературный этюд Е. Брауна «Литературная история типа Дон Жуана» , «Легенда о Дон Жуане» А. Веселовского,  «Тип Дон Жуана в мировой литературе» К. Бальмонта , «История образа Дон-Жуана» И. М. Нусинова , «Апология Дон Жуана» И. Е. Бабанова , «Дон Жуан, и несть ему конца» М. Жажояна.
    Актуальность данной работы обусловлена тем, что Дон Жуан – вечный образ, в котором всегда можно найти что-то новое. Поскольку к этому образу обращались и продолжают обращаться самые разные люди – писатели, поэты, композиторы, режиссеры, интересно ознакомиться с их достижениями, провести параллели, если это возможно.
    Объектом исследования данной работы является пьеса Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость».
    Предмет исследования: образ Дон Жуана в разные времена у разных авторов.
    Цель данной работы: выявить отличия образа Дон Жуана в пьесе Мольера от других образов, которые считаются каноническими. Также – раскрыть образ Дон Жуана в интерпретации романтиков.


  • Введение2- - 3
    1.Прототипы Дон Жуана - 4
    1.1 Дон Жуан как раскаявшийся грешник - 5
    1.2 Дон Жуан как идеалист - 6
    2.Мольер и его Дон Жуан7- - 15
    2.1Дон Жуан Мериме15- - 17
    2.2Дон Жуан в интерпретации романтиков18- - 28
    2.3Образ слуги в комедиях - 29
    Заключение - 30
    Список литературы31- - 33

    Читать подробнее


    Введение2- - 3
    1.Прототипы Дон Жуана - 4
    1.1 Дон Жуан как раскаявшийся грешник - 5
    1.2 Дон Жуан как идеалист - 6
    2.Мольер и его Дон Жуан7- - 15
    2.1Дон Жуан Мериме15- - 17
    2.2Дон Жуан в интерпретации романтиков18- - 28
    2.3Образ слуги в комедиях - 29
    Заключение - 30
    Список литературы31- - 33

  • Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд. – М.: Вече, 2003.
    Ломов В.М. Сто великих романов. – М.: Вече, 2010.
    Пушкин А. С. Каменный гость // Пушкин А. С. Полн. собр. соч: В 10-ти т. — Т. 5. — М., 1957. — С. 381.
    Faguet Е.En lisant Moliere. Paris, 1914. P. 123.
    Мольер Ж. Б.Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. I.
    Лансон Г.История французской литературы: В 2 т. М., 1896. Т. I. С. 655.
    Гликман И. Д.Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л., 1966. С. 16.
    Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2.М., ГИХЛ, 1957.
    История всемирной литературы. Т. 4. С. 146.
    Бабанов И. Е. Апология Дон …

    Читать подробнее

    Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд. – М.: Вече, 2003.
    Ломов В.М. Сто великих романов. – М.: Вече, 2010.
    Пушкин А. С. Каменный гость // Пушкин А. С. Полн. собр. соч: В 10-ти т. — Т. 5. — М., 1957. — С. 381.
    Faguet Е.En lisant Moliere. Paris, 1914. P. 123.
    Мольер Ж. Б.Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. I.
    Лансон Г.История французской литературы: В 2 т. М., 1896. Т. I. С. 655.
    Гликман И. Д.Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л., 1966. С. 16.
    Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2.М., ГИХЛ, 1957.
    История всемирной литературы. Т. 4. С. 146.
    Бабанов И. Е. Апология Дон Жуана… — С. 175.
    Гайденко П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. — М., 1970. — С. 184.
    Байрон, Дж. Г. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1. / Дж.-Г. Байрон // М.: Правда, 1981. - 608 с.
    Гофман, Э.Т.А. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. Фантазии в манере Калло / Э.Т.А. Гофман // М.: Худож. лит., 1991. - 494 с.
    Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский // СПб.: Азбука-классика, 2011. - 512 с.
    Дубашинский, И.А. Поэма Байрона «Дон-Жуан»: [ Учеб. пособие для филолог. фак. пед. ин-тов] / И.А. Дубашинский // М.: Высшая школа, 1976. - 112 с.
    Дьяконова, Н.Я. Байрон в годы изгнания / Н.Я. Дьяконова // М: Правда, 1974. - 192 с.
    Дьяконова, Н.Я. Лирическая поэзия Байрона / Н.Я. Дьяконова // М: Правда, 1978. - 166 с.
    Елистратова, А.А. Байрон / А.А. Елистратова // М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956. - 264 с.
    В мире Э. Т. А. Гофмана: [сб. ст.] / гл. ред. В. Н. Грешных. - Калининград: Гофман-центр, 1994. - 222 с.
    Гордеенок, Т. М. Грани романтического сознания: роль демонических сил в судьбе человека: (Новалис, Л. Тик, Г. фон Клейст, А. фон Шамиссо, Э. Т. А. Гофман) / Т. М. Гордеенок // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. A, Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 140-145.
    Э. Т. А. Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы : пер. с нем. / сост., авт. предисл., послесл. и вступ. текстов к разделам К. Гюнцель. - М.: Радуга, 1987. - 462 с.
    Карельский, А. В. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур: главы из книги / А. В. Карельский ; публ. и вступ. А. Ботниковой, О. Вайнштейн // Иностранная литература. - 2006. - № 6. - С. 173-206.
    Козлова, Г. А. Гофман и зародноевропейская философия / Г. А. Козлова // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 1. - С. 85-89.
    Моруа, А. Литературные портреты. Байрон / А. Моруа // М.: Терра - Книжный клуб, 1998. - 397 с.
    Ромм, А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон / А.С. Ромм // М.; Л.: Искусство, 1961. - 139 с.
    Сафрански, Рюдигер. Гофман / Рюдигер Сафрански ; [пер. с нем., вступ. ст. В. Д. Балакина]. - М. : Мол. гвардия. 2005. - 384 с.
    Сергеева, И. Буйство таланта / И. Сергеева // Чудеса и приключения. - 2008. - № 7. - С. 64.
    Сурков, А. А. Краткая Литературная Энциклопедия / под ред. А. А. Суркова. - М.: Советская энциклопедия, 1972 - . Т. 7. - 1972. - 457 с.
    Фридштейн, Ю. Г. Издательские планы. Взгляд из России: Мериме, Гофман и Петрарка / Ю. Г. Фридштейн ; беседу провела С. Силакова // Иностранная литература. - 2006. - № 7. - С. 249-253.
    Художественный мир Э. Т. А. Гофмана: [сб. ст.] / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры; [редкол.: И. Ф. Бэлза и др.]. - М.: Наука, 1982. - 295 с.
    Дополнтительно:
    1.Браун Е. Г. Литературная история типа Дон Жуана: Историко-литературный этюд. — СПб., 1889.
    2.Бальмонт К. Тип Дон Жуана в мировой литературе // Мир искусства. — 1903. — № 5/6; Бальмонт К. Горные вершины. Искусство и литература: Сб. статей. — М., 1904.
     3.Веселовский А. Легенда о Дон Жуане // Северный вестник. — 1887. — № 1.
    4.Жажоян М. Дон Жуан, и несть ему конца // Русская Мысль (Париж). — 1997. — 13–19 февраля. — С. 13.
    5. Нусинов И. М. История образа Дон Жуана // Нусинов И. М. История литературного героя. — М., 1958. — С. 325–441.

  • 175. Объективность этого суждения подчеркнута авторитетным мнением С. Киркегора, данным в изложении его исследователя - «идея, оформленная в искусстве образом Дон Жуана, — одна из начальных и главных идей в развитии культуры современного человека». 11, с.184. В отличие от классического канона, Дон Жуан Мольера избегает справедивой кары за свои деяния, он не является расскаявшимся грешником, трагическим героем или тем, кто ищет Прекрасную Даму для сердца и служения. Он не стремиться к созданию лучшего мира вокруг себя, но просто прожигает жизнь, отражая пороки знатных современников Мольера. …

    Читать подробнее

    175. Объективность этого суждения подчеркнута авторитетным мнением С. Киркегора, данным в изложении его исследователя - «идея, оформленная в искусстве образом Дон Жуана, — одна из начальных и главных идей в развитии культуры современного человека». 11, с.184. В отличие от классического канона, Дон Жуан Мольера избегает справедивой кары за свои деяния, он не является расскаявшимся грешником, трагическим героем или тем, кто ищет Прекрасную Даму для сердца и служения. Он не стремиться к созданию лучшего мира вокруг себя, но просто прожигает жизнь, отражая пороки знатных современников Мольера. Таким образом, изображая своего героя, драматург опирается на безотказный творческий принцип зеркала, благодаря чему его пьесы особенно реалистичны. 2.1 Дон Жуан МеримеПроспер Мериме, в отличие от Тирсо де Молины, Мольера, Пушкина, ориентируется не на легенду о доне Хуане де Тенорио, а на историю графа де Маньяра. В новелле отсутствует традиционный спутник Дон Жуана: его слуга Сганарель (или Лепорелло), как, впрочем, и фигура командора. Создавая образ своего героя, Мериме соединяет взаимоисключающие повествовательные манеры: одна - пародийная, псевдосерьезная, в духе клерикального морализма, другая - скептическая, ироничная, подвергающая вольнодумному осмеянию средневековые суеверия, лицемерное благочестие и лиживую святость. Предметом пародийной стилизации для Мериме является весь ряд известных художественных шаблонов, в том числе - романтической литературы. У Мериме раскрывается  авантюрная фабула в духе плутовского или рыцарского романа, и сны, и видения призраков, и традиционные сюжетные схемы житий святых. В душе героя с детства противоборствуют две противоположные силы: благочестие и воинская доблесть: «Мать с помощью ласк и лакомств склоняла его к перебиранию четок, заучиванию литаний и всех как обязательных, так и дополнительных молитв»; отец, напротив, «рассказывал ему о восстании морисков и убеждал его упражняться целыми днями в метании копья, стрельбе из арбалета или даже аркебузы». Отправляя сына в Саламанкский университет, мать вручила ему множество четок, ладанок, образков, а отец - шпагу, завещая хранить честь рода - типичные мотивы отъезда героя из отчего дома и отцовского наставления. В университете у Дон Жуана возникает демон-искуситель вроде Мефистофеля - дон Гарсия Наварро, отец которого вроде бы посвятил сына сатане, ибо тот не исцелялся от прикладывания католических реликвий. В церкви друзья затевают любовное приключение, знакомясь с сестрами доньей Фаустой и доньей Тересой, распевают серенады под их балконом. В поединке герой убивает соперника, дона Кристобаля. Дон Жуану грозит заключение, так как на месте боя осталась улика - шпага с фамильным гербом. Тереса спасает его, принеся ему шпагу. Первое убийство создает герою определенную репутацию и славу в глазах студентов Саламанкского университета. Забросив учебу, он предается разгулу. Тереса ему надоедает, и он с доном Гарсией разыгрывают сестер-любовниц за партией в ломбер: «Моя ставка - донья Фауста, а вы поставьте на карту Тересу». Дон Жуан надевает плащ дона Гарсии и отправляется на встречу с его любовницей вместо него, передав записку дона Гарсии, где тот велит ей «отдаться в распоряжение предъявителя записки». Донья Фауста в гневе зовет на помощь, старик отец дон Алонсо стреляет из аркебузы в Дон Жуана и случайно попадает в дочь. Убегая, герой убивает отца Фаусты и Тересы (либо – Хересы). Порочная репутация героя, на первый взгляд, вызвана роковым стечением обстоятельств и средой, однако тщеславие и любовное предательство - подлинные причины событий. Герой и дон Гарсия бегут от суда на войну, во Фландрию. Сын дона Алонсо, желая отомстить за отца и сестру, стреляет в Дон Жуана, однако, промахнувшись, убивает дона Гарсию. Смерть последнего не сдерживает порочных страстей героя, он развращает молодежь, становясь после смерти отца и матери наследником богатств и родового имения. Дон Жуан даже составляет «список всех соблазненных им женщин и обманутых мужчин». По его словам, все сословия, начиная с папы, король, герцоги, маркизы, вплоть до ремесленников, «уплатили ему подати». О нем говорят, что в списке обманутых им мужей недостает только Бога. Дон Жуан решает соблазнить самую благочестивую монахиню - сестру Агату, ею оказывается ушедшая в монастырь осиротевшая Тереса. От этого проступка его удерживает видение: похороннаяпроцессия направляется в церковь отпевать умершего. Герой, подобно отрекшемуся Петру, трижды спрашивает у монахов, кого хоронят, и трижды получает ответ: «Графа дона Жуана де Маранья». Окровавленные призраки жертв Дон Жуана сбрасывают крышку гроба, чтобы забрать его тело и душу. После этого видения герой раздает свои богатства, строит госпиталь и часовню, постригается в монахи, становясь образцом благочестия. Мериме мистифицирует читателя: на первый взгляд история поучительно-религиозна и должна продемонстрировать победу божественного провидения над греховной природой человека. Конфликт между богобоязнью и богохульством, аскетизмом и гедонизмом, казалось бы, благополучно разрешен в пользу праведности. Однако смысл образа из религиозной переводится Мериме в этическую сферу: в Дон Жуане, согласно трактовке Мериме, нет ничего выдающегося, на безнравственные поступки и преступления его приводит тщеславие, которому он продолжает служить и в рясе монаха. Как не без иронии замечает автор, «теперь он являлся примером для благочестивой общины, как некогда был примером для своих распутных сверстников». Подлинным нравственным судьей героя становится не Бог, а его возлюбленная Тереса. Жуан не выдерживает испытания истинной любовной страстью -репутация сердцееда - очередная иллюзия.Тереса вынуждена выслушать неискреннюю проповедь монаха-доминиканца, когда он «попытался изобразить ей раскаяние и поздравить ее со спасением от ужасного несчастья, которое постигло бы их обоих, если бы их план не был пресечен явным вмешательством провидения», восклицает в отчаянии: «Он никогда меня не любил!» - сваливается в горячке и умирает. Таким образом, Мериме отрицает притворную святость, предпочитая искреннюю человеческую страсть. Дон Педро де Охеда, брат Фаусты и Тересы, вынуждает Дон Жуана драться на дуэли. Ставший братом Амбросио, герой на коленях молит снять с него проклятие. Но когда дон Педро дает ему пощечину, в нем пробуждается «гордость и пылкость юности», и Дон Жуан убивает обидчика. В гневном поступке героя, по Мериме, больше настоящей жизни, чем в лицемерном ханжестве настоятеля монастыря, иронически названного «рассудительным», который скрывает грех:«Какую тень бросит на монастырь это происшествие, если получит огласку». Настоятель налагает на героя епитимью«каждое утро являться к монастырскому повару, чтобы получить от него пощечину. Приняв ее, он затем подставляет вторую щеку, благодаря повара за такое унижение». Чувство дворянской чести заглушается показным смирением -  обратной  стороной гордыни. В интерпретации романтиков Дон Жуан предстает другим. Каким именно – далее.2. 2 Дон Жуан в интерпретации романтиковРомантизм - метод отражения действительности, который формировался с конца XVIII века и охватил многие явления культуры и искусства девятнадцатого столетия. Это литераурное течение обладало национальными особенностями в каждой из европейских стран: в Германии получило теоретическое обоснование, сформировалось в 1795-1799 гг. и было связано с философствованием и магически-синтетическим видением мира. В Англии романтизм появился раньше, чем в других странах, пройдя стадию предромантизма XVIII в. через увлечение фольклором, возрождение творчества Шекспира и появление готического романа, стремился к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы. Вместе с тем, при всех национальных отличиях романтизм основывался на субъективном идеализме, когда основой оценки мира выступают субъективные факторы. Выдающимися представителями этого течения стали Джордж Гордон Байрон - новатор, крупнейший поэт романтизма. который разработал ярчайшие темы и образы романтической литературы. А также - Эрнст Теодор Амадей Гофман - немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. В своем творчестве он реализовал мечту ранних романтиков о синтезе искусств.Образ Дон-Жуана возник на грани эпохи Ренессанса, что было вызвано гуманистическим протестом против церковных правил о греховности земного бытия. Поэтому Дон-Жуан представляется вольнодумцем, бунтарем, идущим против средневековой аскетической морали, что обусловило тот факт, что этот образ стал предметом множества истолкований разных эпох и литератур. В зависимости от времени и доминирующих настроений, литературных течений, образ Дон-Жуана менялся, открывая различия между традиционным объяснением образа и его новой интерпретацией. Таким образом, романтическая интерпретация образа Дон-Жуана стала отражением исторической действительности, раскрывая изменения традиционного образа романтическую действительность. Как уже было отмечено выше, образ знаменитого обольстителя возник не только как художественное обобщение – у него были прототипы. Вероятно, связь легенд с определенными лицами была призвана подчеркнуть, имело целью подчеркнуть, что это - не выдумка, а быль. Это придавало истории назидательный характер, фактичность увеличивала жизненную значимость. В пьесе Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) Дон Хуан гибнет, автор осуждает его аморальность, но вносит новшества в характеристику соблазнителя: де Молина наделяет героя драмы не только внешним обаянием, но и мужеством, жизнелюбием, которые резко контрастируют со средой, в которой происходит действие. Мольер в своей пьесе «Дон-Жуан, или Каменный гость» (1665) акцентирует внимание на цинизме и лицемерии аристократа, условно снимая многозначительную противоречивость характера, которая была у героя Тирсо де Молины. И все же, нельзя утверждать, что французский драматург в полемике с Тирсо де Молиной отрицает первоисточник - испанскуюй легенду: в комедии Мольера критика аристократии осуществлена с моральных позиций третьего сословия. При всех существующих социально-исторических, национальных отличиях трех известнейших типов, они объединены общим содеражанием - и Дон Хуан из испанской легенды, и дон Хуан из драмы Тирсо де Молины, и мольеровский Дон Жуан обладают незаурядным интеллектом, своего рода дворянский индивидуализм соединен в них с внешней привлекательностью, даже неотразимостью, с целенаправленной решимостью. Всем этим трем литературным героям не присущи сомнения, любыми средствами они добиваются расположения, любви, самопожертвования прекрасных женщин.Поэтому в поэме Байрона герой унаследовал от своих литературных прототипов одно важное свойство - всепобеждающее обаяние внешности. Все остальное английский поэт проигнорировал и сделал это с полным основанием: в XIX веке дворянину была уже не свойственна сметающая все преграды энергия его средневекового тезки и предка [15, c. 35]. Произведение Байрона интересно тем, что он изображает своего современника: делая вид, что он хорошо знаком с родителями Дон-Жуана, автор претендует на роль миротворца в разбивающейся семье и при этом упоминает, как пострадал от Дон-Жуана, когда «случайно среди бела дня» юноша «ведро помоев вылил» на него, будто бы, придя для улаживания конфликта. Примечательно, что в меру порядочный, в меру воспитанный, в меру храбрый, в меру расчетливый, в меру заинтересованный чем-то и кем-то, и в меру безучастный ко всему ДонЖуан – герой обыденного времени, не героического. Подобному времени, по мнению Байрона, не свойственны революционные личности - если судить по событиям поэмы, в ней отражена дореволюционная эпоха и выражен дух послереволюционного времени, когда все подавлялось реакцией. Дон Жуан Байрона – образ нового времени, которое формируется само собой, поэтому герою поэмы уже не нужны великие усилия для достижения цели, если она была, так как Дон Жуан, выступает в поэме Байрона как нечто от объединнения разнородных сил и тенденций - социальных, нравственных, духовных. И, если ранее он перемещался из Испании во Францию (в комедии Мольера) и Германию (в новелле Гофмана), то почему бы ему не быть общеевропейским, вненациональным воплощением чего-то среднего, возникшего в эпоху торжества новой аристократии?.. Интересно, что в испании Дон-Жуан - испанец, в России - русский («Жуан мой стал российским дворянином»), в Англии - англичанин. Но по сути в нем почти нет ничего истинно национального. И в этом смысле он - полная противоположность самому Байрону, который страдал оттого, что страдала Италия, оттого, что Греция была порабощена, оттого, что во Франции были воскрешены мертвецы-Бурбоны, но всегда оставался англичанином, английским национальным поэтом [ PAGEREF _Ref387758224 h 25, c.56].Контакты Дон Жуана с той средой, в которой он находится, почти всегда неожиданны, поэтому внезапность действия заменяет внутреннюю динамику. Схема событий чем-то напоминает ту, что намечена в «Паломничестве Чайльд-Гарольда»: герой вынужден порвать со своей средой и пуститься странствовать. Но тут же присутсвует и различие: Гарольд разрывает со светским обществом по идейным соображениям, а Дон Жуан спасается от вероятной расправы.Собственно, конфликта в поэме, как такового не возникает: имеет место вполне обыденная и далеко не романтичная измена донны Юлии, ее увлечение и сближение с ДонЖуаном [1 PAGEREF _Ref387758571 h 2, c.114-128]. Так выявляется принципиальное отличие новейшего Дон Жуана - юноши, оказавшегося соблазненным, от средневекового соблазнителя, здесь он не имеет влияния на течение жизни. Большое внимание автор уделяет педагогическим воздействиям на молодого героя, которого заставляли учиться. Байрон наблюдает за действиями Дон Жуана с насмешливым любопытством, для него Дон-Жуан - не носитель зла, но и не герой. Если в нем инстинкт самосохранения (осмотрительность) уравновешивается тем, что юноша смотрит в глаза опасности (готовность постоять за себя при любом соотношении сил), то все равно последнее слово остается за автором. Байрон и сочувствует Дон Жуану, и одновременно иронизирует над ним. Очень важен этот штрих в картине обнаружения ДонЖуана в спальне Юлии и стычки с Альфонсо [1 PAGEREF _Ref387758571 h 2,c.122]. Герой вынужден был совершить бегство раздетым. Таким образом, в каждом эпизоде автор показывает Дон-Жуана то с комической, то с серьезной точки зрения.Вначале действие поэмы Байрона носит развлекательный характер. Дон Жуан у Байрона юн по сравнению с его предшественниками: ему всего шестнадцать лет. И таким он пройдет через всю поэму: немного, а порой и слишком, инфантильным, не способным серьезно задуматься над тем, в каком он мире живет и каково его место среди людей [ PAGEREF _Ref387763197 h 18, c. 97]. Между тем, окружающий его мир полон противоречий: то он бросает к ногам юноши всякие блага и возносит его, то угрожает ему убийством. Автор не погружается в вопросы морали, ограничиваясь лишь указанием на слишком большую разницу в возрасте Юлии и ее законного супруга, и подчеркивая неопытность Дон Жуана, который не вполне понимает, где грань дозволенного. В подробном описании кораблекрушения положительные черты Дон-Жуана впервые проявлены с впечатляющей силой и резкостью. Правда, Байрон здесь особенно сдержан и умерен: моральные черты ДонЖуана нигде не воплощены в подвиге, хотя условия на тонущем корабле, а затем - на утлом баркасе таковы, что требуют напряжения всех сил. Мы узнаем, что Дон Жуан, несмотря на молодость, достаточно тверд и властен, чтобы остановить кутеж и пьянство, когда всем угрожает гибель. А затем он снова демонстрирует свое превосходство над уцелевшими членами экипажа и пассажирами, когда, в отличие от них, отказывается разделить обед людоедов. Но над кем возвышается герой? - над теми, кто ослеплен страхом, страдает от голода, над теми, кто в безумии тянется к вину, не думая ни о спасении, ни о сохранении человеческого облика. Женский образ, Гайдэ - возвышенно романтический. Эта девушка выступает как антипод других женщин в поэме, и среди них - Юлии. В Гайдэ привлекает гармония внешнности и духовной красоты. Решив, что власти отца пришел конец, она установила на острове свой порядок. Не отказавшись от того, что принадлежало пирату, она сняла запреты, распространившиеся на рабов Ламбро.«Естественный» человек не может смириться с насилием и рабством. По мысли Руссо, если бы люди не организовались в общество, если бы не было «справедливого общественного договора, добродетель бы вечно торжествовала». Так, несправедливая социальная система «выводилась» из порочных моральных установок, а не наоборот [ PAGEREF _Ref387757164 h 18,c. 42]. Автор не скрывает своего восхищения Гайдэ и не утаивает источников ее духовного совершенства, ее непорочной красоты: мечта Байрона возникла как плод его длительного, не раз выраженного до «Дон Жуана», увлечения идеями Руссо. Французский просветитель был уверен и старался убедить других, что человек по натуре добр и безгрешен, и если он будет жить на лоне природы, то он останется навсегда чист, морален.Байрон вслед за Руссо как будто готов признать, что общество губит человека. Поэтому, обретая счастье, его надо беречь в неприкосновенности, в изоляции. [ PAGEREF _Ref387763373 h 14, c.58]. Байрон редко проникает во внутренний мир Дон Жуана, но использует психологический анализ: во встрече с Гюльбеей мысль Дон-Жуана работает очень напряженно - он не хочет стать рабом четвертой жены султана Гюльбеи и потому не подчиняется ей, при этом: «Жуан смутился; он уж был готов к жестокой пытке колеса и дыбы», «он умер бы - и больше ничего; но просто слезы - тронули его». [1 PAGEREF _Ref387758571 h 2c.315], «Жуан уж был не прочь и от объятий» [12, c.318], ведь Дон Жуан - это Дон Жуан. Предшественники байроновского героя вообще неспособны любить: женщина нужна им для поддержания образа покорителя сердец.В поэме Байрона, как отмечалось, выведен другой тип человека, определен возраст становления мужчины, а не зрелости. Поэтому вполне естественно, что у английского поэта герой однажды оказался вовлеченным (именно вовлеченным) в настоящую любовь. Как только обстоятельства изменились, чувство, неожиданно возникшее, столь же внезапно ушло. По Байрону, любовь может возникнуть мгновенно, но исчезнуть столь же быстро способно только слабое чувство. В сцене с Гюльбеей обнаружилась неспособность Дон-Жуана глубоко и сильно переживать и тем самым - по Байрону - быть настоящим человеком. Ведь в этом холодном и бездушном мире только «любовью все живущее согрето» [12,c.332]. По существу, сценами в гареме были завершены нравственные испытания Дон-Жуана, и далее мы узнаем о нем мало нового. Однако в описании битвы за Измаил наступает новый этап в осмыслении действительности, знаменующийся резким насыщением повествования политическими идеями. Сражение за южную крепость дает основу для рассуждений, о смысле войн, и в свете резко отрицательной оценки массовых кровопролитий более отчетливо, чем прежде, вырисовывается смысл жизни Дон-Жуана:сам герой настолько наивен и невежествен, что никогда не задумывается над целями русско-турецкой войны. Он действует слепо, повинуясь воле Суворова, принявшего Дон-Жуана к себе после его счастливого побега.Автор не единождв подчеркивает, что действия Дон-Жуана в бою большей частью носили неосознанный характер, что, в общем «гармонировало», с абсурдностью, нелепостью человекоубийства, что, в конечном счете, почти уравновешивается несколько уменьшившимся бескорыстием. Кроме элементарного тщеславия, никакой другой стимул не определял его деятельности. И в этом смысле Дон-Жуан, никогда не воплощая идеала поэта, во многом противостоял «львам столичным», у которых он «заслужил почтенье». Так, по-новому проявляется двойственность байроновского Дон-Жуана, о которой раньше уже шла речь [13, c.311]. Есть своя динамика в приспособлении героя к специфическим нормам человеческих отношений в Англии.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi