Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты.

  • Страниц:22
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по экономике
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы. Свободно функционирующий рынок не гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается в обеспечении развития экономики в направлении …

    Читать подробнее

    Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы. Свободно функционирующий рынок не гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
    Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства. Государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должна отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
    Основная проблема состоит не столько в усилении государственных начал, сколько в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритете труда над капиталом. Данная проблема требует более глубокого изучения с учетом эволюционных особенностей экономики России, которое будет ориентировано на поднятие рыночной экономики до совершенного уровня. Сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества.
    В связи с вышесказанным тема работы является актуальной.
    Объектом исследования является политика ценообразования в системе государственного регулирования национальной экономики.

  • Введение - 2
    1. Теоретические основы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования - 5
    1.1.Причины и предпосылки государственного вмешательства в ценообразование - 5
    1.2.Прямые формы государственного регулирования цен - 9
    1.3.Косвенные формы государственного регулирования цен - 13
    1.4.Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования - 16

    Читать подробнее

    Введение - 2
    1. Теоретические основы государственного вмешательства в рыночный механизм ценообразования - 5
    1.1.Причины и предпосылки государственного вмешательства в ценообразование - 5
    1.2.Прямые формы государственного регулирования цен - 9
    1.3.Косвенные формы государственного регулирования цен - 13
    1.4.Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования - 16

  • -

  • Во-вторых, в действительности совершенной конкуренции не существует, а агенты рынка не равны, что создает опасность возникновения ситуации, когда сильный диктует слабому более выгодную для себя цену с целью получения сверхприбыли. Поэтому государство с помощью антимонопольного законодательства и других мер стремится обеспечить примерно равные условия для конкуренции.В-третьих, государство устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов, которые, в конечном счете, включаются непосредственно во все цены, влияют …

    Читать подробнее

    Во-вторых, в действительности совершенной конкуренции не существует, а агенты рынка не равны, что создает опасность возникновения ситуации, когда сильный диктует слабому более выгодную для себя цену с целью получения сверхприбыли. Поэтому государство с помощью антимонопольного законодательства и других мер стремится обеспечить примерно равные условия для конкуренции.В-третьих, государство устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов, которые, в конечном счете, включаются непосредственно во все цены, влияют на их уровни и соотношения.В-четвертых, участия государства требует проблема распределения доходов. Рыночный механизм жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости. В-пятых, существуют экономические ситуации, требующие государственного регулирования. Это касается прежде всего инфляционных процессов. Государственное регулирование ценообразования преследует стратегические цели, которые находят свое отражение в государственной политике цен – это действия органов государственной власти (федеральных, региональных и местных) и субъектов ценообразования, направленные на регулирование цен в народнохозяйственном комплексе, и контроль за их соблюдением. Как правило, государственное вмешательство в ценообразование преследует следующие основные цели: - регулирование инфляционного роста цен;- регулирование и контроль цен на продукцию монополистов с целью создания нормальной конкуренции;- защита населения от необоснованного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо;- защита отечественных производителей продукции;- предотвращение социальной напряженности в обществе;- согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;- обеспечение экономической безопасности страны. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.Вопросы необходимости регулирования ценообразования в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. На различных этапах ее становления отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и, в частности, в ценообразование было различным. В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. Рис. 1. Формы и методы государственного регулирования ценПри помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.Прямые формы государственного регулирования ценПрямое регулирование цен представляет собой административное вмешательство государства в процесс формирования уровня, структуры и динамики цен. Оно, как правило, носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). При этом особое внимание уделяется предотвращению развития монополизма. Прямое регулирование цен может осуществляться следующими методами:- общее замораживание цен (применяется при чрезвычайно сильных инфляционных процессах) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары);- установление фиксированных цен и тарифов;- установление предельных цен, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься;- установление предельного норматива рентабельности. В этом случае государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции;- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и наценок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание);- декларирование цен; - установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных цен. Установление предельных цен, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены - максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.Предположим, государство, заботясь о малоимущих, установило верхнюю границу цены какого-то значимого для них товара на уровне 10 ед., т.е. ниже равновесного. Производители при этой цене с выгодой для себя готовы произвести 20 шт. товара, покупатели – приобрести 40 шт. Чтобы удовлетворить потребность в 40 шт. товара нужно произвести их не 20, а 40. Но 40 шт. будет произведено лишь при цене, которая сформируется на «теневом» рынке (на «светлом» действует потолок цен!) на уровне 20 ед., т.е. на 5 ед. выше равновесной. Выиграет ли от этого потребитель? Или лучше было бы для него приобретать товар на свободном рынке при цене равновесия, равной 15 ед.? Рис. 2. Установление государством «потолков» ценЧтобы обеспечить поступление в бюджет более значительных налоговых сумм, правительство устанавливает иногда нижнюю границу цены (как сейчас на крепкие спиртные напитки). Продавать по этой цене (на графике – 20 ед.) и даже выше производитель теоретически может (в примере на графике он произведет и предложит 40 шт. товара при его цене в 20 ед.), но потребитель при такой высокой цене может позволить себе приобрести гораздо меньше (на графике – 20 шт. товара). Возникает ситуация перепроизводства, на теневом рынке складывается цена, по которой могут раскупить всего все 40 шт. произведенных товаров, т.е. цена в 10 ден. ед. Она ниже равновесной, потребитель и производитель довольны, но с доходов теневого рынка поступлений в бюджет нет. Даже если государство найдет способ контролировать ситуацию и не допустит существования теневого рынка, следствием установления фиксированной цены на уровне ниже или выше равновесной окажется падение объема реализованной продукции ниже равновесного уровня (в наших примерах 20 шт. вместо 30). Установление низшего предела цены (ограничение минимума цены) - фиксирование цены на уровне, превышающем рыночный (рис. 3).DD и SS — это соответственно кривые спроса и предложения. ОС — установленная законом минимальная цена, а FP — рыночная цена равновесия. При законодательно фиксированной цене спрос на товар меньше его предложения на величину АВ. Если установление потолка цен создает искусственный дефицит, то ограничение минимальной цены порождает искусственный избыток. АВ — это нераспроданный избыток. Рис. 3. Установление низшего предела ценыНераспроданный избыток будет существовать, даже если кривая SS вертикальна, причем чем эластичней предложение, тем больше, при прочих равных, усугубляется ситуация с избытком товаров. Здесь также рынок не находится в равновесии. Искусственно высокая цена привлекает дополнительные производственные ресурсы, но одновременно отпугивает покупателей. В случае избирательного регулирования цен ресурсы будут уходить из других отраслей, где они приносят больше пользы своим владельцам и потребителям, и концентрироваться в отраслях, в которых это лишь усугубляет перепроизводство и убытки.Приведенный рисунок иллюстрирует то, каким образом вмешательство сбивает работу рынка и создает убытки для предпринимателей. Предприниматели в своей деятельности ориентируются на определенные рыночные критерии — цены, процентные ставки и пр., установленные свободным рынком. Искажение этих критериев в результате вмешательства нарушает адаптацию, ведет к убыткам и неверному (относительно удовлетворения желаний потребителей) распределению производственных ресурсов.Косвенные формы государственного регулирования ценКосвенное воздействие на процесс ценообразования осуществляется через систему экономических рычагов путем регулирования не самих цен, а факторов, которые влияют на них. К ним относятся: регулирование налогообложения, регулирование торговой политики государства, изменение ставки банковского процента, регулирование валютного курса, регулирование государственных расходов, политика государства в области инвестиций, субсидий, льгот, государственных заказов и закупок; а также установление государством квот на производство. Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты, равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара. Рассмотрим механизм действия импортных квот (рис.4). Рис. 4. Механизм действия импортных квотТаким образом, последствия введения квоты на импорт и влияние ее на благосостояние страны аналогичны последствиям введения импортной пошлины. В отличие от введения импортной пошлины площадь прямоугольника при введении квот обозначает квотную ренту, т.е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и продажи этих товаров на защищенном квотами рынке. Поскольку Qq-Q1 = Q4-Q3, площадь равна произведению количества ввозимого квотируемого товара на разницу между новой ценой Pq и старой Рw.Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с помощью квот (absolute qvota) регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта (voluntary export restraint — VER), которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты (tariff-rate qvota). В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.В 2010 году Правительство РФ стало активно поддерживать предпринимателей – владельцев малого или среднего бизнеса. В качестве помощи государство ввело субсидирование малого и среднего бизнеса, которое является одной из основных задач развития экономики. Программы субсидирования малого бизнеса реализуются как на государственном уровне, так и на уровне местных органов самоуправления.Также одним из экономических способов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей является налогообложение. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль компании.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi