Система коррекционно-профилактической работы по предупреждению и коррекции одиночества студентов.

  • Страниц:88
  • Куплено:0 раз
Дипломная работа по педагогике
  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы
  • Актуальность исследования. В условиях модернизации высшего образования особую значимость обрели вопросы, связанные с качеством образовательных результатов студентов высших учебных заведений. Высокие образовательные результаты студентов зависят от их психологического здоровья. Одним из рисков психологического здоровья студентов является внутренние переживания, связанные с феноменом одиночества в образовательной среде. Поэтому проблема исследования переживания одиночества и его последствий для психологического (личностного) здоровья студентов ВУЗов в образовательной среде является весьма …

    Читать подробнее

    Актуальность исследования. В условиях модернизации высшего образования особую значимость обрели вопросы, связанные с качеством образовательных результатов студентов высших учебных заведений. Высокие образовательные результаты студентов зависят от их психологического здоровья. Одним из рисков психологического здоровья студентов является внутренние переживания, связанные с феноменом одиночества в образовательной среде. Поэтому проблема исследования переживания одиночества и его последствий для психологического (личностного) здоровья студентов ВУЗов в образовательной среде является весьма актуальной.
    Под образовательной средой понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на учеников в процессе образования (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин).
    Психологическое здоровье – это состояние психологического благополучия, при котором личность способна выполнять все свои психологические функции; это процесс психологической жизнедеятельности личности, обеспечивающий необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность. Психологическое здоровье по своей феноменологии имеет две особенности: во-первых, свойство укрепляться и развиваться; во-вторых, свойство депривироваться (угасать, ухудшаться, терять свои качества) от внешних психологических рисков или самодепривироваться от внутренних психологических рисков.
    Психологический риск – это возможная опасность, при которой студент ВУЗа находится в ситуации «неизбежного» риска для своего психологического здоровья.
    Научная разработанность проблемы исследования. Предпосылки для исследования данной проблемы создают работы ряда авторов: по вопросам психологического здоровья (И.В. Дубровиной [20], Г.С. Никифорова [39], О.В. Хухлаевой [57], Слободчиков) и рисков психологического здоровья (Цибульникова В.Е.); по вопросам воздействия среды на развитие человека (К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, П.Ф. Каптерева, О.Б. Крупениной, В.П. Шульгина и др); по вопросам взаимосвязи среды и образовательного процесса (Н.Н. Иорданским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, Г.С. Костюк, О.П. Околелов).

  • Введение
    Глава 1.Теоретико-методологические основания в исследовании проблемы переживания одиночества в образовательной среде:
    Одиночество личности как психолого-педагогический феномен
    Взаимосвязь образовательной среды и одиночества студентов ВУЗов
    Ресурсы предупреждения одиночества студентов в образовательной среде
    Выводы к теоретической части
    Глава 2. Система психолого-педагогической деятельности по предупреждению и коррекции одиночества студентов ВУЗа
    2.1 проведение методик исследования и первичные результаты
    2.2 проектирование и реализация программы по предупреждению и коррекции …

    Читать подробнее

    Введение
    Глава 1.Теоретико-методологические основания в исследовании проблемы переживания одиночества в образовательной среде:
    Одиночество личности как психолого-педагогический феномен
    Взаимосвязь образовательной среды и одиночества студентов ВУЗов
    Ресурсы предупреждения одиночества студентов в образовательной среде
    Выводы к теоретической части
    Глава 2. Система психолого-педагогической деятельности по предупреждению и коррекции одиночества студентов ВУЗа
    2.1 проведение методик исследования и первичные результаты
    2.2 проектирование и реализация программы по предупреждению и коррекции переживания одиночества студентами ВУЗа
    2.3. Результаты исследования по итогам апробации программы. 
    Заключение
    Библиографический список
    Приложение










  • 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2001. 704с.
    2. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта управления // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты (пособие по работе с персоналом). – М.: МО РФ, Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. – С. 5-23.
    3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2003. – 324 с.
    4. Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23). Ч. 1. С. 15-19.
    5. Беляев, Г.Ю. Педагогическая …

    Читать подробнее

    1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2001. 704с.
    2. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта управления // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты (пособие по работе с персоналом). – М.: МО РФ, Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. – С. 5-23.
    3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2003. – 324 с.
    4. Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23). Ч. 1. С. 15-19.
    5. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. – М., 2000. – 157 с.
    6. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход – М.: Едиториал УРСС, 1997. – 448 с.
    7. Бодалев А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? – М: Речь, 2010. – 224 с.
    8. Вадзинская, А. Типы воспитанниц [Текст] / А. Вадзинская // Женское образование, педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников. СПб. 1891. № 4.
    9. Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества – к его определению // Прикладная психология. – 2002. - № 5. – С. 1-9.
    10. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Дис… канд. псих. наук. СПб., 2002.
    11. Вернадский В.И. Научное и социальное значение деятельности. – М.: Наука, 1989. – 416 с.
    12. Глушкова Н.И. Психологические подходы к проблеме одиночества подростка // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 1. – С. 59-60.
    13. Гольц, Б. Афоризмы [Текст] / Б. Гольц // Воспитание и обучение. Педагогический журнал. СПб.: Типография Ф.С. Сущинского. 1889. № 3.
    14. Гордон, Г.И. Некоторые психологические черты юных самоубийц [Текст] / Г.И. Гордон // Вестник психологии, криминалистики, антропологии и педологии / Под ред. В.М. Бехтерева. СПб.: Типография Акц. Общ. БрокгаузЭфрон. 1912. Т. 12. № 3.
    15. Гулина М.А. Психология социальной работы. – СПб.: Питер, 2002.
    16. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 752 с.
    17. Додонов Б.Г. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 2001. ? 272с.
    18. Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Практическая психология. – 2000. - № 4. – С. 28-36.
    19. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Дис… канд. псих. наук. СПб., 1996
    20. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. – М.: Академия, 2000 – 256с.
    21. Зазыкин В.Г. Психология и акмеология лидерства. – М.: Элит, 2010. – 304 с.
    22. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы психологии, 1991. – № 2. – С. 15-36.
    23. Ильин В.В. Аксиология. – М.: МГУ, 2005. – 224 с.
    24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2008. – 784
    25. Колоколова, М. Письма к матерям [Текст] / М. Колоколова // Женское образование, педагогический журнал для родителей, наставниц и наставников. СПб. 1891. № 4.
    26. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1989. 350 с.
    27. Крайг Г. Психология развития / пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
    28. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
    29. Кузнецов А. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. 335 с.
    30. Лабиринты одиночества [Текст] Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского.- М.: Прогресс, 1989.-624 с.
    31. Лухманова, Н. Рознь между родителями и детьми [Текст] / Н. Лухманова // Воспитание и обучение. 1904. № 3.
    32. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
    33. Маркс К. Капитал //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23., Гл. 5. – С. 188-195.
    34. Маркс К. Тезисы о Фейербахе (текст 1845 года) // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т.3 – М.: Политиздат, 1955.
    35. Маркс К. Капитал //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 42. – С. 591.
    36. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 640 с.
    37. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. – 688с.
    38. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте. Монография. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2010
    39. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб,: Речь, 2006 – 256 с.
    40. Пергаменщик Л.А. О создании надежного инструмента измерения одиночества // Психологическая диагностика. – 2008. - № 1. – С. 21-34.
    41. Психология личности: словарь-справочник / за ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. К.: Рута, 2001. 320 с.
    42. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
    43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.
    44. Рашидова Т. Феномен «толпы одиноких» в современной молодежной среде // Алма Матер (Вестник высшей школы). – 2008. - № 2. – С. 19-21.
    45. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Питер», 1999. 416 с.
    46. Рогова Е.Е. Влияние одиночества на эффективность учебной деятельности студентов.//Труды 8-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в ХХI веке». Сборник 8. Часть 2.  Ростов н/Д: Рост.гос.ун-т путей сообщения, 2010.
    47. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии. – 2007. -№ 5. – С. 39-46.
    48. Розов Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего //Философия образования для XXI века. – М.: Логос, 1992. – 208 с.
    49. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. – 1934. – № 1 (Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса / «Вопросы психологии» – 1983 – №2 – С. 9-25); Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. – Одесса, 1922.
    50. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. – М.: Наука, 1974. – 280 с.
    51. Словарь по социальной педагогике: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

  • Шкала состоит из 21 утверждения, представляющих симптомы тревоги. Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от интенсивности переживания респондентом каждого симптома (0 – совсем не беспокоил, 1 – слегка, 2 – умеренно, 3 – очень сильно). Общая сумма баллов говорит об уровне выраженности тревоги: 0-5 – нет тревоги, 6-8 – легкая тревога, 9-18 – тревога средней интенсивности, 19 и выше – сильная тревога.В этом опроснике получились 4 критерия: низкий уровень, средний, высокий и очень высокий. В экспериментальной группе получились следующие результаты: низкий уровень – 5%, средний – …

    Читать подробнее

    Шкала состоит из 21 утверждения, представляющих симптомы тревоги. Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от интенсивности переживания респондентом каждого симптома (0 – совсем не беспокоил, 1 – слегка, 2 – умеренно, 3 – очень сильно). Общая сумма баллов говорит об уровне выраженности тревоги: 0-5 – нет тревоги, 6-8 – легкая тревога, 9-18 – тревога средней интенсивности, 19 и выше – сильная тревога.В этом опроснике получились 4 критерия: низкий уровень, средний, высокий и очень высокий. В экспериментальной группе получились следующие результаты: низкий уровень – 5%, средний – 41%, высокий – 41%, очень высокий – 17%. В контрольной группе: низкий уровень – 8%, средний – 38%, высокий – 43%, очень высокий – 11% студентов.Рис.2 Результаты по опроснику «Шкала тревоги А.Бэка»3. Шкала депрессии А.Бэка (Приложение 3). Опросник предназначен для измерения уровня выраженности депрессии. Шкала состоит из 21 пункта, каждый из которых представляет симптом депрессии и имеет 4 пункта, отражающих градацию переживания данного симптома респондентом, а также количество баллов за каждый ответ (например, «Потеря энергии»: 0 – «Я также энергичен как обычно», 1 – «У меня меньше энергии, чем обычно», 2 – «У меня недостаточно энергии, чтобы сделать многое», 3 – «У меня нет сил ни на что»). Общая сумма баллов указывает на уровень выраженности депрессии: 0-9 - нет депрессии, 10-18 - умеренная депрессия, 19-29 - критический уровень депрессии, 30-63 – явно выраженная депрессивная симптоматика.В этом опроснике также получились 4 критерия: низкий уровень, средний, высокий и очень высокий. В экспериментальной группе на низком уровне оказались 14% студентов, на среднем – 54%, на высоком уровне – 27%, и на очень высоком – 5%. В контрольной группе на низком уровне – 16%, на среднем – 51%, на высоком – 24%, и на очень высоком – 8% студентов.Рис.3 Результаты по опроснику «Шкала депрессии А.Бэка» По этим трем опросникам мы проследили эффективность программы формирующего этапа.4. Шкала экзистенции (А.Лэнгле, К.Орглер).Опросник предназначен для измерения уровня экзистенциальной исполненности. Состоит 46 утверждений, каждое из которых предлагается оценить по 6-значной шкале: «верно» - «верно с ограничениями» - «скорее верно» - «скорее неверно» - «неверно с ограничениями» - «не верно». В опроснике представлены 4 шкалы: - Самодистанцирование (SD) (8 вопросов): способность встать на дистанцию по отношению к самому себе, своим чувствам, способность отодвинуть при необходимости свои желания, представления и чувства, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции;- Самотрансценденция (ST) (14 вопросов): характеристика открытости миру, способность чувствовать близость к кому-то, сочувствовать, эмоционально откликаться, чувствовать ценности;- Свобода (F) (11 вопросов): способность находить реальные возможности действия, создавать их иерархию в соответствии с их ценностью и приходить к персональному решению;- Ответственность (V) (13 вопросов): способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей. Шкалы SD и ST объединяются в подшкалу Персональность (P), а шкалы F и V – в подшкалу экзистенциальность. Сумма баллов за все вопросы дает показатель Экзистенциальной исполненности. Помимо количественного анализа опросник представляет собой и инструмент качественного анализа.5. Опросник экзистенциальных мотиваций TEM (А.Лэнгле, П. Экхардт).Методика ТЭМ была разработана А. Лэнгле, П. Экхардт в рамках экзистенциального анализа, на основе учения о четырех фундаментальных мотивациях А. Лэнгле и представляет собой инструмент для изучения предпосылок экзистенциально исполненной жизни. Тест состоит из 4 субшкал, каждая из которых состоит из 14 вопросов с 6-ступенчатыми категориями ответов от «согласен» до «не согласен». К субшкалам опросника относятся:- Фундаментальное доверие: является мотивацией к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, т.е. к тому, чтобы «мочь быть», «иметь силы». В его основе лежит принятие всего, что дано человеку от рождения, принятие данностей существования.- Фундаментальная ценность: является мотивацией к получению радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить».- Самоценность: является мотивацией к персональной аутентичности и справедливости, т.е. к тому, чтобы «иметь право быть таким, какой ты есть».- Смысл жизни: является мотивацией к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, т.е. к тому, чтобы «действовать должным образом».Сумма сырых значений по 4 субшкалам дает суммарное значение, - общий показатель (Summenscore) ТЭМ.6. Шкала социальной желательности (Д. Кроун, Д. Марлоу).Опросник разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. Русскоязычная версия теста состоит из 20 утверждений (11 социально одобряемых и 9 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Шкала применяется: при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах (шкала лжи), при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.7. Анкета «Индивидуальные представления об одиночестве».Анкета состоит из 5 вопросов: «Знакомо ли Вам переживание одиночества?», «Какие чувства возникают у вас, когда вы переживаете одиночество?», «Существуют ли положительные стороны одиночества? Если да, то какие?», «Существуют ли отрицательные стороны одиночества? Если да, то какие?», «В каких ситуациях вы испытываете одиночество?». Анкета используется в целях проведения качественного анализа. Текст анкеты приведен в Приложении.Результаты исследования переживания одиночества и эмоционального неблагополучия в студенческом возрасте. В целях обеспечения достоверности данных, а также по причине отсутствия шкалы лжи в опроснике экзистенциальных мотиваций ТЕМ и в шкале экзистенции, испытуемые были протестированы по опроснику социальной желательности Д.Кроуна, Д.Марлоу. Был проведен анализ результатов заполнения этого опросника респондентами с целью устранения данных, полученных от студентов с установкой на социально-желательные ответы: планировалось устранение данных, полученных от респондентов, набравших 15 и более баллов по шкале социальной желательности. В результате были устранены результаты заполнения методик 4-х испытуемых из числа студенческой выборки.С помощью опросника «Модифицированная шкала одиночества UCLA» был исследован уровень переживания одиночества студентами. Ниже в таблице 3 представлено распределение выборки по уровню переживания одиночества.Таблица 3. Распределение выборки по уровню переживания одиночества (Опросник «Модифицированная шкала одиночества UCLA»).Низкий уровень одиночества (в %)Средний уровень одиночества (в %)Высокий уровень одиночества (в %)Студенты (N=146)73 (N=107)23 (N=34)3 (N=5)Взрослые (N=50)84 (N=42)16 (N=8)0 (N=0)Также испытуемые были протестированы по опросникам «Шкала тревоги А.Бэка» и «Шкала депрессии А.Бэка». Распределение выборки по уровням выраженности тревоги и депрессии представлено в таблицах 4, 5.Таблица 4. Распределение выборки по уровню тревоги (Опросник «Шкала тревоги А.Бэка»).Нет тревоги (количество студентов в %)Легкая тревога (количество студентов в %)Тревога средней интенсивности (количество студентов в %)Сильная тревога (количество студентов в %)Студенты (N=146)21 (N=30)23 (N=34)44 (N=65)12 (N=17)Таблица 5. Распределение испытуемых по уровню депрессии (Опросник «Шкала депрессии А.Бэка»).Нет депрессии (количество студентов в %)Умеренная депрессия (количество студентов в %)Критический уровень депрессии (количество студентов в %)Явно выраженная депрессивная симптоматика (количество студентов в %)Студенты (N=146)48 (N=71)38 (N=55)12 (N=17)2 (N=3)А. Результаты корреляционного анализа. Ниже в таблицах 6, 7 представлены результаты корреляционного анализа данных по шкалам тревоги и депрессии А.Бэка, шкале одиночества UCLA, шкалам опросника экзистенциальных мотиваций TEM и опросника «Шкала экзистенции».Таблица 6. Связь депрессии, тревожности, переживания одиночества и уровня реализации экзистенциальных мотиваций в целом по выборке (Опросники «Шкала тревоги» А.Бэка, «Шкала депрессии» А.Бэка, Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA, опросник экзистенциальных мотиваций ТЕМ).Факторы1-я мотивация – фундаментальное доверие2-я мотивация – фундаментальная ценность3-я мотивация – самоценность4-я мотивация –смысл жизниОбщий показатель TEMЧувство одиночестваПереживание одиночества-0,601**-0,524**-0,581**-0,560**-0,643**1,000Тревога-0,604**-0,437**-0,558**-0,545**-0,615**0,556**Депрессия-0,671**-0,606**-0,595**-0,610**-0,713**0,600**** при p<0,01 (двухсторонняя корреляция Спирмена).Таблица 7. Связь депрессии, тревожности, переживания одиночества и экзистенциальной исполненности в целом по выборке (Опросники «Шкала тревоги» А.Бэка, «Шкала депрессии» А.Бэка, Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA, опросник «Шкала экзистенции»).ФакторыСамодистанцирование (SD)Самотрансценденция (ST)Свобода (F)Ответственность (V)Персональность (P)Экзистенциальность (E)Общий показатель экзистенциальной исполненности (G)Переживание одиночества-0,492**-0,438**-0,539**-0,506**-0,536**-0,547**-0,592**Тревога-0,474**-0,363**-0,400**-0,401**-0,466**-0,421**-0,487**Депрессия-0,521**-0,535**-0,494**-0,454**-0,604**-0,489**-0,599**** при p<0,01 (двухсторонняя корреляция Спирмена).Как показывает таблица 6, чувство одиночества прямо коррелирует с уровнем тревоги и депрессии, причем данная связь достаточность сильная. Одиночество имеет достаточно сильную обратную связь с уровнем реализации всех экзистенциальных мотиваций: фундаментальным доверием, фундаментальной ценностью, самоценностью и смыслом жизни, а также с общим показателем исполненности экзистенциальных мотиваций. Также достаточно сильную обратную связь с реализацией всех экзистенциальных мотиваций имеют уровень тревоги и уровень депрессии.Как видно из таблицы 7, переживание одиночества, уровень депрессии и тревоги обратно коррелируют с субъективным ощущением экзистенциальной исполненности: самодистанцированием, самотрансценденцией, свободой, ответственностью; с субшкалами персональности и экзистенциальности, а также имеют достаточно сильную обратную связь с общим показателем экзистенциальной исполненности.Ниже, в таблицах 8,9 приведены данные корреляционного анализа по студенческой выборке.Таблица 8. Связь депрессии, тревожности, переживания одиночества и уровня реализации экзистенциальных мотиваций у студентов (Опросники «Шкала тревоги» А.Бэка, «Шкала депрессии» А.Бэка, Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA, опросник экзистенциальных мотиваций ТЕМ).Факторы1-я мотивация – фундаментальное доверие2-я мотивация – фундаментальная ценность3-я мотивация – самоценность4-я мотивация –смысл жизниОбщий показатель TEMЧувство одиночестваПереживание одиночества-0,549**-0,501**-0,482**-0,479**-0,573**1,000Тревога-0,588**-0,432**-0,540**-0,526**-0,612**0,526**Депрессия-0,653**-0,583**-0,570**-0,571**-0,694**0,600**** при p<0,01 (двухсторонняя корреляция Спирмена).Таблица 9. Связь депрессии, тревожности, переживания одиночества и экзистенциальной исполненности у студентов (Опросники «Шкала тревоги» А.Бэка, «Шкала депрессии» А.Бэка, Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA, опросник «Шкала экзистенции»).ФакторыСамодистанцирование (SD)Самотрансценденция (ST)Свобода (F)Ответственность (V)Персональность (P)Экзистенциальность (E)Общий показатель экзистенциальной исполненности (G)Переживание одиночества-0,474**-0,434**-0,485**-0,445**-0,514**-0,482**-0,544**Тревога-0,517**-0,340**-0,332**-0,361**-0,452**-0,365**-0,455**Депрессия-0,556**-0,488**-0,437**-0,418**-0,572**-0,441**-0,565**** при p<0,01 (двухсторонняя корреляция Спирмена).Как видно из таблиц, у студентов также как и в целом по выборке обнаруживаются достаточно сильные положительные связи переживания одиночества с уровнями тревоги, депрессии, а также отрицательные связи с реализацией всех экзистенциальных мотиваций и всеми аспектами экзистенциальной исполненности.Б. Результаты сравнительного анализа переживания одиночества, уровня тревоги и депрессии у студентов технических и гуманитарных специальностей.Ниже, в таблице 10, представлены результаты сравнительного анализа переживания одиночества, уровня тревоги и депрессии у студентов технических и гуманитарных специальностей.Таблица 10. Переживание одиночества, тревога и депрессия у студентов технических и гуманитарных специальностей (Опросник «Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA» Д.Рассела, Шкала тревоги А.Бэка, Шкала депрессии А.Бэка).ГруппыФакторыСтуденты технических специальностей. N=72. M(SD)Студенты гуманитарных специальностей. N=74. M(SD)Критерий Манна-Уитни(статистика U)Уровень значимостиПереживание одиночества.16,29 (7,38)16,39 (9,94)2506,000,536Тревога9,99 (5,87)11,74 (7,69)2302,500,156Депрессия10,44 (6,11)11,22 (8,06)2580,000,742M – среднее значение.SD – стандартное отклонение.Как видно из таблицы 10, при сравнении студентов технических и гуманитарных специальностей статистически значимых различий по переживанию одиночества и по уровню выраженности тревоги и депрессии не выявлено.Было проведено сравнение групп студентов технических и гуманитарных специальностей по показателям реализации экзистенциальных мотиваций и экзистенциальной исполненности. Различия были выявлены только по параметру «Фундаментальная ценность» (2-я фундаментальная мотивация), а также на уровне статистической тенденции по параметру экзистенциальной исполненности «Самодистанцирование». Студенты гуманитарных специальностей демонстрируют более высокий уровень реализации 2-й фундаментальной мотивации, однако уступают студентам технических специальностей по способности к самодистанцированию. (Результаты сравнения групп по всем показателям реализации экзистенциальных мотиваций и экзистенциальной исполненности представлены в Приложении в таблице №17).В. Результаты сравнительного анализа переживания одиночества, уровня тревоги и депрессии у студентов 1 и 4-5 курсов.Ниже, в таблице 11, приведены результаты сравнительного анализа переживания одиночества, уровня тревоги и депрессии у студентов младших и старших курсов.Таблица 11. Переживание одиночества, тревога и депрессия у студентов 1-го и 4-5 курсов (Опросник «Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA» Д.Рассела, Шкала тревоги А.Бэка, Шкала депрессии А.Бэка).ГруппыФакторыСтуденты 1-го курса. N=73. M(SD)Студенты 4-5-го курса. N=73. M(SD)Критерий Манна-Уитни(статистика U)Уровень значимостиПереживание одиночества.18,16 (6,89)14,52 (9,98)1746, 500,000***Тревога11,55 (5,57)10,21 (7,97)1973,000,007**Депрессия12,33 (6,82)9,36 (7,21)1811,000,001***M – среднее значение.SD – стандартное отклонение.** Значимость при р<0,01 (Критерий Манна-Уитни)*** Значимость при р<0,001 (Критерий Манна-Уитни)Как видно из таблицы 11, существуют статистически значимые различия между выборкой студентов 1 курса и 4-5 курса по переживанию одиночества. Студенты-первокурскники демонстрируют более высокие результаты по этому параметру, чем студенты 4-5 курса. Выявились различия по уровню выраженности депрессии и тревоги: оба параметра эмоционального неблагополучия более выражены у студентов 1-го курса.Аналогично было проведено сравнение групп 1 и 4-5 курсов по шкалам реализации экзистенциальных мотиваций и экзистенциальной исполненности. Результаты представлены в таблице 12.Таблица 12. Реализация экзистенциальных мотиваций и субъективное переживание экзистенциальной исполненности у студентов 1 и 4-5 курсов (Опросник экзистенциальных мотиваций ТЕМ, Шкала экзистенции).ГруппыФакторыСтуденты 1 курса. N=73. M(SD)Студенты 4-5 курса. N=73. M(SD)Критерий Манна-Уитни(статистика U)Уровень значимостиФундаментальное доверие60,16 (9,25)65,53 (11,71)1593,500,000***Фундаментальная ценность64,12 (10, 91)71,44 (8,52)1462,500,000***Самоценность58,71 (8,02)65,86 (8,12)1276,500,000***Смысл жизни62,22 (8,83)67,77 (8,94)1584,000,000***Общий показатель исполненности экзистенциальных мотиваций245,22 (32,07)270,60 (31,93)1378,500,000***Самодистанцирование (SD)32,97 (5,04)34,29 (6,16)2261,500,114Самотрансценденция (ST)63,73 (8,09)68,08 (9,47)1848,500,001***Свобода (F)45,95 (7,43)47,19 (8,53)2333,500,195Ответственность (V)51,67 (7,62)55,75 (9,86)1895,500,003**Персональность (P)96,69 (12,02)102,37 (13,49)1876,000,002**Экзистенциальность (E)97,62 (14,18)102,95 (17,47)2032,000,013*Общий показатель экзистенциальной исполненности (G)194,32 (23,21)205,32 (28,41)1847,500,001***M – среднее значение.SD – стандартное отклонение.*Значимость при p<0,05 (Критерий Манна-Уитни)** Значимость при р<0,01 (Критерий Манна-Уитни)*** Значимость при р<0,001 (Критерий Манна-Уитни)Как видно из таблицы 12, существуют статистически значимые различия между студентами 1 и 4-5 курса по показателям реализации всех экзистенциальных мотиваций (фундаментального доверия, фундаментальной ценности, самоценности, соотнесения со смыслом и общим показателем исполненности экзистенциальных мотиваций), а также по таким параметрам экзистенциальной исполненности как самотрансценденция, ответственность, субшкалам «Персональность» и «Экзистенциальность» и общему показателю экзистенциальной исполненности. По всем перечисленным параметрам студенты 4-5 курсов демонстрируют более высокие результаты.Г. Результаты сравнительного анализа переживания одиночества, уровня тревоги и депрессии у девушек и юношей.Ниже, в таблице 16, представлены результаты сравнительного анализа переживания одиночества, уровня тревоги и депрессии у девушек и юношей.Таблица 13. Переживание одиночества, тревога и депрессия у юношей и девушек (Опросники «Шкала тревоги» А.Бэка, «Шкала депрессии» А.Бэка, Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).ГруппыФакторыСтуденты-юноши. N=50. M(SD)Студенты-девушки. N=50. M(SD)Критерий Манна-Уитни(статистика U)Уровень значимостиПереживание одиночества.15,73 (7,93)16,95 (9,49)3573,500,723Тревога9,03 (4,99)12,73 (7,97)1975,000,007**Депрессия9,58 (6,51)13,85 (8,97)2090,500,025*M – среднее значение.SD – стандартное отклонение.*Значимость при p<0,05 (Критерий Манна-Уитни) ** Значимость при р<0,01 (Критерий Манна-Уитни)Как можно заметить из таблицы 16, статистически значимые различия между юношами и девушками выявлены по выраженности депрессии и тревоги. По обоим показателям девушки демонстрируют более высокие результаты. По показателю переживания одиночества юноши и девушки статистически значимо не различаются. Не было выявлено различий между данными группами испытуемых и по параметрам реализации экзистенциальных мотиваций и экзистенциальной исполненности.Д. Результаты качественного анализа ответов на опросник одиночества UCLA, опросник экзистенциальных мотиваций TEM и шкалу экзистенции.В целях изучения особенностей переживания одиночества в студенческом возрасте нами был также проведен качественный анализ ответов испытуемых на опросник «Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA», что позволило сделать некоторые выводы. Так, с утверждением «Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает» выразили согласие 82% студентов 1-го курса, что более чем в 2 раза превышает число согласившихся студентов 4-5 курса (36%). Несколько чаще, чем студенты 4-5 курса, первокурсники выражали согласие с утверждением «Люди вокруг меня, но не со мной»: 1 курс – 79%, 4-5 курс – 54%. При этом достаточно большое количество студентов как 1, так и 4-5 курса утвердительно отвечали на вопрос «В действительности никто, как следует, не знает меня» (1 курс – 70%, 4-5 курс – 71%), «Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи» (1 курс – 62%, 4-5 курс – 62%).У студентов, набравших по шкале одиночества от 21 до 60 баллов (средний и высокий уровень одиночества) были проанализированы ответы на опросник экзистенциальных мотиваций TEM.

Эта работа вам не подошла?
У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб. Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!
Заказать работу
Похожие работы
Совершить оплату можно с помощью:
  • webmoney
  • yandex
  • mastercard
  • visa
  • qiwi