Проблемы развития малого бизнеса в современной России.

  • Страниц:1
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по экономике
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
    Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором …

    Читать подробнее

    Предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
    Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса. Малые предприятия способствуют преодолению монополизма в экономике, развитию конкуренции, внедрению науки и техники в производство. Для этих предприятий характерен короткий инвестиционный цикл. Истоки потребности в малом бизнесе заложены в личностных ценностях, в поисках новых организационных форм деятельности, ориентированных на повышение качества жизни.
    Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах, государственной важности.
    Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда, как самостоятельные субъекты производства. Но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
    Актуальность данной темы очевидна, так как, несмотря на финансовую поддержку правительства и полезные законы, принятые недавно в целях развития предпринимательства, малый бизнес никак не может выбраться из многочисленных проблем, которые возникают на его пути. Малое предприятие является одним из факторов стабилизации экономики страны в целом. Таким образом, создание благоприятного делового климата для развития предпринимательства становится ключевым вопросом не только для сектора МСБ, но и для экономики в целом.


  • Введение…………………………………………………………………………. - 3
    Гл. 1 Понятие малый бизнес и его роль в экономике………………………… - 5
    1.1 История и этапы развития предпринимательства в России…………. - 5
    1.2 Необходимость развития и роль малого бизнеса в экономике…… - 10
    Гл. 2 Особенности развития малого бизнеса за рубежом………………… - 14
    2.1 Малый бизнес в Европе………………………………………………… - 14
    2.2 Малый бизнес в США………………………………………………… - 20
    Гл. 3 Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития
    на современном этапе………………………………………………………… - 23
    3.1 Характерные черты малого бизнеса в Российской …

    Читать подробнее


    Введение…………………………………………………………………………. - 3
    Гл. 1 Понятие малый бизнес и его роль в экономике………………………… - 5
    1.1 История и этапы развития предпринимательства в России…………. - 5
    1.2 Необходимость развития и роль малого бизнеса в экономике…… - 10
    Гл. 2 Особенности развития малого бизнеса за рубежом………………… - 14
    2.1 Малый бизнес в Европе………………………………………………… - 14
    2.2 Малый бизнес в США………………………………………………… - 20
    Гл. 3 Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития
    на современном этапе………………………………………………………… - 23
    3.1 Характерные черты малого бизнеса в Российской Федерации……… - 23
    3.2 Проблемы малого бизнеса. Перспективы развития……… - 28
    Заключение………………………………………………………………………. - 37
    Список литературы……………………………………………………………… - 39















  • Нормативно - правовые акты
    1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
    2. Федеральный закон "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)" № 294 от 1.06. 2006 г.;
    3. Конституция Российской Федерации;
    Учебная литература
    4. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция, проблемы, развитие. М. Финансы и статистика. 2010;
    5. Богатырев В. О малом бизнесе и планах на него. М. Феникс. 2009;
    6. Брюк Р. Малый бизнес: выход из …

    Читать подробнее

    Нормативно - правовые акты
    1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
    2. Федеральный закон "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)" № 294 от 1.06. 2006 г.;
    3. Конституция Российской Федерации;
    Учебная литература
    4. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция, проблемы, развитие. М. Финансы и статистика. 2010;
    5. Богатырев В. О малом бизнесе и планах на него. М. Феникс. 2009;
    6. Брюк Р. Малый бизнес: выход из экстремальной ситуации. М. Эко-ка. 2011;
    7. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель. М. 2009;
    8. Гарина Е.П. Основы предпринимательской деятельности. М. Феникс. 2009;
    9. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. М. Юнити. 2010;
    10. Доклад «Малый бизнес и государственная поддержка» НИСИПП, 2012;
    11. Касьянов А.В. Индивидуальное предпринимательство. М. ГроссМедиа, 2010;
    12. Касьянов А.В. Малый бизнес. М. Юрайт. 2010;
    13. Карпов В.В. Малые предприятия. М. Экономика и финансы. 2009;
    14. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М. Высшее образование. 2011;
    15. Мальцев А.С. Малый бизнес. М. КноРус. 2009;
    16. Миронов С. "Лучшая поддержка бизнесу – не мешать" Российская газета от 25 июня 2010 г.
    17. Сергеева Т.Ю. Малый бизнес. М. ГроссМедиа. 2009;
    18. Тэпман Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. М. Юнити-Дана. 2012;
    19. Ясин Е.Г. Оценка эффективности поддержки малого бизнеса в России. М. Ось 89. 2011;
    20. Ассоциация Опора России. Предпринимательский климат в России. 2012 г.

  • В Германии 99,7% всех субъектов хозяйствования относятся к малому и среднему бизнесу. Только 0,3% не попадают под этот критерий.Малые предприятия в Германии намного эффективнее, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Удельный вес продукции малого бизнеса в ВНП составляет 47,6%. Доля в общем объеме ВВП – 40,7%. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Около 70% всех занятых в производстве Германии работают в малом и среднем бизнесе. В Германии среди …

    Читать подробнее

    В Германии 99,7% всех субъектов хозяйствования относятся к малому и среднему бизнесу. Только 0,3% не попадают под этот критерий.Малые предприятия в Германии намного эффективнее, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Удельный вес продукции малого бизнеса в ВНП составляет 47,6%. Доля в общем объеме ВВП – 40,7%. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Около 70% всех занятых в производстве Германии работают в малом и среднем бизнесе. В Германии среди предприятий перерабатывающей промышленности 98,5% составляют предприятия малого и среднего бизнеса, энерго- и водоснабжения – 98,4%, в строительстве – 99,5%. Большинство предприятий малого бизнеса сумели преодолеть трудности кризиса.Правительство оказывает поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки. Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита на развитие малого бизнеса для следующих субъектов занятых: в сфере научных разработок; разработкой проектов для сохранения и улучшения условий окружающей среды; в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны; в области строительства и решения жилищных условий; разработкой проектов улучшения условий производства.Основными программами для малого бизнеса являются: «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса». Первая программа способствует обеспечению финансирования малого бизнеса страны. Вторая программа направлена на открытие своего дела с применением проектов «start-up». Для реализации и контроля выполнения данных программ создали специальный орган государственного назначения – Кредитный совет по восстановлению, который относится к федеральному руководству Германии. Кроме того, эти программы способствуют получению кредитов для развития малого бизнеса с применением низких процентных ставок по кредитам (5-8%) и увеличения срока пользования кредитными средствами до 5-15 лет (схема 1). Схема 1 Структура государственной поддержки МСПТоргово-промышленная палата в Германии рассматривает, согласовывает и утверждает все законодательные акты, которые относятся к регулированию деятельности малого бизнеса. Основной задачей ТПП в Германии является предоставление поддержки малому бизнесу.Во Франции более половины предприятий относятся к малому бизнесу. Всего же в стране в настоящее время насчитывается более 3 млн. малых предприятий. Малый бизнес Франции характеризуется крепкими связями с крупными компаниями. В свое время из многопрофильных фирм выделились подразделения, которые преобразовывались в дочерние или независимые малые бизнесы. Сейчас же многие малые компании продолжают группироваться вокруг крупных в качестве субподрядчиков: поставщиков комплектующих, технических, ремонтных услуг. Объединение французских предприятий MEDEF (Mouvement des Entreprises de France) было создано в 1998 году с целью защиты на национальном уровне интересов предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и сферы услуг. Сейчас MEDEF - самая влиятельная организация предпринимателей Франции. В ее составе находится Общая конфедерация малых и средних предприятий Франции CGPME, в рядах которой находятся 820 тыс. предпринимателей. Отдельное подразделение MEDEF - MEDEF International координирует, представляет и продвигает интересы французских предпринимателей за рубежом. Так как малые предприятия играют большую роль в созданииновых рабочих мест, поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных задач французского Правительства. Для поддержания процесса развития и уверенности малых предприятий на рынке в настоящее время и в будущем власти Франции создали специальные инструменты, которые используются для целевого финансирования инновационных проектов, как на федеральном, так и на региональном уровне. Государственная политика стимулирования малого бизнеса направлена на предоставление налоговых льгот, систему гарантирования кредитов, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. Финансирование заключается в выделении кредитов по ставкам меньшим, чем у коммерческих банков и выделении беспроцентных займов.Французское налоговое законодательство применяет режим упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Малые предприятия, которые имеют статус юридического лица и принадлежат физическим лицам, уплачивают налог на доходы по ставке 19% (в отличие от стандартной ставки 33%). Данные предприятия уплачивают НДС, но не ежемесячно, как остальные, а ежеквартально. Новые малые предприятия на 2 года освобождают от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели имеют возможность уплачивать по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Те предприниматели, которые открывают свой бизнес в дотационных районах, имеют льготы, а также могут быть освобождены от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в первые 2 года работы полностью освобождаются от налога на доходы, и, только после пяти лет своей деятельности выплачивают этот налог в полном объеме. Для поддержки малых предприятий была создана государственная организация OSEO, которая в 2005 году объединила Французское Национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO занимается финансированием малых инновационных проектов. Она также является гарантом-поручителем по кредитам, которые выдают малым и средним предприятиям банки-партнеры. За предоставление кредита банки несут определенный риск, так как гарантия составляет всего 40%. Гарантия под 70% выдается лишь когда малое предприятие только создается. Система господдержки эффективно работает во Франции уже 25 лет и приносит государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест.Во Франции существуют и региональные программы поддержки малого бизнеса, которые отражают специфику того или иного региона. Например, на севере Франции существует программа поддержки в области текстильной, металлургической промышленности, автомобилестроения. Государственная политика предусматривает создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства (МСП), экономического развития регионов и увеличения занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие высокотехнологических производств с целью обеспечения их высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Структура государственной поддержки МСП представлена на схеме 2. Схема 2. Структура государственной поддержки МСПОсобое значение имеет оказание финансовой поддержки МСП, которая предоставляется за счет государственных гарантий и привлечения частного капитала, а также снижением налогообложения для повышения экономической устойчивости предприятий для преодоления последствий кризиса. Данную политику реализует Министерство экономики промышленности и занятости (МЭПЗ) в состав, которого входит Директорат по конкуренции и развитию МСП (ДКМСП), имеющий отделения во всех регионах страны. Министерство МЭПЗ занимается вопросами по реализации экономической итехнической политики, связанной с проблемами МСП. Государственная стратегия развития МСП направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики. 2.2 Малый бизнес в СШАМалый бизнес в США можно сравнить с уникальным механизмом для активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 60 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. В течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. В настоящее время в США зарегистрировано более 20 млн. малых предприятий, причем каждый год открывается еще не менее 1 млн. новых и ликвидируется более 600 тысяч. Но в этом нет ничего ужасного. Это происходит от того, что предприниматели быстро реагируют на динамику спроса и умеют быстро перестраиваться. Если они понимают, что другой бизнес им принесет больший успех, то они закрывают старый и открывают новый бизнес. Каждая третья американская семья имеет малый бизнес. Малый бизнес в Америке действует практически во всех сферах: в торговле, в сфере транспорта, в производственной сфере, в финансовом секторе, в сфере инноваций, в консалтинге, в области социальных услуг. Значителен вклад малого бизнеса в развитие НИОКР и освоение новой продукции; основная масса открытий и изобретений в США приходятся на долю мелких и средних специализированных фирм. Поэтому для Америки малый бизнес это обеспечение устойчивого развития страны, что составляет основу государственной политики в отношении малого бизнеса изложенной в «Законе о малом бизнесе США» («Small Business Act PL 85-536с дополнениями PL 108-217, of 4/5.2004). Закон утверждает, что «экономика страны невозможна без развитого сектора малого бизнеса, который, в свою очередь, нуждается в постоянной государственной поддержке».В отличие от Западной Европы и России, в США малый бизнес довольно крупный. Малым предприятием, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может быть предприятие с сотрудниками от 1 до 1500 человек и с годовым оборотом не превышающим 15 млн. долларов. В США существует четкая система критериев, которая определяет малый бизнес. По одни критериям определяется количество работающих, по другим определяющим является оборот и прибыль. Поэтому в США предприятием малого бизнеса может считаться и небольшой магазинчик, и нефтедобывающая компания.Чтобы обеспечить устойчивое и гармоничное развитие малого бизнеса в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, государству приходится непрерывно осуществлять поддержку данного сектора экономики. Для этого было создано федеральное агентство «Администрация малого бизнеса США» (SBA), которое подчиняется непосредственно Президенту страны. Агентство SBA занимается проведением государственной политики в отношении малого бизнеса и реализацией различных программ поддержки малого бизнеса. Эти программы направлены на оказание финансовой, технической, консультационной и юридической помощи малым предприятиям (схема 3). Агентством SBA был разработан очередной пятилетний план развития малого бизнеса в стране на 2008-2013 финансовые годы. Он содержит основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, которые должны обеспечить достижение этих целей. Основные цели:1. Увеличить количество малых предприятий в стране и, в первую очередь в депрессивных районах и на слабо развитых рынках. Схема 3. Структура государственной поддержки МСП2. Предоставить своевременную и эффективную финансовую помощь домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавших в результате стихийных бедствий.3. Улучшить деловую среду для малого бизнеса.Помимо федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса существует специальный Адвокатский отдел, который создан, чтобы отстаивать интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Для малого бизнеса в США введена довольно гибкая, прогрессивная система налогообложения – чем больше доход, тем больше налоги. Таким образом, зарубежный опыт малого бизнеса полезен не только государственным деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые могут изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в разных странах. Многие зарубежные компании предлагают оборудование для организации малого бизнеса в нашей стране. Изучение зарубежного опыта развития малого бизнеса позволит государственным и муниципальным органам предоставлять необходимую поддержку малому бизнесу в России. Гл. 3 Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития на современном этапе 3.1 Характерные черты малого бизнеса в Российской ФедерацииМалое предпринимательство в России начало свой бурный рост в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является Федеральный закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209 - ФЗ со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Число сотрудников в соответствии с законом не должно превышать:на микропредприятиях – 15 человек;на малых предприятиях – 100 человек;на средних предприятиях – 250 человек. Данная градация, которая представлена правительством, соответствует современным мировым показателям. 22 июля 2008 г. было принято Постановление № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Это постановление должно было способствовать развитию малых предприятий, и устанавливало критерий доходности предприятий малого бизнеса. Согласно этому документу:- микропредприятия - годовая выручка не превышает 60 млн. рублей;- малые – 400 млн. рублей;- средние – 1 млрд. рублей. Данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.Деятельность малого и среднего бизнеса в РФ регулируется ФЗ от 24.07. 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, а также другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Малый бизнес в России имеет большое значение для экономики так как: • малый бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;• для создания небольших фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; • малый бизнес способствует снижению монополизации и обеспечению конкурентной среды;• малые предприятия просты в управлении и не требуют создания сложных управленческих структур;• малый бизнес быстро реагирует на конъюнктуру рынка, внедряют и апробируют новую технологию; • развитие малого бизнеса может в значительной мере решить или смягчить проблему безработицы;• малый бизнес способствует появлению среднего класса и класса мелких собственников, который заинтересован в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; • отличие малого бизнеса от среднего и крупного заключается в гибкости и восприимчивости к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада в России в начале 90-х годов именно малый бизнес смог поддержать российскую экономику и вовремя адаптироваться под новые рыночные условия. Сейчас в России зарегистрировано 1,997 млн. малых предприятий, на которых трудятся 16.5 млн. работников, – это всего 17% от общего количества по стране. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в России представлена на рисунке 1. При этом 57% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли. Их доля в общем доходе бюджетов составляет всего 1,5-2%. Рисунок 1. Структура малых предприятий по видам экономической экономической деятельности в России (%)Масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Для сравнения приведем данные о роли малого бизнеса в экономках Европы и России, которые представлены в таблице 1.Однако на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. Таблица 1 КритерииВ странах Евросоюза В РоссииПо российскому законодательствуПо закону ЕвросоюзаДоля МСП в ВВП, %50-6210-1240Доля МСП в общей занятости, %65,814,545Доля МСП в общем объеме выручки, %56,71539Доля МСП на 1000 жителей486,137По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5. В производстве ВВП Украины малый бизнес занимает 10%, Беларуси - 9, Казахстана - 6, Узбекистана - 4%. У развитых зарубежных стран данные показатели выше в 5-6 раз, а это говорит о том, что у Российской Федерации имеется огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализовать этот потенциал можно только тогда, когда наше государство создаст благоприятные условия для ведения бизнеса, в том числе и оказание действенной государственной поддержки для развития малого бизнеса. Но наше государство ведет себя нелогично. С одной стороны, поддержка малого бизнеса одно из приоритетных направлений государственной политики. И действительно, государство выделяет большие средства, которые увеличиваются с каждым годом. Но, с другой стороны получается, что государство целенаправленно затягивает на шее малого бизнеса налоговую петлю. С 1 января 2011 года произошло увеличение страховых платежей. Для плательщиков, которые используют общий режим налогообложения, налоговая нагрузка возросла в 1,3 раза – с 26% до 34%. Для тех, кто платит единый сельхозналог, - в 1,4 раза до 2012 года и в 1,9 раза до 2014 года. Для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, придется больше платить сразу в 2,4 раза. Конечно, такое повышение стало непосильным бременем для очень многих предприятий. Не выдержав такую нагрузку одни могут прекратить свою деятельность, другие, чтобы остаться "на плаву" увеличат цены и "уйдут в тень".

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi