Зарождение фашизма в Италии

  • Страниц:28
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по истории
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность обращения к проблеме возникновения фашизма в Италии обусловлена тем, что в последние годы проблема фашистских и неофашистских движений вновь в числе злободневных. Несмотря на давность происходивших исторических событий, связанных с распространением фашизма в Европе и мире, военной борьбой нашего народа и других стран против него, данные вопросы все еще находятся в центре внимания политиков, историков, международников. До сих пор остается в фокусе вопрос о политических, идеологических, нравственных корнях данного явления и его сущности. Особенно важно разобраться в его …

    Читать подробнее

    Актуальность обращения к проблеме возникновения фашизма в Италии обусловлена тем, что в последние годы проблема фашистских и неофашистских движений вновь в числе злободневных. Несмотря на давность происходивших исторических событий, связанных с распространением фашизма в Европе и мире, военной борьбой нашего народа и других стран против него, данные вопросы все еще находятся в центре внимания политиков, историков, международников. До сих пор остается в фокусе вопрос о политических, идеологических, нравственных корнях данного явления и его сущности. Особенно важно разобраться в его первоистоках, а именно показать причины возникновения фашизма в Италии. Почему фашизм возник в стране, где когда-то получил свое рождение гуманизм? Что было такого привлекательного в данной идеологии, что она распространилась на многие страны Европы? Что привлекает в фашизме молодежь современности? Данные вопросы всегда будут в числе актуальных, потому что, чем больше отдаляется время от исторических событий, тем больше возникает вопросов и возможностей для открытия новых граней проблемы.
    Есть и другая сторона этого вопроса. Человечество до сих пор не может забыть жертв фашизма, урон, который нанесла Вторая мировая война. Обращение к данной теме – это очередной пересмотр подходов, извлечение уроков из исторического прошлого для настоящих и будущих поколений. Ведь те, кто был участником войны, никогда не хотел бы ее повторения. Фашизм как явление еще не канул навеки в прошлое, поэтому сейчас, с позиции современности. К нему должно быть самое пристальное внимание.
    Что касается данного вопроса как научной проблемы, то исторические корни фашизма и его проявление в мире, достаточно хорошо освещены в исторической, публицистической и политологической литературе. Много работ посвящено проблемам возникновения фашизма, причем исследователи обращаются к данному вопросу с разных сторон. Большинство написанных работ по данной теме появились в 1970-80- ее гг. Это связано с тем, что по мере отдаления от военных событий, происходило постепенное накапливание фактов, разоблачение фашистских преступников, сбор свидетельств очевидцев, раскрытие архивов и т.п.
    Если говорить об отечественных авторах, то достаточно много работ относится к советскому периоду. В 1960-80-е гг. появились коллективные труды «История фашизма в Западной Европе» (под ред. Г. Филатова) (1978). Коллектив авторов рассматривает историю фашизма во взаимосвязи с антифашистской борьбой. Такой подход дает возможность всесторонне показать, какое место занимал фашизм в европейской и мировой истории.Также среди индивидуальных исследователей фашизма в тем годы можно назвать работы А.А. Галкина, П. Ю. Рахшмира, В. Р.Лопухова и др. В те годы также издаются переведенные произведения итальянских коммунистов и борцов А. Грамши, исследователей марксистского толка П. Алатри, П. Тольятти и др.
    Эти авторы рассматривают историю зарождения итальянского фашизма, связывают его с развитием рабочего движения, исследуют социально-экономические и политические причины его возникновения, частично касаются личности его вождя.


  • Введение…………………………………………………………………
    - 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения фашизма……………….
    - 6
    1.1. Причины возникновения фашизма в Италии……………………….
    - 6
    1.2. Сущность фашисткой идеологии……………………………………
    - 13
    Глава 2. Бенито Муссолини – лидер фашизма в Италии…………
    - 19
    2.1. Политический портрет Муссолини………………………………….
    - 19
    2.2. Фашистская доктрина Муссолини…………………………………
    - 23
    Заключение……………………………………………………………….
    - 26
    Список источников и литературы…………………………………….
    - 28







    Читать подробнее


    Введение…………………………………………………………………
    - 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения фашизма……………….
    - 6
    1.1. Причины возникновения фашизма в Италии……………………….
    - 6
    1.2. Сущность фашисткой идеологии……………………………………
    - 13
    Глава 2. Бенито Муссолини – лидер фашизма в Италии…………
    - 19
    2.1. Политический портрет Муссолини………………………………….
    - 19
    2.2. Фашистская доктрина Муссолини…………………………………
    - 23
    Заключение……………………………………………………………….
    - 26
    Список источников и литературы…………………………………….
    - 28







  • -

  • фашизм в Италии становится серьезной политической силой в системе аграрно-монополистической реакции. Ж. Желев говорит о том, что, когда итальянские фашисты пришли в 1922 г. к власти, многими, в том числе, марксистами и европейской социал-демократией 1920-30-х годов они воспринимались как «борьба средних слоев за самосохранение». В каком-то смысле многие не придавали значения фашизму и не считали его крупной политической силой, а рассматривали его больше как просто бунт, мятеж мелкобуржуазных элементов [8, c. 24]. Вспышки насилия, слабость правительства и неразбериха в работе парламента …

    Читать подробнее

    фашизм в Италии становится серьезной политической силой в системе аграрно-монополистической реакции. Ж. Желев говорит о том, что, когда итальянские фашисты пришли в 1922 г. к власти, многими, в том числе, марксистами и европейской социал-демократией 1920-30-х годов они воспринимались как «борьба средних слоев за самосохранение». В каком-то смысле многие не придавали значения фашизму и не считали его крупной политической силой, а рассматривали его больше как просто бунт, мятеж мелкобуржуазных элементов [8, c. 24]. Вспышки насилия, слабость правительства и неразбериха в работе парламента усугубляли неблагоприятную обстановку в стране в 1922. 28 октября фашисты начали свой широковещательный «поход на Рим». Несколько тысяч чернорубашечников двинулись к столице из Северной и Центральной Италии. После некоторого колебания премьер-министр Луиджи Факта обратился к королю с просьбой о введении в стране военного положения. Однако король, опасаясь гражданской войны, отверг это предложение. Факта ушел в отставку. Король Виктор Эммануил III назначил премьер-министром Муссолини.В первые годы возникновения фашизма в Италии его основу составили военизированные группы – отряды – состоявшие из достаточно пестрого народа. Среди них были деклассированные элементы, бывшие фронтовики, уголовные элементы, представители мелкой буржуазии, интеллигенции. То есть это было довольно пестрое сочетание. Но настоящую поддержку они обрели в лице крупных монополистов, которые помогли движению набрать политическую силу. Эта помощь позволила фашистам укрепить свои отряды, значительно увеличить их численность, а главное, развернуть широкую агитацию и начать поход за захват политической власти [10, c. 28]. Весьма яркую характеристику этим фашистским нуворишам дал П. Тольятти. В статье «Италия в тисках фашизма» он писал: «После 18 лет пребывания у власти вожаки фашистской банды, которые в 1922 году жили по законам уголовного мира, сделались капиталистическими магнатами, владельцами домов и дворцов, собственниками огромного недвижимого имущества. Они заседают в административных советах трестов и концернов, монополизировавших в своих руках все народное хозяйство... Предатель, нищий, как церковная мышь, журналист Бенито Муссолини, выклянчивавший субсидии у иностранных посольств и крупных промышленников, стал... одним из крупнейших капиталистов страны»  [19, с. 217].Фашистский переворот стал началом коренной перестройки итальянских политических институтов, которая развертывалась постепенно и при формальном сохранении преемственности с прошлым. Сперва как будто по-прежнему функционировал парламент, продолжали считаться легальными все политические партии. За весь период фашистской диктатуры в Италии не была отменена конституция, принятая после национального объединения. Но по сути дела от дофашистских политических порядков остался лишь фасад, за которым стал создаваться принципиально иной механизм власти.Как описывает в своей книге К. Хибберт ситуацию того времени, то «в обстановке, когда участились и стали мощнее забастовки и выступления против дороговизны, когда по всей Италии поезда, казармы, банки, общественные здания стали подвергаться нападениям со стороны толпы, когда на местах провозглашались Советы и многие регионы целиком переходили в руки коммунистов, и в условиях, когда ни социалисты, ни христианские демократы не смогли выработать общей политики, альтернативной фашизму фашисты стали выдавать себя за спасителей страны, за единственную силу, способную остановить и задушить большевизм. Утверждая, что на насилие нужно отвечать еще большим насилием, вооруженные фашистские отряды нападали на коммунистов и сочувствующих им с такой жестокостью и постоянством, что вскоре возникла обстановка, напоминающая гражданскую войну» [21, c. 37]. Вирусу фашизма, пишет автор, было позволено распространиться теми силами, которые связали с ним надежды на -осуществление своих целей - это были и промышленники, торговцы, землевладельцы, мелкобуржуазная среда, это были и крестьяне, и озлобленные солдаты, и часть рабочего класса, разочаровавшегося в социалистах Даже многие представители интеллигенции идеализировали фашизм, противопоставляя его анархии [21, c. 38].Таким образом, фашистское движение смогло предложить массам некую «третью идею», направленную как против буржуазных ценностей, так и коммунистических. Как считает Нольте «даже если бы не было ни Гитлера, ни Муссолини» все равно бы возникли подобные движения и партии [3, c. 6]. 1.2. Сущность фашизма и фашисткой идеологииТаким образом, фашизм возник в Италии. Но позже он распространился и на другие страны Европы. В данном параграфе ставится цель – раскрыть понимание фашизма и фашистской идеологии разными авторами, что позволит адекватно выявить глубинные основы фашистского феномена. В основном будет высказываться и анализироваться точка зрения и авторская гипотеза А.А. Галкина [5], который имеет многолетний опыт изучения фашизма (как в его исторических, так и в современных формах). Согласно предлагаемой гипотезе, фашизм представляет собой иррациональную, неадекватную реакцию общества ХХ века на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Особенность этой реакции обусловлена в решающей степени тем, что она как бы погружена в раствор традиционных правоконсервативных ценностей. Иными словами, фашизм - это правоконсервативный революционаризм, пытающийся, не считаясь с жертвами, с социальной ценой, снять реальные противоречия общества, разрушив все то, что воспринимается им как препоны к сохранению и возрождению специфически понимаемых извечных основ бытия. Как считает А.А. Галкин, «фашизм - это феномен ХХ века. Он порожден его проблемами и противоречиями. Фашизм, как партия, движение и режим, является проявлением острых кризисов, сотрясающих общество. Чем глубже и всеобъемлюще кризис, тем питательней почва для фашизма. Снять его угрозу можно окончательно лишь в том случае, если кризисное развитие найдет адекватное, позитивное разрешение» [5, c. 10]. Французский исследователь истории фашизма Пьер Милза дает три толкования фашизма [13]. Первое. Основывается на философии итальянского мыслителя Б. Кроче. Оно связано с теорией «нравственной болезни» Европы. По мнению Б. Кроче, фашизм – это общая реакция на наследие идей Просвещения. Как считает исследователь Рахшмир, распад традиционных гуманистических ценностей явился ключевым фактором формирования духовной и морально-этической почвы, на которой вырос фашизм. Переоценке подверглась вся система ценностей, оформившаяся в эпоху «классического» либерализма, в эпоху свободной конкуренции [17, c. 43]. И здесь не обошлось без влияние на фашистов идей Ницше.Второе, по Милзу [13], относит фашизм к радикальному течению, первоначально появившаяся в левых марксистских кругах. То есть по мнению мыслителей данной точки зрения, фашизм был неизбежен, он результат эволюции стран, в частности, Италии и Германии.Третье толкование высказывается представителями марксизма. Фашизм объясняется с точки зрения стадии развития капиталистического общества на тот момент, а именно монополистической концентрации и империализма. Фашизм явился специфической для ХХ в. формой антипролетарской реакции.Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что фашизм и коммунизм имеют одинаковые корни и одну генетическую основу.Таким образом, можно заметить, что невозможно дать единого определения сущности фашизма, так как он – многогранное явление, проявившее себя с многих сторон, неоднозначное по своему толкованию. Фашизм - это и массовое движение, и революционное движение мелкобуржуазных элементов, и борьба мелких слоев за свое самосохранение. Желев образно называет фашизм даже «шизофренией нации», «эпилептическим припадком» целого народа» [8, c. 25]. Есть авторы, которые рассматривают фашизм не только с точки зрения его как политического или социального явления, а чисто с психологической стороны (Э. Фромм) [20]. В этом плане заслуживает обращение к тем ценностям, которые нес фашизм своей идеологией. Высокомерное, негативное отношение и пренебрежение к человеку, человеческой личности. Негативное восприятие разума, от которого идут все страдания человека.Восприятие и оценка нации как основного элемента человеческой истории. Методы фашистской идеологии и пропаганды – это упор на массовость. Главное в фашизме была опора на массовые движения, придание им национального духа. Важным было разрушение существующих властных структур, унификация общественной жизни, подавление любого сопротивления и противодействия. Массовое движение обычно нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, низвержение которого откроет путь к успеху. В массы можно «кинуть» любые системы ценностей, которые они захватят и будут распространять. Для фашизма сработала правоконсервативная ценностная система, так как она апеллировала к страстям, врожденным инстинктам, низменным чувствам человека. Поэтому в особо кризисных условиях она срабатывает.Среди тех, кому фашизм обязан своим идейным «богатством», Муссолини называл прежде всего Сореля. «Теоретик синдикализма способствовал своими грубыми теориями о революционной тактике формированию дисциплины, энергии и мощи фашистских когорт»,— писал близкий приспешник Муссолини Д. Гранди в предисловии к книге Г. Сантонастазо «Сорель», опубликованной в 1929 г. [21, c. 46] Иррационализм, мистика, садизм — все самые отвратительные элементы политической и духовной жизни — с наибольшей выразительностью проявились в даннунцианстве (стиль писателя Д'Аннунцио),которое было не чем иным, как отражением убогого мировоззрения мелкой буржуазии, оснащенного громкими словами. Даннунцианский стиль был усвоен фашистами и стал для них своеобразной этической нормой поведения. Много перенял у Д'Аннунцио Муссолини. В том же ключе, что националисты и Д'Аннунцио, «творили» литераторы и художники. «Мы хотим восславить войну — единственную гигиену мира»,— провозглашал лидер итальянских футуристов литератор Ф. Т. Маринетти, восторженный почитатель Ж. Сореля. Ему Маринетти посвятил публичное выступление в июне 1910 г. на тему «Красота и необходимость насилия». Таким образом, еще задолго до возникновения фашизма в Италии в обществе ощущались эти настроения. Также необходимо отметить, что неотъемлемым элементом политической жизни Европы 1918—1923 гг. был террор.Также, говоря об идеологии фашизма, нельзя не коснуться расовых аспектов проблемы. Идеи о расовой исключительности фашистов основаны на социал-дарвинизме, который «истолковывал расовые и социальные различия как естественное следствие закона «борьбы за существование», а рабочее движение и национально-освободительную борьбу колониальных народов низводил до уровня бессмысленного сопротивления все тому же железному закону»[21, c. 47 ]. В фашистской идеологии расовая терминология проявилась достаточно рано. «Мы должны гордиться своей расой и своей историей», - заявлял Муссолини еще в 1921 г. [16, с. 57]. Он подчеркивал, что фашизм возник «не из объединения людей, собравшихся в марте 1919 г. в маленьком зале в Милане _ он родился из глубин, где он был необходимым элементом наших арийских и средиземноморских корней» [16, с.57]. Муссолини в 1920-х гг. неоднократно подчеркивал, что формирование чистой итальянской расы есть следствие особенностей итальянской истории, так как Италия с VI века не переживала варварских вторжений, что позволило итальянцам в расовом отношении максимально сохранить свою чистоту [14, с. 60].Особое место в системе итальянской расовой пропаганды занимал Национальный институт фашистской культуры (основанный в 1925 г. как Национальный фашистский институт культуры). Именно данному институту было поручено на практике осуществлять расовую пропаганду через систему фашистских институтов культуры, существовавших в каждой провинции Италии. В центральном органе Национального института фашистской культуры - журнале «Фашистская цивилизация» «Civilta fascista») - стали регулярно публиковаться статьи по проблематике расизма [16, c. 60].Совершенно особым направлением фашистского расизма стал так называемый «мистический» или «эзотерический» расизм, лидером которого оказался Юлиус Эвола. Среди при мыкавших к нему философов и писателей необходимо упомянуть Массимо Скалиджеро, Этторе Мартиноли, Джованни Прециози; сторонником этой группы был и один из наиболее радикально настроенных фашистских иерархов Роберто Фариначчи. Рупором группы стала газета Фариначчи «Реджиме фашиста» [16, c. 61].Итак, в основе фашизма лежат идеи корпоративизма, национализма (с ярко выраженной внешней атрибутикой в виде гимна, влага), принижение и пренебрежение правами человека, манипулирование массовым сознанием. политизация религиозных и клерикализация государственных институтов; использование науки и искусства в пропагандистских целях и др. [18, c. 37]Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что причинами возникновения фашизма в Италии были не только трудности социально-экономического и политического характера. Многое было подготовлено ходом истории, изменении шли и в культуре, философии духовной жизни.Фашизм с момента его появления предлагался как замена либеральных ценностей свободы и разнообразия на новую общественную и политическую, не только человеческую и духовную, реальность, так как в первую очередь фашизм был национальной гордостью, чувством единичности и превосходства, от которого бы получили выгоду все те страны, которые восприняли бы идеологию и фашистскую форму государственного устройства, ведомые Римом. Именно эту идею и попытался реализовать фашизм после своего появления, когда, следуя его импульсу или же только подавая пример, многие европейские страны увидели, как растут фашистские партии. Этого и хотела добиться национальная фашистская партия, деятельность Муссолини воспринималась на международном уровне как разгром социализма и рабочего движения, как сведение к подчинению либерализма и создание нового политико-социального синтеза, представленного корпоративизмом.Глава 2. Бенито Муссолини – лидер фашизма в ИталииПолитическая биография МуссолиниНаиболее полную характеристику политического портрета дал К. Хибберт. Остановимся на политическом портрете Б. Муссолини в трактовке К. Хибберта. Бенито Муссолини родился 29 июля 1883 г в семье кузнеца, который был убежденным социалистом Бенито рос трудным ребенком - его агрессивный темперамент, вспыльчивость и упрямство, в сочетании с ненавистью к воспитателям и ученикам из богатых семей, выходили за рамки обычного. Еще в школе он во время драки со старшим по возрасту мальчиком ударил его ножом, в последующем это вновь повторилось После исключения, он, тем не менее, смог закончить школу, получил диплом с правом заниматься преподавательской деятельностью Рано проявив себя как способный оратор, социалист по убеждению, он смог опередить в конкурсе на замещение вакантной должности более старших и опытных преподавателей в коммуне Гуальтъери Молодой Бенито, ведший скандальный образ жизни, вскоре ответил респектабельным социалистам нескрываемым презрением, называя их «социалистами, вылепленными из лапши» «Социализм» самого Муссолини имел источником сильнейшую и мрачную неудовлетворенностъ жизнью, ненависть к богатым и стремление к самовозвеличению В 1902 г , подстегиваемый, как он отмечал позднее, желанием избавиться от надоевшей рутины, он уехал в Швейцарию на правах «рабочего без средств» и прошел, по его словам, через долгие годы голода и отчаяния, болезней и тюремного заключения, не имея в кармане ни гроша, кроме медальона с изображением К Маркса. Он работал каменщиком, разнорабочим, землекопом, однако вскоре ему был предложен пост в секретариате лозаннского отделения профсоюза каменщиков и работников физического труда Он давал уроки итальянского языка и начал писать статьи, в которых, как и в зажигательных выступлениях перед своим профсоюзом, «излагал особую форму анархического социализма, давал волю своему антиклерикализму и извращенному чувству социальной справедливости, демонстрируя злобную враждебность по отношению к тем людям и классам, к которым он питал личную неприязнь» [21, c. 13]. Он много и бессистемно читал, отчего, по выражению одной из современниц, «его философские взгляды всегда отражали мысли последней прочитанной им книги». Летом 1903 г, за призыв к всеобщей забастовке и за проповедь насилия в качестве средства осуществления требований рабочих, он был арестован на 12 дней. В 1904 г. он вернулся в Италию, в Романью с репутацией политического экстремиста. Он преподавал в школе, но хорошего учителя из него не получилось: основное внимание он уделял политической деятельности, приобретая все большую известность - о нем говорили и писали в газетах. После ареста за поддержку поденных рабочих он трудился на профсоюзном поприще в Тренто, принадлежащем тогда Австрии, сотрудничая также в социалистических газетах. В сентябре 1909 г. он вновь арестован и выдворен из Австрии. Женитьба не изменила в корне его образа жизни - он редко бывал дома, посвящая основное время самообразованию и политике. К этому времени он уже считался выдающимся оратором. За призыв рабочих Форли к революции и участие в двухдневных беспорядках в этом городе он был арестован. Отбыв пятимесячное заключение, он включился в борьбу за придание социалистической партии революционного характера и после напряженной борьбы был назначен редактором газеты «Аванти» Благодаря его кипучей деятельности тираж газеты вскоре возрос в несколько раз. В октябре 1913 г. Муссолини потерпел поражение в качестве кандидата от социалистов на выборах в Форли, но это не охладило его честолюбивых устремлений. С момента объявления Австрией войны Сербии наступила новая полоса в жизни социалиста Муссолини. По началу он выступил в «Аванти» с лозунгом «Долой войну!», но затем стал сторонником вступления Италии в войну, аргументируя эту идею национальными интересами Италии, а также тем, что социалистам следует воспользоваться войной, чтобы спровоцировать беспорядки и в итоге сокрушить буржуазную систему. Он пошел на разрыв со своей партией, ушел с поста редактора ее газеты и на съезде в Милане был исключен из ее рядов. С его стороны это был обдуманный шаг. Как пишет К. Хибберт, «к началу 1915 г., благодаря такой резкой перемене взглядов, он приобрел больше сторонников, чем противников» [c. 30], в основном в лагере националистическн настроенных общественных сил. 24 мая 1915 г. Италия вступила в войну, хотя сторонники войны не выражали мнения страны в целом. Хибберт пишет: «Муссолини с удовольствием отмечал, что они наглядно продемонстрировали, как активное меньшинство может навязывать свою точку зрения массам. Это был урок, которого он не забыл» [21, c. 31]. Он осознал и значение национализма для своей политической карьеры. «Семена фашизма были посеяны», - заключает автор. В третьей главе, носящей название «Становление фашиста», рассмотрен период с августа 1915 по октябрь 1922 г. Участвуя в боевых действиях, Муссолини был тяжело ранен и едва выжил. Позже активно использовал свой статус ветерана войны в политической борьбе. Все чаще он ратовал теперь за появление диктатора «человека жестокого и энергичного, способного вычистить все», намекая, что он сам мог бы претендовать на такую роль. 23 марта 1919 г. в помещении миланской Ассоциации торговцев и лавочников Муссолини оформил боевую группу, названную «союзом борьбы». Она должна была быть связана воедино, как «фасции» ликторов - символ власти в Древнем Риме (отсюда слово «фашизм») Последователи Муссолини представляли собой, по словам К. Хибберта, «странный конгломерат разочарованных социалистов, синдикалистов, республиканцев, анархистов, не поддающихся классификации бунтарей и мятежных солдат ...» [21, c. 34]. На протяжении 1919 г. новое движение не получило значительной поддержки в обществе, но затем, по мере обострения социальной ситуации в стране, он стало крепнуть.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi