Эмпирическое исследование влияния сказки на процессы воображения.

  • Страниц:111
  • Куплено:0 раз
Дипломная работа по психологии
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение…………………………………………………………………….……..3
    Глава 1. Теоретические основы развития воображения………………………..7
    1.1. Основные теоретические подходы к пониманию роли воображения в дошкольном возрасте…………………………………………………………..…7
    1.2. Механизмы и динамика развития воображения дошкольника………..…21

    Читать подробнее

    СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение…………………………………………………………………….……..3
    Глава 1. Теоретические основы развития воображения………………………..7
    1.1. Основные теоретические подходы к пониманию роли воображения в дошкольном возрасте…………………………………………………………..…7
    1.2. Механизмы и динамика развития воображения дошкольника………..…21

  • Фигура
    - 1
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека.
    (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море.
    (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако,
    Туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце
    («любовь»), (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37)
    Человек, мужчина. (31) Яблоко.

    - 2
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67)
    Рогатка. (28) Цветок.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, …

    Читать подробнее

    Фигура
    - 1
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека.
    (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море.
    (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако,
    Туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце
    («любовь»), (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37)
    Человек, мужчина. (31) Яблоко.

    - 2
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67)
    Рогатка. (28) Цветок.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.


    - 3
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.


    - 4
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъестественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.


    - 5
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук и стрелы. (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.


    - 6
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.


    - 7
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ. (62) Серп.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (47) Грипп. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат. (60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.


    - 8
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.


    - 9
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (4) Верблюд, волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.


    - 10
    0 баллов (5% и более ответов)
    (24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево. (37) Лицо человека. (4) Лиса.
    1 балл (от 2 до 4,99%)
    (63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45) Цифры. (37) Человек: фигура.



    СПИСОК № 2. Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами с указаниями категории.
    (18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. (3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья. (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур. (41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде. (39) Воздушный змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик. (63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. (11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол. (22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток. (54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт – см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. (38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода: дождь, капли дождя, радуга, солнечные лучи, ураган. (36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка. (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли, кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: золотая рыбка, кит, осьминог. (58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см. «Небесные тела». (55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. (45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик. (56) Человек из палочек: см. «Человек». (10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. (25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.









    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Таблицы результатов диагностического исследования детей дошкольного возраста
    Таблица 1.
    Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике №1.
    Контрольная группа
    Экспериментальная группа
    Имя О.
    Баллы, уровень
    Имя О.
    Баллы, уровень.

    Беглость
    Гибкость
    Оригин.

  • Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы – М.: Просвещение. – 2008. – 496с.
    Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
    Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П. Аникин. - М : Просвещение, 1977.
    Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – №12. – 2002. с –9.
    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: "Прогресс", 2006. - стр. 422.
    Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М : …

    Читать подробнее

    Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы – М.: Просвещение. – 2008. – 496с.
    Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
    Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П. Аникин. - М : Просвещение, 1977.
    Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – №12. – 2002. с –9.
    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: "Прогресс", 2006. - стр. 422.
    Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М : Академия, 2001.
    Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития.- М.: Когито-Центр, 2000. - стр
    Введение в психологию / под ред. А.В.Петровского - Academia.- М., 1996.
    Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М : 2003. - стр. 365.
    Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. - Москва : Интор, 1996.
    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Книга]. - М : Изд-во АПН РСФСР, 1960.
    ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96с.
    ГладкихЛЛ., Луишна ЕА Использование сказок в нравственном образовании детей,/Костром, обл. ин-т развития образования. –Кострома, 2009. –87с. –Библиогр.: с. 84 –87.
    Голубова Ю. А. Социально –культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голубова Ю. А. – Тамбов, [2006]. – 24 с. – Режим доступа : локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.
    Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Психология дошкольника / Хрестоматия.- М.:Академия, 1995.
    Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии, 1980, №2.
    Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. // Дошкольное воспитание, 1993, №8.
    Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой. // Дошкольное воспитание, 1993, №11.
    Дяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М : Мееждународный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт РАН, 1996.
    Дъяченко О.М., Е.Л.Пороцкая. Роль слова в развитии воображения дошкольника. Сборник статей из "Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками :под ред. Л.А.Венгера. - М.:ИНТОР,1996.
    Жданова Л. Никитина Ю. Праздник русской рубахи // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 38 –39.
    Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001.
    Зинкевич –Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
    Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Психология дошкольника / Хрестоматия.- М.:Академия, 1995.
    Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Г.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: «Речь», 2001.
    Ивановская О.Г., ГадасинаЛЯ. Читаем сказки с логопедом: практ. пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного возраста. С –с СПб.:Каро, 2007. –с160 с. — (Мастер –класс логопеда).
    Истоки русской народной культуры в детском саду: метод, пособие для воспитателей ДОУ/ авт. -сост. И.Г. Гаврилова. — СПб.: Детство –Пресс, 2008. –155 с. –Библиогр.: с. 152 –153
    Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. –Ростов н/Д: Феникс, 2009. –221с. – (Школа развития). – Библиогр.: с. 200 –205
    Кислинская ТА Игры-сказки для ладошек из Тридесятого царства —Солнечною государства. —М.: Генезис 2009. –92 с. –(В помощь дошкольному психологу).
    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2005, -290с.
    Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – N 2. – С. 113 –117.
    Лопатина А СкребцоваМ. Вечная мудрость сказок уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1. Для занятий с детьми и домашнего чтения. —М.: Амрита-Русь, 2009. –282 с. – (Серия «Образование и творчество»).
    Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт. – 2006. – 522 с.
    Мухина В.С. Психология дошкольника / ред. Венгер Л.А.. - М : Просвещение, 2005. - стр. 239.
    Мухина В.С. Психическое развитие и обучение/ Детская психология. - М : Эксмо, 2002. - стр. 352.
    Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 260 с.
    Наговицин А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки.- М.: Генезис, 2011. - 336 c.
    Народные сказки как ресурс поликультурности//Ребенок в детском саду. –2009. –№5. – С.33 –40. –Авт .Рощина Л.Н., Серегина В.Ф
    Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. Издание подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. Т. 1. Москва: Наука, 1984
    Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
    Практика сказкотерапии: сб. сказок, игр и терапевт программ - СПб.: Речь, 2007. –219 с. – (Психологический тренинг). –Библиогр.: с. 218 –219.
    Пропп В.Я. Морфологи народной сказки. М., 1998. – 187 с.
    Пропп В.Я. исторические корни волшебной сказки/В.Я. Пропп. - Л : Лениздат, 1986. - стр. 415.
    Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М : Просвещение, 1964. - стр. 249.
    Пушкина С. И. Инсценировки русских народных сказок, песен и игр. – М.: Профиздат: МГУКИ, 2000. – 64 с.
     Рибо Т. Творческое воображение. - М.:Просвещение, - 2001.
    Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. // Дошкольное воспитание, 1993, №10.
    Славина Л.С. Развитие сюжетной игры в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. - 1949 г. - 5 с.
    Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
    Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М : Эксмо-пресс, 2005. - стр. 224.
    Харрис М. , Баттерворт Дж. М.: Когито Пер. с англ. - М.: "Когито-Центр", 2000. - 350 с.

  • Игра: “Разные настроения”грустно удивлённо спокойно весело – Мы отправляемся в путешествие и берём с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? (Дети выбирают). Отправляемся на волшебных облаках, под звучание музыки “Облака”. Во время полёта им попадаются разные облака, и они их рассматривают.Проводится игра: “Облака”Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).– Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение?Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? …

    Читать подробнее

    Игра: “Разные настроения”грустно удивлённо спокойно весело – Мы отправляемся в путешествие и берём с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? (Дети выбирают). Отправляемся на волшебных облаках, под звучание музыки “Облака”. Во время полёта им попадаются разные облака, и они их рассматривают.Проводится игра: “Облака”Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).– Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение?Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (Дети высказываются). А давайте сочиним небольшую сказку по жителей волшебной страны.Игра: “Сочини сказку”(Начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение).Провести беседу с детьми по сказке. В конце дети дарят настроения жителям волшебной страны и отправляются дальше.– Дальше на пути их встречают гномы. Гномы перепутались, поссорились.Дети предлагают им помочь.Игра: “Забавные гномы”(Выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам.)В благодарность гномы проводят с детьми игру: “Мы делаем вот так”. Когда нам грустно – мы делаем так. Когда мы удивлены – делаем вот так. Когда мы испуганы – мы такие. Когда мы злимся – мы уже другие. Когда мы радуемся – мы делаем так. Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.– На пути они встречают матрёшку.– Дети, матрёшки всегда открываются? Да.– Попробуем! Открывают первую матрёшку, раздается плач – фонограмма.– В этой матрешке живёт какое-то настроение. Какое оно? (Ответы детей.)Открываем вторую матрёшку, раздаются сердитые возгласы – фонограмма.– А в этой матрёшке какое настроение живёт? (Ответы детей.)– Какое же настроение живёт в самой маленькой матрешке? Посмотрим (Открывают матрёшку раздаётся звонкий, веселый смех – фонограмма.)– Какое это настроение? (Ответы детей.)– Молодцы, вы всё правильно угадали. А какое настроение мы возьмём с собой в детский сад? (Ответы детей.) Дети садятся на облака и отправляются назад.– Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.Занятие 10 «Кошка в гостях у ребят».Цели и задачи:1. Обучающая. Подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения героев.2. Развивающая. Развивать смекалку, любознательность, творчество на эмоционально-чувственной основе, развивать наблюдательность и выдумку.3. Воспитательная. На примере кошечки воспитывать чистоплотность. Учить доброму отношению к друг другу.Материал: Костюмы мамы кошки, котят, мышат, костюм пса Барбоса, бутафорские пирожки на блюде, перчатки. (На протяжении всей сказки звучит различное музыкальное сопровождение).Ведущий: Это сказка о котятах,О веселых малышатах.Как здесь весело живут-Дружно песенку поют.Чистят уши, чешут хвост,Моют черной лапкой нос.Чтоб у кошечки на спинкеНе осталось и пылинки.Кошки – вежливые звери,Кошки любят чистоту.Рано-рано по утруВсе наводят красоту.Моют лавку и полы,Моют двери и столы,А когда умоются – сядут у окошка-Отдохнуть немножко.(исполняется на фоне музыки)Входит мама Кошка.Кошка: Я серенькая кошечкаСяду у окошечка,Хвостиком махаю,Деток поджидаюГде ж мои ребятки-Серые котятки?Спать пора котяткамМаленьким ребяткам.(котята выглядывают из-за забора)Кошка: Ах, вот вы где шалунишки!А я вас заждалась!Вы, наверное, устали? Набегались? Наигрались?Молочка хотите?Котята:Да!Кошка: А лапки вы мыли?Нет.Давайте помоем.Все движения выполняются по тексту (музыка - «Цап-царап», слова Алдониной, муз. С. Гаврилова)Звучит музыка. Вбегает собачка.Собачка: Ав, ав, авКошечка: Ты кто?Собачка: Собака!Кошечка; А как тебя зовут?Собачка: Барбос!Кошечка: А что это ты нам принес?Собачка: Пирожки!Кошечка: А кто их испек?Собачка: Хозяйка Ведущая: Спасибо, Барбос, что пирожки принес! Ты не обижаешь кошечек, а дружишь с ними? А танец станцуешь?(Музыка «Танец собачки и кошечки», Песня «Ромашковая кошка», cл. Герумана)Кошка: Ну, спасибо тебе Барбос за пирожки, давай сбегаем на лужайку, пригласим котят, они, наверное, вяжут себе перчаткиВедущая: А пока кошка и пес Барбос убежали за котятами, я вам расскажу о мышках:Лапки мягкие у мышки,Чтоб её не услыхал.Шубка серая у мышки,Чтоб её не увидали.Только ночью (2р)Когда дома тихо оченьКогда окна спят,Когда звери спят.Мышка хитрая выходитИ мышат своих выводит.(выходят мыши, танцуют танец «Мы терпеть не можем кошек» cл. А. Хаита, муз. Б. Савельева). (Мыши убегают, уносят пирожки)Появляется кошкаКошка:А где же пирожки?Собака:Наверно мыши укралиКошка:Как же мыши надоели!Все погрызли, все поели!Что же делать нам теперь?Мы прогоним всех мышей!Ведущая: Мама-кошка, ты не злись, А с мышами помирись Будем в доме дружно жить Танец дружбы заводить(танец под песенку «Настоящий друг», cл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)Прощание героев со зрителями.Занятие 11. игра-инсценировка «Маша и медведь».Цель: учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании и драматизации отдельных эпизодов; формировать интонационную выразительность речи; детей 4-5 лет учить пересказу.Ход занятия.Воспитатель рассказывает сказку. Достает игрушки (фигурки для настольного театра) или картинки (для демонстрации на фланелеграфе), изображающие Машеньку и медведя. Напоминает эпизод из сказки:«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался:— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить».Воспитатель спрашивает, что будет делать Машенька в доме медведя. Цитирует с помощью детей соответствующий отрывок: «Будешь печку… (топить). Будешь… (кашу варить), меня… (кашей кормить)».Далее организуется игра-драматизация.Воспитатель и дети. Идет медведь между елками, бредет между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит…Медведь. Сяду на пенек (присаживается), съем пирожок!Машенька (за спиной у медведя). Вижу, вижу!.. Не садись на пенек, не ешь пирожок!Медведь. Ишь какая глазастая. Все видит!Воспитатель и дети. Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит…Медведь (медленно, басовито). Сяду на пенек, съем пирожок!Машенька. Вижу, вижу!..Медведь (удивленно и с восхищением). Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!Игра-драматизация повторяется 3 — 4 раза.Педагог организует драматизацию этого отрывка и вне занятий, привлекая к игре самых младших воспитанников.Занятие 12 игра-драматизация «Непослушный колобок»Цели занятия: Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать речь детей, обогащать словарь. Воспитывать интерес и любовь к живой и неживой природе. Воспитывать навыки общения со взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Методические приемы: Пальчиковые игры. Загадывание загадок. Ритмические игры. Пение песенок. Музыкальные игры. Вопросы. Кукольный театр. Материал: Фонограммы песен, музыкальных игр, театральная кукла: Колобок, Пчелка; полумаски «пчелки» для всех детей; плоскостные цветы, ширма, декорации, погремушки. Костюм «сказочницы».Ход занятия:Музыкальное вступление «В гостях у сказки».Воспитатель: Любите, ребята, сказки?– Вижу, заблестели глазки!Много сказок знаете?Сейчас их повстречаете!Сядьте, деточки, рядком,Да послушайте ладком.Отгадайте, кто сейчасЗдесь появится у нас?Формой он похож на мяч.Был когда-то он горяч.Спрыгнул со стола на полИ от бабушки ушел.У него румяный бок…Вы, узнали? (КОЛОБОК).Молодцы! А вот и он!Инсценировка песни на театральной ширме.Песенка «Колобок».По дорожке, по тропинкеМежду сосен прыг да скокОчень весело, игривоПокатился колобок.Он от бабушки ушёл,И от дедушки ушёл, Покатился, заблудился непослушный колобок!Припев: Прыг, скок, колобок.Вкусненький, румяненький, Он поход на пирожокС изюминкою маленькой. Повстречался он с медведемНа тропинке, на лесной.Мишка очень рассердился,Топнул лапою большой. – Ты от бабушки ушёл,И от дедушки ушёл, Покатился, заблудился,Непослушный ты такой!Колобок: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Колобок!Педагог: Ты снова, непоседа, ушёл от Дедушки и Бабушки? Колобок: (капризно): И от вас уйду, если не поиграете со мной.Педагог: Поиграем с колобком? Дети: Да!Колобок: Давайте играть в прятки! Воспитатель: Хотите играть в прятки?Дети: Да! Музыкальная игра «Прятки».Все детишки убежали, А куда, мне не сказали.Я по комнате хожу, Ни кого не нахожу.Погремушки, погремите, Ребятишек позовите,Как услышат – прибегут,Погремушки заберут!Колобок во время игры исчезает. Воспитатель: Ребятки! Вы не видели, куда Колобок укатился? Его нет нигде! Пойдемте его искать.Сверху слышно жужжание пчелы. Воспитатель: Спросите у пчелки: не видала ли она Колобка? (Предлагает еще нескольким детям расспросить пчелку, не видела ли она Колобка. Пчелка продолжает жужжать.) Давайте все вместе спросим!Пчелка, пчелка, не спеши!Пчелка, пчелка, не жужжи!По полянкам ты летаешь,Нектар с цветочков собираешь!Знаешь, где наш Колобок?У него румяный бок.Воспитатель: Не слышит нас пчелка. Сердито жужжит. Хочешь, пчелка, мы с тобой поиграем? Пчелка: Очень хочу!Детки! В пчелок превращайтесь!В путь за мной скорей пускайтесь!Может быть, и найдете своего Колобка.Дети наряжаются «пчелками». Воспитатель: Теперь все вы – маленькие пчелки.Пальчиковая игра: Домик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?Надо в домик постучать,Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). Дети заглядывают в «улей».Раз, два, три, четыре, пять.Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.Раз, два, три, четыре, пять!Стали пчёлки вылетать!Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими – пчёлки летаВоспитатель: Молодцы, пчелки! Все научились летать! Давайте теперь пожужжим, как пчелки, и соберем язычком нектар с цветочка.Игры с язычком. Музыкальная игра «Мы устали». Мы скакали, мы скакали, Мы немножечко устали.Впереди далекий путь, Надо отдохнуть.Где же можно сесть? Где же место есть?Поскорей занять,Чтобы не стоять!Воспитатель: Весело нам с тобой, пчелка, но Колобка мы так и не нашли. Послушайте, а кто там хнычет в уголочке? Дети обнаруживают Колобка.Воспитатель: Ой, какой же он грустный! Колобок: Я потерялся!Воспитатель: Не надо было убегать от ребятишек, хорошо, что мы с пчелкой нашли тебя, а то опять попал бы ты в беду! Колобок: Я больше не буду убегать, буду слушаться бабушку и дедушку!Воспитатель: Пчелке очень понравились детки, они послушные, Пчелка уверена, что детки не убегают, как Колобок от взрослых, и она дарит им цветочки со сладким нектаром! Угощение детей карамелью на палочке оформленной виде цветка.Занятие 13 «Театрализованная игра «В гостях у сказки» (по мотивам сказки «Теремок»)Цели и задачи:Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог. Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству. Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.Оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.Предшествующая работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.Ход занятияДети стоят полукругом перед воспитателем.ВОСПИТАТЕЛЬ:– Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.По дорожке дети шли,Мешочек по пути нашли,А мешок — то не простой,Он волшебный — вот такой!– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их.Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достает маленький кубик с изображением животного (театр на кубиках). И выставляет его на столе.ЗАГАДКИ: Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,по снежочку тык-тык. (Заяц)По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)Серенький шарик под полом шарит. (Мышь)– Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Хотите превратиться в героев сказки? Надевайте шапочки — маски. Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите по — очереди и изображайте того животного, о ком идет речь.Дети надевают шапочки — маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья, воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, ребенок имитирует движения.Лиса, лисонька, лиса!Очень хитрые глаза,Шубка — глазки не отвесть.«Курочек люблю поесть!»Неуклюжий, косолапыйХодит по лесу медведь.Если спросят, что он любит,Скажет: «Меду бы поесть!»Вышел зайка погулять,Стал он прыгать и играть.Вдруг раздался треск и щелк,Прижал зайка ушки и прыг-скок.Лягушка, выпучив глаза, сидит,Не по-русски говорит.В болоте любит жить одна,Ловит комаров она.Серый зубастый волк по полю рыщет,Телят, ягнят ищет.Серенькая, маленькая мышкаПод полом таится, кошки боится.– Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в сказку.После этого проводится драматизация сказки «Теремок». Под русскую народную мелодию воспитатель на столе из больших кубиков строит теремок.ВОСПИТАТЕЛЬ:– Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит…Текст сказки заканчивается словами:Дружно жили, не тужили,Печку в домике топили…Мишка домик развалил,Чуть друзей не раздавил.По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок. – Вставайте ребята в хоровод, будем танцевать.Затем все дети встают в круг, водят хоровод, танцуют и сказка завершается словами: Стоит в поле теремок, теремок,Очень — очень он высок, ох, высок.Без веселья здесь нельзя,В теремке живут друзья! – Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки — маски, и теперь вы снова ребята.– Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали…Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!Занятие 14. Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» Цели:Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».Познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям;учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).Материал. Плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья, кусты; куклы-варежки: лиса, заяц, петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.Ход игры-драматизацииВедущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца – лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала ЛиА к соседуЛиса. Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!Заяц. Заходи, Лисонька.Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.Лиса (в окошке). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.Собака. Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.Волк (участливо). О чем, Заяц, плачешь?Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла –она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала ~ не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.Волк. Нет, выгоню!Ведущий. Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.Волк. Поди, Лиса, вон!Ведущий. А Лиса Волка ничуть испугалась.Лиса (е окошке). Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкамВедущий. Испугался Волк и . убежал. Идет мимо Зайца Медведь.Медведь (участливо). О чем, Заяц плачешь?Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и рас яла. Она попросилась ко мне погрет да меня и выгнала.Медведь (важно). Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. Бака гнала – не выгнала, Волк гнал – невыгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.Медведь (упрямо). Нет, вы-го-ню!Ведущий. Подошел Медведь к бушке и стал гнать Лису.Медведь (рычит). Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но!Ведущий. А Лиса не испугалась.Лиса (в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.Ведущий. Испугался Медведь и в убежал. Идет мимо Зайца Петух.Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) чем, Зайка, плачешь?Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.Петух. Я ее сейчас выгоню!Заяц. Нет. Не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал. Медведь гнал – не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.Петух. Нет, я выгоню! Я – храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!Ведущий. Подошел Петух к избе и стал гнать Лису.Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.Лиса. Шубу надеваю…Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, ЛисаВедущий. Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!Занятие 15Театрализованная игра-путешествие «Удивительный мир сказок»Цель:Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. Познакомить с образованием имени Баба Яга. Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром, в подгруппах; изображать в рисунке эмоциональное состояние – радость. Воспитывать доброту, желание оказывать помощь. Ход:- Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. - Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которую дети из детского сада сделали сами «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны. В книге картинки с героями сказок прикрепляются на липкую ленту. Во время занятия взрослый незаметно меняет картинки с героями сказок).

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi