Создание и развитие финансово-промышленных групп

  • Страниц:37
  • Куплено:0 раз
Курсовая работа по экономической теории
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • В настоящее время в развитых рыночных странах происходит активное слияние финансового капитала с промышленным. Это служит основой образования финансово-промышленных групп (ФПГ). Данный процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.
    Финансово-промышленные группы Российской Федерации в качестве высокоинтегрированной структуры, выступают организационной формой взаимодействия промышленного, банковского, торгового и страхового …

    Читать подробнее

    В настоящее время в развитых рыночных странах происходит активное слияние финансового капитала с промышленным. Это служит основой образования финансово-промышленных групп (ФПГ). Данный процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.
    Финансово-промышленные группы Российской Федерации в качестве высокоинтегрированной структуры, выступают организационной формой взаимодействия промышленного, банковского, торгового и страхового капиталов. Опыт их функционирования свидетельствует об острой необходимости совершенствования финансово-кредитного механизма ФПГ. Несмотря на известный опыт работы российских ФПГ, весьма актуальными остаются вопросы финансово-кредитного механизма, структуры доходов и расходов, финансовых источников, а также финансовых инструментов и условий функционирования финансово-промышленных групп.
    В системе этого механизма основную роль играют такие факторы, как инвестиционная политика, в том числе и в отношении иностранных инвестиций, управление налогами начиная с процесса их планирования.
    Сегодня необходим новый подход к теоретическому и методическому содержанию финансово-кредитного механизма и его элементам. Он должен способствовать решению таких задач, как повышение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов ФПГ и группы в целом, увеличение финансовых ресурсов, их отдачи, обеспечение эффективной системы стимулирования производства и повышения финансовой ответственности, создание условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках финансово-промышленной группы.[9, c.91]
    Актуальность работы заключается в том, что создание ФПГ приводит к экономическому росту и развитию как самой ФПГ, так и экономики страны, поэтому без рассмотрения нового подхода к содержанию финансово-кредитного механизма невозможно достижение данных результатов.

  • Введение……………………………………………………………………….… - 3
    Глава 1.Создание финансово-промышленных групп
    1.1Образование и функционирования ФПГ………………….…….… - 5
    1.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка………………………………………………………………. - 11
    Глава 2. Перспективы развития российских финансово-промышленных групп

    2.1. Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп РФ…………………………………………… - 13
    2.2.Перспективы организационной эволюции российских ФПГ…………………………………………………………………… - 20

    Заключение………………………………………………………………….… - 23
    Список источников и литературы………………………………….……….…. - …

    Читать подробнее

    Введение……………………………………………………………………….… - 3
    Глава 1.Создание финансово-промышленных групп
    1.1Образование и функционирования ФПГ………………….…….… - 5
    1.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка………………………………………………………………. - 11
    Глава 2. Перспективы развития российских финансово-промышленных групп

    2.1. Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп РФ…………………………………………… - 13
    2.2.Перспективы организационной эволюции российских ФПГ…………………………………………………………………… - 20

    Заключение………………………………………………………………….… - 23
    Список источников и литературы………………………………….……….…. - 25












  • Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Ред. Авдашева. - М.: БЭА, 2008.
    Балабанова Н.В. Международные финансово-промышленные группы: проблемы и перспективы //Проблемы прогнозирования, 2012, №3.
    Беляева И.Ю., Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. - М.: Финансовая академия, 2009.
    Величко О.В., Цветков В.А., Церфас О.Р. Организационно-структурные формы корпоративных объединений в современной рыночной экономике. - М.: «БУК, лтд.», 2007.
    Витебский В.Я., Дементьев В.Е., Цветков В.А. ФПГ России: полученные результаты и перспективы …

    Читать подробнее

    Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Ред. Авдашева. - М.: БЭА, 2008.
    Балабанова Н.В. Международные финансово-промышленные группы: проблемы и перспективы //Проблемы прогнозирования, 2012, №3.
    Беляева И.Ю., Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. - М.: Финансовая академия, 2009.
    Величко О.В., Цветков В.А., Церфас О.Р. Организационно-структурные формы корпоративных объединений в современной рыночной экономике. - М.: «БУК, лтд.», 2007.
    Витебский В.Я., Дементьев В.Е., Цветков В.А. ФПГ России: полученные результаты и перспективы развития //Межотраслевая информационная служба (научно-методический журнал) - №1 (118). - Москва, 2011.
    Волков Ф.М., Козлова М.И. ФПГ в рыночной экономике. - М., 2010.
    Дворецкая А.Е., Никольский Ю.Б. Финансово-промышленные группы: менеджмент+финансы. - М.: «ПРИНТЛАЙТ», 2009.
    Дементьев В.Е. Финансовые и имущественные основания стратегических преимуществ ФПГ. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012.
    Дементьев В.Е. Государственное регулирование ФПГ. - М.: ЦЭМИ РАН, 2012.
    Дементьев В.Е. Становление ФПГ и ТФПГ в российской экономике. - М.:ЦЭМИ РАН, 2013.
    Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России //Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика, 2008, №4.
    Ерзкян Б.А. Диверсификация деятельности российских ФПГ //Правила игры, 2011, №1.
    Калин А.А. Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп /Создание финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп. - М.: ПОЛИЭКС, 2010.
    Калин А.А. Инвестиционные возможности ФПГ //Экономика и жизнь. - 2013, №15.
    Ленский Е.В., Цветков В.А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. - М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 2009.
    Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. - М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 2009.
    Ленский Е.В., Цветков В.А. Финансово-промышленные группы РФ: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития - М.: Планета, 2009.
    Львов Д., Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике. - М.: ЦЭМИ РАН, 2013.
    Львов Д., Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике //Журнал для акционеров. - 2008, №2,3.
    Михайлов Д. ФПГ: специфика России// Мировая экономика и международные отношения. - 2011, №4.
    Тимофеев Н.И. (ред.). Финансово-промышленные группы. Зарубежный опыт. Реалии и перспективы в России. - М.: Наука и техника, 2010.
    Уткин Э.А., Эскиндаров М.А. Финансово-промышленные группы. - М.: ЭКМОС, 2009.
    Цветков В.А. Современные проблемы функционирования финансово-промышленных групп в России //Промышленная политика в Российской Федерации, 2005, №5.
    Цветков В.А., Чистяков В.А. Финансово-промышленные группы: тенденции развития //Промышленные ведомости, 2009, июль, №14 (25).
    Цветков В.А. Финансово-промышленные группы в современном мире //Промышленная политика в Российской Федерации, 2010, №4.

  • [17, c.22]Использование ФПГ в качестве формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений способствует:восстановлению разорванных ранее технологических связей в промышленности;созданию финансового механизма для развития производства;увеличению размеров (валюты баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;увеличению устойчивости как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции;проведению инновационной деятельности, новейших научных разработок, внедрение которых повысит качество выходного …

    Читать подробнее

    [17, c.22]Использование ФПГ в качестве формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений способствует:восстановлению разорванных ранее технологических связей в промышленности;созданию финансового механизма для развития производства;увеличению размеров (валюты баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;увеличению устойчивости как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции;проведению инновационной деятельности, новейших научных разработок, внедрение которых повысит качество выходного продукта;получению дополнительной прибыли от реализации продукции;использованию механизма внутренних цен и тем самым избеганию многократного налогообложения;наличию консолидированного баланса, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;уменьшению трансакционных, технологических и информационных издержек;участию банков коалиции в проектном финансировании, что позволяет повысить рентабельность разрабатываемых проектов;   составлению конкуренции мощным иностранным компаниям, которые занимают российский рынок и имеют преимущество перед раздробленными российскими фирмами;получению банками надежной кредитной клиентуры, которая имеет ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решению задачи размещения больших активов; росту имиджа банка с успехами той или иной ФПГ.Участниками финансово-промышленной группы являются юридические лица, которые подписывают договор о создании ФПГ, учрежденной ими центральной компания финансово-промышленной группы либо основного и дочернего общества, которые образуют ФПГ.Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, которые действуют в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Состав участников ФПГ также характеризуется вхождением инвестиционных институтов, негосударственных пенсионных и иных фондов, страховых организаций, участие которых обусловливается их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. У финансово-промышленных групп существует одна характерная особенность - это отсутствие формально закрепленной, организационной структуры. Границы той или иной ФПГ очерчиваются исследованием связей и зависимостью корпораций от состава пайщиков и их долей в акционерном капитале, состава членов правлений, советов директоров и т.д., характера и условий кредитных сделок, от систематических контрактных соглашений.[7, c.78] Запутанность и разветвленность внутренней структуры ФПГ существует из-за стремления максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.В настоящее время основной структурообразующий элемент ФПГ - это финансово-кредитный институт.Существует мнение, что по-настоящему эффективными и прочными могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные банки малопродуктивны. [9, c.91]1.2. Финансово-промышленные группы и государственная поддержкаСоздание ФПГ отвечает, прежде всего, интересам государства. Последним получается возможность в обеспечение более высокого уровня эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но и интересы участников ФПГ в свою очередь совпадают с интересами государства. В такой ситуации, очевидно, что в процессе создания ФПГ государством должна оказываться поддержка их становления и развития. При этом не только в форме предоставления дотаций и субсидий. [11, c.54]Основным вопросом взаимодействия государства и ФПГ выступает определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, который обеспечивали бы положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, который может положительно повлиять на организацию ФПГ, характеризуется следующим:1. Погашением задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, которые подлежат ими к уплате в бюджеты. 2. Отменой для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.3. Зачетом убытков, которые понесли участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия. 4. Разрешением продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.5. Единовременным списанием затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, который уплачен поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, который подлежит уплате в бюджет.6. Осуществлением экспортно-импортных операций предприятиями-участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен.7. Наделением участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, которая производится в рамках ФПГ.9. Образованием инвестиционных и стратегических фондов ФПГ и направление в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды. 10. Созданием фондов ФПГ (медицинского страхования, социального страхования, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений. 11. Допущением отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, которая направляется на инвестиции в отечественную экономику и подлежит налогообложению по действующему законодательству.[22, c.8]При воплощении хотя бы некоторых мер, произойдет стимулирующее воздействие на формирование ФПГ в России. Создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах содействия государства процессу формирования и развития ФПГ.Глава 2. Перспективы развития российских финансово-промышленных групп2.1 Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп РФПри анализе деятельность российских ФПГ можно выделить основные проблемы, характеризующиеся общеэкономическим, законодательным (правовым), организационно-структурным и концептуальным характером, которые присущи всем без исключения группам, и оказывающие непосредственное влияние на процесс их становления и функционирования. Проблемы общеэкономического характера зависят от производственного, инвестиционного и финансового кризиса в стране.Несмотря на то, что экономическое развитие России приобрело сегодня определенную устойчивость, следует не упускать из вида значительный спад ВВП. Поэтому остаются проблемы, которые связаны с сокращением платежеспособного спроса, что способствует усилению напряженности в межкорпоративных отношениях.При наличии свободных мощностей ослабевает мотивация к поиску взаимоприемлемых уступок, и подталкивает к налаживанию собственного производства получаемой по кооперации продукции. [14, c.35]Кроме того, центральная проблема как для российской экономики в целом, так для большинства финансово-промышленных промышленных групп в частности, является несоответствие реальных инвестиций тому их уровню, который обеспечивал бы масштабную модернизацию российской экономики. В свою очередь, данная проблема характеризуется тремя составляющими: слабостью банковского сектора, неразвитостью фондового рынка, истощением амортизационного потенциала производственных предприятий.Слабость банковского сектора российской экономики выражена малым количеством мощных кредитно-финансовых организаций и слабой их заинтересованностью в инвестициях в реальный сектор. В России в настоящее время основа банковской системы страны - это средние и малые банки.Таким образом, расчет на то, что банки могут выступать в качестве самостоятельных инвесторов или источников серьезных инвестиций в промышленность России и стран СНГ в ближайшем будущем абсолютно не возможно.[20, c.4]При истощении амортизационного потенциала промышленных предприятий, сохраняющейся относительной слабости мотивации к использованию этого потенциала по назначению, оказывается непосредственное влияние на инвестиционную ситуацию в российской экономике. Стимулы использования средств для развития связаны напрямую с ожидаемой предпринимателями прибылью, а, следовательно, с общим состоянием дел в экономике.Проблемы концептуального характера.  Яркой формой данных проблем выступает полное отсутствие ясно сформулированной стратегии государства по отношению к процессу развития ФПГ, отсутствие реальной государственной поддержки российских групп на фоне общеэкономического кризиса. В большинстве стран мира возникновению и развитию высоко интегрированных ФПГ способствует непосредственное участие и активная поддержка со стороны государства. Без этого данный процесс просто немыслим. Государственная поддержка - основа становления любой из ФПГ, особенно актуальна после экономического спада, который поразил все отрасли народного хозяйства. Она была заложена во все документы, которые связаны с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента РФ [4] №2096 от 5.12.1993 г. (ред.от 22.06.2007).Особое место уделяется мерам государственной поддержки и в Федеральном законе «О финансово-промышленных группах» (ред.от 22.06.2007), а также в ряде президентских указов и правительственных постановлений. Но по факту, государственная поддержка в реальной деятельности ФПГ не реализуется. Например, в рамках Федерального Закона предусмотрена возможность для банков-участников ФПГ, которые осуществляют в них инвестиционную деятельность, получать льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанком РФ не только не выполняется данное положение, но и вводятся все новые ограничения, которые направлены на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.По разным причинам не выполняются и другие обязательства государства, которые изложены в Федеральном Законе. ФПГ не имеют права самостоятельного определения сроков амортизации и использования амортизационных отчислений, им не даются льготы и государственные гарантии по привлекаемым инвестициям, не освобождаются от налога дивиденды по акциям ФПГ, не снижаются налоги на прибыль банков при кредитовании участников ФПГ.[13, c.210]Сложности, которые возникают на стадии официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходим неординарный экономический проект (организационный план), в котором нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Наличие идеального организационного плана вовсе не означает скорого признания со стороны регистрирующего органа - Минпромнауки РФ, так как требуется согласование с другими министерствами. Также могут быть потребованы экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.Другой важной причиной, которая тормозит развитие ФПГ, - это отсутствие адекватной законодательной базы (госгарантии, залог, траст), которая облегчает привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ.Неотработанность процедур и механизмов формирования и развития отражается и на деятельности межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп РФ.[20, c.4]Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась уже достаточно развитая правовая база, которая регламентирует вопросы создания и работы ФПГ, вместе с тем она носит ограниченный характер. Например,1. Федеральные Законы «Об акционерных обществах» и «Обществах с ограниченной ответственностью», антимонопольное законодательство, Гражданский и Налоговый Кодексы РФ не содержат ни одного слова о ФПГ.2. опираясь на определение, финансово-промышленная группа не является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, которые предусмотрены ГК РФ. С другой стороны, ФПГ наделены отдельными элементами правосубъективности в правоотношениях, которые регулируют антимонопольное и налоговое законодательства. Так, статьей 4 Федерального Закона «О конкуренции и монопольной деятельности на товарных рынках» финансово-промышленная группа признается «группой лиц» или единым хозяйствующим субъектом.Основными противоречиями с другими сферами Законодательства являются возможность и порядок ведения сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ, а также признания ФПГ группой консолидированных налогоплательщиков.Все налоговые льготы, которые предоставляются ФПГ, из-за не разработанности процедуры их применения, не признаются налоговыми органами. Кроме того, возможность налогового консолидирования противоречит действующему общему Налоговому законодательству - консолидирование между разными юридическими лицами однозначно запрещено. Одновременно, Налоговым Кодексом [2, c.167] не проясняются следующие, достаточно важные для ФПГ вопросы:создание консолидированной группы налогоплательщиков с участием иностранных юридических лиц (что имеет место в транснациональных и межгосударственных ФПГ);создание Центральной компанией ФПГ и других участников ФПГ консолидированной группы налогоплательщиков, которая объединяет финансовый институт и промышленные предприятия;наименование документов, необходимых для создания и официального признания консолидированной группы налогоплательщиков.Следует более подробно рассмотреть Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах»[5]. Отдельные нормы и положения Закона не соответствуют сложившимся за последние годы нормам, правилам и практике корпоративного, налогового, бюджетного и банковского регулирования.Рекомендации Федерального Закона «О ФПГ» о возложении функций центральной компании ФПГ на инвестиционный институт («Центральная компания ...как правило, является инвестиционным институтом...») могут иметь неоднозначные последствия. Само понятие инвестиционный институт не отражено в частях I и II Гражданского Кодекса РФ.Федеральным Законом предусматривается организационно-правовая форма Центральной компании «…допускается создание Центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза». Однако создать центральную компанию в организационно-правовой форме ассоциации достаточно проблематично, так как это означает невозможность непосредственного осуществления ею предпринимательской деятельности.Если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация согласно закону подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество (п. 1 ст. 121 ГК РФ)[1, c.243]. Опираясь на задачи формирования финансово- промышленных групп, трудно представить центральную компанию, которая не осуществляет предпринимательскую деятельность. Следовательно, формирование центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли возможно, да и не целесообразно.При действующем Законодательстве банк не может быть участником сразу нескольких ФПГ. Государственной Думой была разработана поправка к Федеральному Закону, которая отменяет данное положение, но она не была одобрена Президентом.[12, c.65]В соответствии со Статьей 14 Федерального Закона, участниками финансово-промышленной группы несется солидарная ответственность по обязательствам Центральной компании финансово-промышленной группы, которые возникли в результате участия в деятельности финансово- промышленной группы. Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. Формируя ФПГ на основании договора о создании группы и учреждения центральной компании получается, что участниками ФПГ несется солидарная ответственность по обязательствам своего дочернего общества. При этом следует иметь в виду, что по гражданскому законодательству (п. 2 ст. 105 ГК РФ), солидарная ответственность основного общества установлена по конкретным сделкам дочернего, которые совершены при исполнении обязательных указаний основного общества. Если центральная компания создана в форме ассоциации, то положение о солидарной ответственности участников по обязательствам центральной компании противоречат норме п. 1 ст. 121 ГК РФ, согласно которой членами ассоциации несется субсидиарная ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, который предусмотрен учредительными документами ассоциации. [20, c.4]ФПГ холдингового типа, где полномочия центральной компании выполняет основное общество, является не чем иным, как холдинговой компанией, состав участников которой характеризуется банкам, кредитными организациями, иными инвестиционными институтами. Все отношения внутри ФПГ такого вида должны подчиняться правилам взаимоотношений основного и дочерних хозяйственных обществ. Закон о ФПГ данные отношения совсем не регламентирует, содержание Закона направлено на регулирование создания и деятельности ФПГ другого вида, которые основаны на договоре о создании ФПГ (простого товарищества) и учреждения центральной компании, делегирующей полномочия по ведению дел группы. Ликвидируя ФПГ остается нерешенным вопрос дальнейших действий центральной компании: подлежит ли она ликвидации или может продолжать свою деятельность, но уже исключив из своего наименования указание на функцию центральной компании ФПГ.[21, c.23] В целях совершенствования нормативно-правовой базы создания и деятельности ФПГ необходимо акцентировать внимание на дальнейшей работе по подготовке федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О финансово-промышленных группах».2.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi